Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Матиенко Елена Анатольевна
Кружок: "Веселые пальчики"
скачать документВернуться назад
Кружок в средней разновозрастной группе «Улыбка»«Весёлые пальчики»(Пальчиковые игры для развития речи у детей 3-4 лет)Воспитатель: Матиенко Е.АЦель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие речи детей. Задачи: совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; развивать память, звуковую культуру речи.Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки.Дети познают мир посредством касаний. Методы обученияПоказ действий.Действия руками ребёнка.Самостоятельные действия ребёнка. Продолжительность реализации программы.Программа рассчитана на год обучения детей от 3 до 4 лет. При посещении кружка учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Режим занятий. Занятия кружка проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятий от 5 до 10 минут. Список детей.1.Проходная Анна2.Висалова Хадижа3.Иванча Мелания4.Колосова Карина5.Погорелова Полина6.Черникова Александра7.Конотенко Елизавета8.Калиниченко Милана9.Дерлыш Дмитрий10.Лепёшкина Вероника11.Далгатов Султан12.Нуфаров Сулейман13.Чхайлова Мария14.Писарева Диана15.Гапоненко Василиса16.Кузнецова ПолинаПлан работы кружка.Сентябрь1 неделя«Собираем листочки»Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)Листья рябиныЛистики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем2 неделя«Листья осенние тихо кружатся»Листья осенние тихо кружатся, ( плавные движения кистями рук слева направо)Листья нам под ноги плавно ложатся( плавно опускаем ручки вниз)И под ногами шуршат, шелестят,( трем ладошки друг о друга)Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем) 3 неделя«Яблоки»Большой пальчик яблоки трясёт.Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.Второй их собирает.Разгибаем указательный палец.Третий их домой несёт.Разгибаем средний палецЧетвёртый высыпает.Разгибаем безымянный.Самый маленький – шалун.Разгибаем мизинец.Всё, всё, всё съедает.4 неделя«Компот»Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.Фруктов нужно много вот:Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.Грушу будем мы рубить,Отожмём лимонный сок,Слив положим на песок.Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».Угостим честной народ. Развести руки в стороныОктябрь1 неделяОвощи»У девочки АриночкиОвощи в корзиночке.Сложить ладони «корзиночкой».Вот пузатый кабачокПоложила на бочок,Перец и морковкууложила ловко.Помидор и огурец.Сгибать пальчики, начиная с большого.Вот Арина — молодец.Показать большой палец.2 неделя«Капуста»Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)3 неделя «Осень»Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)Дождик стал по ним стучатьКап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад) Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую руку)4 неделя«Грибы»(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)Раз, два, три,четыре, пять!Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)Этот пальчик гриб нашёл,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик всё съел,Оттого и растолстел. Ноябрь1 неделя«Что делать после дождика»Что делать после дождика?(Соединяем по очереди все пальцы с большими).По лужицам скакать!(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой).Что делать после дождика?(Соединяем все пальцы рук с большими).Кораблики пускать!(Рисуем обеими руками восьмёрку).Что делать после дождика?На радуге кататься!(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу0Что делать после дождика?Да просто улыбаться!(Улыбаемся).2 неделя«Червячки»Раз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).Раз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.Вдруг ворона подбегает,Головой она кивает,(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).Каркает: "Вот и обед!"(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).Глядь - а червячков уж нет!(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)3 неделя«Котята»(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых, Два маленьких самыхИ самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).4 неделя«Гномик»Жили-были гномики(Указательным и большим пальцем показываем размер)В расчудесном домике.(Ладони сложены в виде крыши)Папа-гном дрова рубил,(Ребром кисти ударяем о ладонь)Гном-сынок их в дом носил,(Хватательные движения руками)Мама-гномик суп варила,(Кисти округлены, шарообразные движения)Дочка-гном его солила,(Пальцы сложены в «щепотку»)Гномик-бабушка вязала,(Имитируем вязание на спицах)Гномик-тетушка стирала,(Потираем ладошки друг о друга)Дед – окошко открывал,Всех знакомых в гости звал!(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)Декабрь1 неделя«Снежинки»Стою и снежинки в ладошкуРитмичные удары пальцами левойловлю.руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.Я зиму, и снег,Ритмичные удары пальцами правойи снежинки люблю,руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.Но где же снежинки?На вопрос сжать кулаки, на ответ —В ладошке вода,разжать.Куда же исчезли снежинки? Куда?На первый вопрос сжать кулаки, навторой — разжать.Растаяли хрупкие льдинки-лучи...Мелкие потряхиваниярасслабленными ладонями.Как видно, ладошки мои горячи2 неделя«Собака» Заворчал живой замок, Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.Лег у двери поперек.Пальцы соединяют «домиком».Две медали на груди,Лучше в дом не заходи!Крепко схватит за штаны,Ты беги, беги, беги! Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.3 неделя«Ёлочка»Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)Что за чудеса случилисьЭтой ночью новогодней.Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)А увидели парад:В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)Пушистая, в иголочках.4 неделя«На ёлке»Мы на елке веселились,Ритмичные хлопки в ладоши.И плясали, и резвились,Ритмичные удары кулачками.После добрый Дед Мороз«Шагают» по столу средним и указательнымНам подарки преподнес.пальцами обеих рук.Дал большущие пакеты,«Рисуют» руками большой круг.В них же — вкусные предметы:Ритмичные хлопки в ладоши.