Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зуева Анастасия Олеговна

"Технологическая карта учебного занятия (урока) по литературе"

скачать документ

Вернуться назад
Технологическая карта учебного занятия (урока) по литературе на тему «А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер».
Автор: Зуева Анастасия Олеговна
МАОУ «Средняя школа №38» МО г.Каменск-Уральский
Учитель русского языка и литературы

1. Класс: 5. Предмет: Литература

Место и роль урока в изучаемой теме:
Урок закрепления изученного ранее материала (анализ лирического произведения, продолжение знакомства со стихотворением, которое изучалось в начальной школе).

2. Ресурсы учителя:
Коммуникативный
Информационный
Технологический

3. Ресурсы для обучающихся:
Информационный – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.
Мотивационный – умение ставить цели, планировать.

4. Оборудование урока: учебник по литературе (Коровина В.Я.), компьютер, проектор, рабочие листы (раздаточный материал), кубик Блума для рефлексии

5. Межпредметные связи:
Музыка
Живопись
Русский язык

Тема
Методические рекомендации для учителя

Тип урока
Урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения полученных знаний): комбинированный урок.

Цели
Обучающие:
углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер»;
помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом;
формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;
учить наблюдать, сравнивать и анализировать.
Развивающие:
развитие навыка анализа лирического стихотворения;
развитие творческой активности;
развитие речи учащихся, воображения;
развивать способность воспринимать произведения различных видов искусств.
Воспитательные:
воспитание любви к поэзии, живописи;
воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

Задачи
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование ценностных ориентиров: саморегуляции, самооценки;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Метапредметные:
- организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся самостоятельному выделению  и формулировке познавательных задач;
 - обучение учащихся построению монологического речевого высказывания;
 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Предметные:
- углубление знаний по биографии А.С. Пушкина;
- работа с текстом стихотворения «Зимний вечер».
- изучение роли средств художественной выразительности

Основное содержание темы
Биография А.С.Пушкина
Анализ лирического произведения (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, чувство лирического героя, настроение и т.д.)

Основные термины и понятия, их определения
Анализ стихотворения  это разбор лирического произведения по определённому плану. 
Эпитет художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Метафора перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Сравнение это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Олицетворение литературный прием, с помощью которого автор наделяет что-то неодушевленное признаками живого существа.

Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные


- понимать смысл стихотворения;
- понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Познавательные:
Осознанно воспринимать литературное произведение; формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного/прочитанного произведения; строить рассуждения.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.


- осознать значимость чтения;
-испытывать потребность в систематическом чтении;
-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.



Ход урока
Примерная дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФОУД*

Организационный этап
Приветствие учащихся.

- Ребята, покажите мне свое настроение. Для этого прошу показать яблоко соответствующего цвета:
Зеленое – отличное настроение
Желтое – нормальное настроение
Красное – плохое настроение
-Я очень рада, что настроены Вы позитивно, давайте начнем нашу работу.
Приветствуют учителя.
Показывают яблоки.
Формирование познавательного интереса.
Фронт.

Актуализация знаний, определение темы и цели урока (мотивационно-целевой этап)
-За окном морозная осень, скоро выпадет снег, а это значит, что скоро? (наступит зима)
-Дома Вы знакомились с биографией великого поэта, заполняли его страничку в социальной сети. Сегодня мы продолжим знакомство с данным автором.
-Итак, прошу обратить Ваше внимание на слайд. Как Вы думаете, что объединяет все эти изображения? (на слайде изображены портреты А.С.Пушкина, современного русского репера Joni и пейзаж Н.П.Крымова «Зимний вечер».
-Я вижу у Вас возникли кое-какие сложности. Предлагаю Вам расслабиться на несколько минут, послушать песню современного исполнителя Joni «Комета», и, все-таки, подумать, что же его объединяет с великим русским поэтом-классиком.
Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.
(А.С.Пушкин написал стихотворение «Зимний вечер», а современный репер Joni включил в припев своей песни «Комета» строчки из стихотворения «Зимнее утро».
Дети слушают композицию, узнают знакомые строчки и начинают подпевать.
Фронт., индивид.

