Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Евгения Александровна Лайкевич

Тико в Апельсинке

скачать документ

Вернуться назад

-1092835-719455Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мурминский детский сад №1» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Методическое пособие по развитию конструктивных способностей у детей старшей разновозрастной группы«ТИКО в Апельсинке»Разработала воспитатель высшейквалификационной категорииЛайкевич Е. А.20224145915-909955Введение ФГОС ДО устанавливает обязательные требования и нормы ксодержанию основной образовательной программы дошкольного образования, кусловиям и формам ее реализации.Основная позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиямзаключается:в поддержке самостоятельности иинициативы детей;в предоставлении детям выбора материалов, видов деятельности;в признании дошкольника полноправным участником образовательнойдеятельности;в формировании познавательных действий и познавательных интересов детей в различных видах деятельности.Конструирование в ФГОС ДОопределено как компонент обязательной части программы, способствующий развитиютворческой активности детей,исследовательской деятельности,умениюэкспериментировать и наблюдать. Опыт,получаемый дошкольником в ходе конструирования, незаменим. У детей происходит формированиеумений и навыков творческой,исследовательской деятельности, развитие конструктивного мышления.Введение и реализация Федерального государственного стандарта требует от педагогов организацииразвивающей среды, применения нетрадиционных формработы с детьми.Вэтом случае конструктивно-модельная деятельность являетсяидеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать обучение,воспитание и развитие детей в игре, а так же с помощью образовательныхконструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ееразвивающей.В дошкольном образовании должны бытьобеспечены условия для освоения детьми первичных математическихпредставлений и образов через создание предметно-пространственной среды,образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.Итак мы видим, что на современном этапе актуальным для педагогов становитсяпоиск новых вариативных форм, методов,способов, и средств развития конструктивныхспособностей детей, учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности, интересы детей основанные на личностно-ориентированном,деятельностномподходах..4255135-954405АктуальностьНесмотря на то, что многие образовательные программы дошкольногообразования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в нихдеятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании избумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, которые используют в ДОУдля детского конструирования, педагогами редко используютсяготовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболееуниверсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который позволяет педагогу и ребенку включиться в совместную деятельность.Технология ТИКО-моделирования является универсальным средством для интеллектуального развитиядошкольников, которое обеспечивает интеграцию образовательных областей:- социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействияребенка с другими детьми и со взрослым, становление самостоятельности,целенаправленности и самоконтроля собственных действий;- познавательное развитие: воплощениезамысла из деталей ТИКО-конструктора,техническое конструирование;- речевое развитие:рассказывание и драматизация сказок,на занятиях обучение грамоте с помощью конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха,словообразование);- художественно-эстетическое развитие: творческое конструированиепо теме или по замыслу;- физическое развитие:крупная и мелкаямоторика обеих рук.Работа с ТИКО-конструктором помогает педагогу сочетать воспитание, образование, и развитиедошкольников в игре.Данный вид деятельности помогает формировать познавательную активность,навыки общения и сотворчества, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, способствует воспитанию социально-активной личности, дает ребенку возможность экспериментировать и создавать свойсобственный мир.Технология работы с конструктором ТИКО в ДОУ развивает у детейнавыки конструкторской и проектной деятельности воснове которой лежат исследованиягеометрических фигур и интеграция изученных геометрических модулей с цельюмоделирования объектов окружающего мира.4407535-802005Работа с игровым конструктором имеет:социализирующую направленность, через развитие общения ивзаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлениесамостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственныхдействий; развитие социального и эмоционального интеллекта;обучающую направленность, ориентированную на формирование изакрепление логико-математических представлений детей старшего дошкольного возраста;развивающую направленность, которая реализуется через развитиепознавательного интереса у дошкольников, умение обобщать,сравнивать, анализировать.4084955-889635Цель:развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольноговозраста, через применение технологииТИКО-моделирования.Задачи:Обучающие- совершенствовать представления о плоскостных и объёмныхгеометрических фигурах, телах и их свойствах- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и пособственному замыслу;Развивающие- расширять представления об окружающем мире- развивать психические процессы- формировать умственные операции (сравнение, анализ, классификация и обобщение);- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки);- создавать условия для творческой самореализации, мотивации на успех.Воспитывающие- поддерживать интерес детей к совместной деятельности, проявляя настойчивость целеустремлённость ивзаимопомощь;- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.Инновационность и педагогическая целесообразность ТИКО заключается:• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогамразвивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, атакже в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемноемоделирование;• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучениедетей вне организованной образовательной деятельности и стимулировать активность ребенка вусловиях свободного выбора деятельности;• в направленности ТИКО на развитие ключевых компетентностейдошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная инаправленность на новые образовательные результаты: инициативность,любознательность и самостоятельность детей;• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепцииматематического образования в Российской Федерации;• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностныйподходы в обучении детей.