Конфеты в бумажках синих,Загибают пальчики на руках, начиная с больших.Орешки рядом с ними,Груша, яблоко, одинЗолотистый мандарин.Январь2 неделя«В гости»В гости к пальчику большому(выставляют вверх большие пальцы)Приходили прямо к дому(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)Указательный и средний,(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)Безымянный и последний,С ним мизинчик-малышок(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)Постучался о порог.(кулачками стучат друг о дружку)Вместе пальчики-друзья,Друг без друга им нельзя.(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)3 неделя«Пирожки»Я пеку ,пеку, пеку (Пекут пирожки .То одна рука сверху, то другая).Всем друзьм по пирогу:Пирожок для мышки (Поочередно загибают пальчики.)Для заики-мылышки,Для лягушки пирожок.Мишка, съешь и ты,дружок!Пирожок тебе, лиса.Очень вкусная игра! ( Хлопают в ладоши.) 4 неделя«Снегири»Раз, два, три! Раз, два, три!Прилетели снегири ("снегири бегают).Грудки показали ("снегири" выпячивают грудь).Ягод поклевали ("снегири изображают, что клюют ягоды).Прыгали во веткам ("снегири" прыгают).Февраль1 неделя«Строим дом»Целый день тук да тук-Раздаётся звонкий стук.(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)Молоточки стучат,(Стучать кулаком о кулак)Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).(Пальцы соединить, показать «крышу»)Вот какой хороший дом,(Сжимать-разжимать пальцы.)Как мы славно заживём.( Вращать кисти рук)2 неделя«ДОМ»Я хочу построить дом,Руки над головой "домиком".Чтоб окошко было в нём,Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".Чтоб у дома дверь была,Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. Рядом чтоб сосна рослаПальцы растопырены. Руки тянем вверх.Чтоб вокруг забор стоял,Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.Пёс ворота охранял.Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.Дождик шёл,"Стряхивающие" движенияИ тюльпан в саду расцвёлПредплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.3 неделя «Помощники»Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого)И большую поварешку.Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился,Ложку мы чуть-чуть сломали.Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)4 неделя« Оловянный солдатик стойкий»Оловянный солдатик стойкий,На одной ноге постой-ка.На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)Если ты солдатик стойкий.Ногу левую — к груди,Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)Март1 неделя «К нам пришла весна»К нам весна пришла,Цветы красивые принесла! (ручки протягивают вперёд «с букетом»)В палисадник мы пошлиИ венок себе сплели! (пальчики двигаются, будто плетут венок)2 неделя«Цветочек»Ой, в нашем цветникеБольшой цветок на стебельке. (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки)От ветерка качается, (движения руками вправо-влево)И мне улыбается!Я мамочку поцелуюИ цветочек подарю ей! (мимика, жесты)3 неделя «Радуются взрослые и дети»Кто ещё радуется солнышку?Радуется дедушка,Радуется бабушка,Радуется мамочка,Радуется папочка,Очень радуюсь я.Рада солнцу вся семья!Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок4 неделя «Большая стирка»Буду маме помогать,Буду сам белье стирать(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)Мылом мылю я носки(провести кулачком по ладошке)Крепко трутся кулачки(трем кулачками друг о друга)Сполосну носки я ловко(двигать кистями рук вправо-влево)И повешу на веревку(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)Апрель1 неделя «Радуются взрослые и дети»Кто ещё радуется солнышку?Радуется дедушка,Радуется бабушка,Радуется мамочка,Радуется папочка,Очень радуюсь я.Рада солнцу вся семья!Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок2 неделя «Весна»«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши)Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам)Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)А у всех людей весноюЭто вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)3 неделя«Насекомые» Полосатая пчела.Прилетела к нам вчера(загибать пальцы по одному)А за нею шмель-шмелёкИ веселый мотылек,Два жука и стрекоза,Как фонарики глаза.(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)Пожужжали, полетали,(машут ладошками)От усталости упали.(уронить ладони на стол) 4 неделя «Бабочка»Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.Ах, красавица какая-Эта бабочка большая!Над цветами полетала-И мгновенно вдруг пропала.Май1неделя «Две сороконожки»Бежали по дорожке.Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)Встретились, (Ладошки друг напротив друга)Обнялись, (Ладошки переплелись)Насилу расстались - (Ладошки разжались)И – попрощались! (Ладошки машут, прощая2 неделя «Паучок»Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл.Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на веткеРуки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).Хлопок ладонями по столу/коленям.Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.Действия аналогичны первоначальным."Паучки" ползают на голове.3 неделя «Радуга»Гляньте: радуга над нами,(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)).Над деревьями,(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).Домами,(Руки сложены над головой крышей).И над морем, над волной,(Нарисовать волну рукой).И немножко надо мной.(Дотронуться до головы).4 неделя «Маленькая мышка»Маленькая мышкаПо городу бежит,(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).Глядит ко всем в окошки,(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).И пальчиком грозит:(Грозим пальчиком)"А кто не лёг в кроватку?(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).А кто не хочет спать?(Переворачиваем руки на другой "бок".)Такого непослушногоЯ буду щекотать!"(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)Используемая литература:Е.А. Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста".Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009Интернет ресурсы.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.