Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Орехова Дарья Ивановна

"Педагогическая деятельность как творческий процесс"

скачать документ

Вернуться назад

Педагогическая деятельность как творческий процессКирпичева Елена Викторовна,к.ф.н., доцентОрехова Дарья Ивановна,студенткаФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»Актуальность: в данной статье всё внимание уделяется педагогической деятельности учителя как творческий процесс. Рассмотрены основные понятия, такие как: «творчество», «педагогическая деятельность», «мастерство учителя». Приведены взгляды великих педагогов прошлого. В ходе написания статьи, выделялись уровни развития педагогического творчества и приведены три сферы творческой деятельности учителя.Ключевые слова: творчество, педагогическая деятельность, учитель, школа, мастерство.Pedagogical activity as a creative processKirpicheva Elena Viktorovna,Ph.D., Associate ProfessorOrekhova Darya Ivanovna,studentFGBOU VO "Michurinsky GAU"Relevance: in this article, all attention is paid to the teacher's pedagogical activity as a creative process. The basic concepts such as: "creativity", "pedagogical activity", "teacher's skill" are considered. The views of the great teachers of the past are given. During the writing of the article, the levels of development of pedagogical creativity were highlighted and three areas of creative activity of the teacher were given.Keywords: creativity, pedagogical activity, teacher, school, mastery.Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов в современной педагогике и определяет в системе образования существенную задачу – воспитание в обучающихся творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьезных перемен в обществе и жизни в целом.Творчество это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира, а формирование этого происходит в педагогической деятельности. Педагогическая деятельность это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.Развитие у педагогов творческого потенциала приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.Главной особенностью творческой педагогической деятельности педагога выделяют зацикленность объекта и субъекта его профессиональной деятельности на личности обучающегося. В процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности, когда все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности [1, 234-235].Многие великие педагоги прошлого обращали свое внимание на творческий характер педагогической деятельность. В их число входят: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.В развитие понятия о творческой деятельности учителя большой вклад внес С.Т. Шацкий, считавший, что процесс обучения должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, ищущим. В своих трудах он тщательно проанализировал внешнюю - "предметную" и внутреннюю - "человеческую" стороны учителя и ученика. Первая формируется в процессе педагогической деятельности, влияния среды и образа жизни. Вторая, собственно творческая, образуется в результате соединения деятельности педагога, влияния среды и образа жизни с собственной активной деятельностью воспитанника, его личных интересов, потребностей, положительных эмоций.К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества. А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога. В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством.Современная школа нуждается в творческом учителе. Учительская профессия издавна считалась творческой, но объективная потребность в массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни, в связи с ускорением экономического и социального развития, глубокой демократизацией общественной жизни, повышением роли науки. Без настойчивого и повседневного поиска, без инициативы в каждой педагогической ситуации невозможно решить масштабные задачи, поставленные перед российским образованием. Это всегда поиск, связанный с нестандартными ситуациями и направленный на реализацию индивидуальных особенностей и возможностей учителя. Подлинное воспитание и обучение это творение новой личности, созидание человека путем пробуждения его внутренних сил и способностей. Значительную роль в творческом процессе играют предвидение, выдвижение и проверка гипотез, догадка, интуитивное предвосхищение будущего, эмоциональные ожидания. Педагогическое творчество во многом определяется своеобразием, сложностью, уникальностью и деликатностью его предмета- формирующейся человеческой личностью. Без внутренней активности воспитанника, без его идущей навстречу влияниям деятельности все усилия оказываются тщетными. Это и определяет такую важную особенность педагогического творчества, как необходимость сотрудничества, сотворчества с воспитанниками.Требования к педагогическому творчеству: вдохновение; чувство нового; целеустремлённость; последовательность; настойчивость; любовь к детям; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики); педагогическая техника (техника речи, пантомимическая техника, техника контактного взаимодействия); внесение в педагогику своего творческого вклада.Важнейшей предпосылкой творчества учителя является многоуровневость и подвижность структуры педагогической деятельности. Б.Ф. Ломов отмечает, что предметная деятельность включает субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, которые являются важнейшими сторонами человеческого бытия и между которыми существуют различные взаимопереходы. Это положение полностью применимо к педагогической деятельности, которая строится по типу взаимодействия и в которой существуют многообразные субъект-субъектные (учитель-ученик, учитель-учитель, ученик-ученик, учитель-родители и т.д.) и субъект-объектные (учитель-планирование урока и т.д.) отношения, а также взаимосвязи и взаимопереходы этих отношений [4, 132].Состояние творчества является основой педагогического мастерства учителя. Только осознав творческую природу своей работы, он перестает трактовать ее как простую передачу новым поколениям определенного набора знаний. К основам педагогического мастерства относятся:Готовность к творческой деятельности: Наличие глубоких и всесторонних знаний и их переработка и осмысление;Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;Способность к самосовершенствованию и самообразованию;Разработка новых методик, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание;Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов;Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;Способность к импровизации. Основанной на знаниях и интуиции.Итак, педагогическое мастерство это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях [2, 144].Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.Уровни развития педагогического творчества:Профессиональное становление - уровень элементарного творчества (уровень проб и ошибок)Стихийное самосовершенствование - частно- методический уровень (ЗУН + массовый опыт + передовой опыт)Планомерная рационализация - проектирование и создание своей системы работы (свой опыт + опыт коллег, анализ, вариативность)Оптимизация процесса и результатов труда - планомерное, системное творчество (основа: принципы оптимизации педагогического процесса)Эвристический уровень - творческое использование возможностей живого общения с ученикамиНаучно организованное творчество - основа: идеи, принципы, методы НОТ педагога [5, 67].Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [3, 156].В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.Список литературыАндреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. С.230-240.Байкова Л.А. Педагогическое мастерство учителя и педагогические технологии: Уч. пос. для студ. высших уч. зав. М.:Пед. общество России, 2020г 256с.Кудрявцев В.Т. О творческой природе человеческой деятельности // проблема психологии творчества в работе с людьми: Тез. докл. и выст. на Всесоюзной научной конференции. Гродно, 2017. Ч.1.Паринова Г.К. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2022, № 5, с.132.Харин Ю.А. Сущность творческой деятельности // Творчество в научном познании / Под ред. Д.И. Широканова. Минск, 2016. 83 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X