Изучение нового материала (постановка учебной задачи) и её решение (проектировочный, операционально-деятельностный этапы)
-Посмотрите, ребята, как Александр Сергеевич превратил современное ему в вечное.
-Вам понравилась музыка? О чем она? Какова была мелодия?
-Как Вы думаете, чем мы с Вами сегодня будем заниматься на уроке?


Учитель выразительно читает стихотворение.
Отвечают на вопросы.



Планируют свои действия на урок, сами ставят учебную задачу.

Внимательно слушают.
Фронт., индивид.

Первичное закрепление нового материала с проговариванием во внешней речи (операционально-деятельностный этап)
Выявление первичного восприятия стихотворения:
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Какую картину вы представили?
Анализ стихотворения:
– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части.)
–Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)
– Найдите эти части.
(1 часть: «Буря мглою небо застучит»;
2 часть «Наша ветхая лачужка».)
– Прочитайте про себя первую часть.
– Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)
- Что значит «бушевала»? (Проявляться с необычайной, разрушительной силой (о ветре, воде, огне, чувствах).
– Как описывает поэт бурю? С чем он ее сравнивает? (Как живое существо, сравнивает со зверем).


Отвечают на вопросы.


Фронт., индивид.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (операционально-деятельностный этап)
Продолжение анализа стихотворения, работа с рабочими листами:
- Как называется такое средство художественной выразительности, когда поэт один предмет сравнивает с другим, похожим на него чем-то? (Сравнение)
– Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый). Запишите их.
– Почему поэт прибегает к таким сравнениям? Зачем они нужны. Какова их роль?
– Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)
- Что такое олицетворение?
– Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет, буря заплачет).
Давайте запишем.
– Что означает слово «кроет»? (Покрывает.)
- Что означает слово кровля? (Кровля - то, что покрывает дом, крыша.)
– Какая кровля? Что означает слово обветшалая? (Обветшалая - старая, разрушающаяся.)
– Какой вечер предстал перед нами? (Холодный, метельный.)
– Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
– Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)
– Ударения в словах падают на какие звуки? (о, а, у, е, и.)
– Что они изображают, на что похожи? (Завывание вьюги.)
- А теперь послушайте строки стихотворения и скажите, какие звуки мы слышим? (ш, с, з, ч)
(То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.)
–Что позволяют услышать эти звуки? (Позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном).
– На какие слова падает логическое ударение? (На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)
- Почему на глаголы? Что этим подчеркивает поэт? (Смена действия, события)
–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.
– Получилось прочитать выразительно?
– Что пытались передать?
–Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.
–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)
– Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури.)
– Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).
– Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль. (от ссылки)
– Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)
– Как Пушкин называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.) – Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.
– Найдите эти строки.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
– Что такое веретено?
– Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)
– Поэт одинок в деревне, здесь нет друзей, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.
– Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? (ветхое, печальное, темное)
– Какие слова помогают передать грустное настроение? (Мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе)
– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.
– Что просит он у няни?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
– Что напоминают эти строки? (Русскую народную песню)
– Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?
–Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)
- Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном? (Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).
– Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.
– Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)
– Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)
– Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.
–Прочитайте выразительно всё стихотворение.
Продолжают отвечать на вопросы, записывают в рабочих листах.



































































Один-два ученика читают первую часть.

























































































































Читает один человек.
Фронт., индивид.

Контрольно-оценочный этап
Подведение итогов:
-Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.
Обобщение:
– Кому посвящено стихотворение
– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения?
– Какой изображена зима в стихотворении?
было у поэта, когда он писал это стихотворение?
–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?
– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?
Домашнее задание:
1 уровень –
Выразительно читать стихотворение
2 уровень –
Выразительно читать стихотворение, продолжить работу с рабочими листами (выписать метафоры и эпитеты)
3 уровень –
Сделать иллюстрацию к стихотворению, выучить его наизусть и продолжить работу с рабочими листами (выписать метафоры и эпитеты).
Внимательно слушают учителя.















Отвечают на вопросы учителя.


















Записывают домашнее задание.
Индивид.

Рефлексия
-Дорогие ребята, я благодарю Вас за плодотворную работу на уроке. Перед Вами кубик Блума, давайте попробуем оценить нашу с Вами работу на уроке. Вы можете выбрать любую грань кубика и составить предложение о Вашей работе на уроке.
Передают кубик друг другу, проговаривая итоги занятия.
Индивид.

* Формы работы (ФОУД): фронтальные, групповые, парные, индивидуальные и др.



Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X