Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Березова Татьяна Александровна
Урок по теме "Имя прилагательное"
скачать документВернуться назад
Тема урока: «Имя прилагательное».
Класс: 2 класс.
Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок новых знаний, систематизация знаний.
Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном.
Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Цель урока:
обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, тексты, листы оценивания.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей!
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Учитель: А сейчас вспомним правила письма.Тетрадь правильно кладу,Ручку правильно держу, За посадкой слежу,С чистотою я дружу, На «отлично» напишу!
Откройте тетрадки. Запишите число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года.
- О каком времени года они нам говорят?
( О весне)
Учитель: Какой первый звук в слове весна?Дайте характеристику этому звуку. ( Согласный, парный звонкий). Какой буквой обозначается на письме?Напишите красиво!Вв .
Словарный диктант
3.Актуализация знаний.
Ребята, если вы учитесь в школе. Как вас можно назвать. (Ученики)
А каким должен быть ученик?
Внимательный, аккуратный, трудолюбивый, активный, любознательный, самостоятельный.
А на какой вопрос отвечают эти слова (Какой?)
У: Какая часть речи помогла описать эти?
Д: Имя прилагательное.
Учитель: ДА. Тема нашего урока: имя прилагательное. Что вы знаете о прилагательном?
Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?
Дети: Что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит?Уметь: находить в тексте имена прилагательные, правильно употреблять в речи.
4. Осмысление
Игра. Отгадай «Кто это?»
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.
Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком речь.
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, осторожная. Лиса
Маленький, юркий, колючий. Ёж
Злой, голодный, серый. Волк
– Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?
– Записать словосочетание, указать главное слово, поставить вопрос.
Медведь (какой?) косолапый.
Лиса (какая?) хитрая, рыжая.
Ежик (какой?) колючий
Волк (какой?) злой, голодный.
Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь?
Дети: С помощью имён прилагательных
- Учитель: Какую роль играют имена прилагательные?
Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет.
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных?
(Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. УЧЕБНИК С.88
Значит, что обозначают имена прилагательные?
Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.
Физкультминутка:
6. Связь сущ. и прилаг.
Слова какой части речи поясняют прилагательные?
Работа с учебником с.87 Упр.151
Вывод: прилагательные связаны с сущ.
7. Роль имени прилагательного в нашей речи.
1) Работа с двойным текстом
- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста :
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят перелётные птицы.
Учитель: О чем первый текст?
Дети: О весне.
Учитель: А второй текст о чём?
Дети: О весне.
Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
Дети: Наличие прилагательных.
Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Дети: Они сделали текст более красивым, интересным.
Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Работа в парах, карточки
11.Обобщение материала:
Учитель: А сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
Учитель: Скажите, ребята, какие части речи мы с вами уже изучили?Учитель: Расскажите об имени прилагательном.
Ученик: Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какое? какие? какой?
Обозначает признак предмета.
- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?
(Для описания и уточнения)
- Что уточняют имена прилагательные?
(Имена существительные)
- Что можно описать с помощью имён прилагательных?
(Форму, вкус, цвет, размер, запах и т. д.)
- Итак, ответим на главный вопрос урока.
- Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
- Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.
12.Подведение итогов, оценивание:
Учитель: Молодцы.
Учитель: Послушайте стихотворение об имени прилагательном.
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось
Меня удивило
Мне понравилось
Я порадовался за
Я хочу поблагодарить за
Я могу похвалить себя за
Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей).
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке.
Желаю вам дальнейших успехов
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2016. Русский язык. 1-4 классы.
Класс: 2 класс.
Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок новых знаний, систематизация знаний.
Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном.
Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Цель урока:
обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, тексты, листы оценивания.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей!
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Учитель: А сейчас вспомним правила письма.Тетрадь правильно кладу,Ручку правильно держу, За посадкой слежу,С чистотою я дружу, На «отлично» напишу!
Откройте тетрадки. Запишите число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года.
- О каком времени года они нам говорят?
( О весне)
Учитель: Какой первый звук в слове весна?Дайте характеристику этому звуку. ( Согласный, парный звонкий). Какой буквой обозначается на письме?Напишите красиво!Вв .
Словарный диктант
3.Актуализация знаний.
Ребята, если вы учитесь в школе. Как вас можно назвать. (Ученики)
А каким должен быть ученик?
Внимательный, аккуратный, трудолюбивый, активный, любознательный, самостоятельный.
А на какой вопрос отвечают эти слова (Какой?)
У: Какая часть речи помогла описать эти?
Д: Имя прилагательное.
Учитель: ДА. Тема нашего урока: имя прилагательное. Что вы знаете о прилагательном?
Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?
Дети: Что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит?Уметь: находить в тексте имена прилагательные, правильно употреблять в речи.
4. Осмысление
Игра. Отгадай «Кто это?»
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.
Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком речь.
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, осторожная. Лиса
Маленький, юркий, колючий. Ёж
Злой, голодный, серый. Волк
– Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?
– Записать словосочетание, указать главное слово, поставить вопрос.
Медведь (какой?) косолапый.
Лиса (какая?) хитрая, рыжая.
Ежик (какой?) колючий
Волк (какой?) злой, голодный.
Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь?
Дети: С помощью имён прилагательных
- Учитель: Какую роль играют имена прилагательные?
Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет.
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных?
(Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. УЧЕБНИК С.88
Значит, что обозначают имена прилагательные?
Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.
Физкультминутка:
6. Связь сущ. и прилаг.
Слова какой части речи поясняют прилагательные?
Работа с учебником с.87 Упр.151
Вывод: прилагательные связаны с сущ.
7. Роль имени прилагательного в нашей речи.
1) Работа с двойным текстом
- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста :
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят перелётные птицы.
Учитель: О чем первый текст?
Дети: О весне.
Учитель: А второй текст о чём?
Дети: О весне.
Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
Дети: Наличие прилагательных.
Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Дети: Они сделали текст более красивым, интересным.
Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Работа в парах, карточки
11.Обобщение материала:
Учитель: А сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
Учитель: Скажите, ребята, какие части речи мы с вами уже изучили?Учитель: Расскажите об имени прилагательном.
Ученик: Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какое? какие? какой?
Обозначает признак предмета.
- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?
(Для описания и уточнения)
- Что уточняют имена прилагательные?
(Имена существительные)
- Что можно описать с помощью имён прилагательных?
(Форму, вкус, цвет, размер, запах и т. д.)
- Итак, ответим на главный вопрос урока.
- Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
- Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.
12.Подведение итогов, оценивание:
Учитель: Молодцы.
Учитель: Послушайте стихотворение об имени прилагательном.
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось
Меня удивило
Мне понравилось
Я порадовался за
Я хочу поблагодарить за
Я могу похвалить себя за
Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей).
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке.
Желаю вам дальнейших успехов
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2016. Русский язык. 1-4 классы.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.