Ожидаемые результатыДети способны:- различать и называть фигуры;- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;- ориентироваться в пространственных понятиях;- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;- конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их вединую сюжетную линию;- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее вконструктивных действиях;- создавать коллективные сюжетные композиции;- взаимодействовать в парах и минигруппах при воплощенииконструктивного замысла.Формы контроля и методы оценкиПедагогическое наблюдение за:- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для полученияжелаемого результата;- умением детей самостоятельно решать учебную задачу, доводить дело до конца;- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания. Работа с конструктором ТИКОсостоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и«Объемное моделирование». У каждого модуля свои цели и задачи.Модуль «Плоскостное моделирование»Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ иконструирование плоскостных тематических конструкций.Задачи:- Развитие умения конструировать по схемам и пословесной инструкции.- Развитие умения определять и называть геометрические фигры, а такженаходить многоугольники по заданным свойствам.- Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников поформе, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраиватьмногоугольники.- Развитие умения рисовать многоугольники и схемы собранныхфигур.- Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематическиефигуры с использованием многоугольников.- Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложныеорнаменты, используя принцип пространственной симметрии.- Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенкунеобходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов наплоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,рисунки.Модуль «Объемное моделирование»Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструированиемногогранников и объемных тематических конструкций.Задачи:- Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.- Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу,по словесной инструкции, по технологической карте и по собственномупредставлению.- Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их(ребра, вершины, углы, основания).- Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или позаданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основаниемкоторого является шестиугольник).- Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.- Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом сцелью создания моделей предметов окружающего мира.- Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами иорнаментами.- Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированноесамостоятельно или в сотворчестве.Этапы работы с конструкторомКаждый модуль реализуется в несколько этаповЭтапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит отувлеченности ребенка и от результатов деятельности1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения,конструирование по образцу и по схемам.Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основныеспособы конструирования – по образцу, по схеме.На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация»,«Чудесный мешочек», «Найди и отгадай».2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составлениеорнаментов.Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где детисовместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверкуиндивидуальных работ.3этап. Коллективное сюжетное конструирование.На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки,объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.Приемы работы с конструктором:- Работа по образцу, рисунку, иллюстрации- Незаконченный образец постройки- Создание конструкций по заданным условиям- Создание по схеме, по контурной схеме- Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор)- Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу- Устный диктант (графический диктант)- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот- «Прием замещения геометрических фигур»- Творческое конструирование, создание сюжетных композицийМетоды и формы работы с детьмиКонструкторы ТИКО могут использоваться в различных формахорганизации детей:− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной илиподгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представленийдетей:как составная часть занятия;как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;при организации коллективной деятельности детей, когда детиобъединяются в мини-группы для выполнения заданий;при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одногозадания или индивидуального выполнения разных заданий с последующейвзаимопроверкой;при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащенияпредметно-развивающей среды и при условии косвенного руководствадеятельностью детей;при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития детейвконструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических действий при оценкетэффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.Список литературы:1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условияхвведения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод.центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. центр«Маска», 20132. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,20103. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 20084. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. иперераб. – М,: ТЦСфера, 20145. Концепция математического образования в Российской Федерации от24.12.2013 года6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования7. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 20088. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы(методические и дидактические материалы для работы с конструктором4008755672465ТИКО)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X