Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Савицкая Елена Леонидовна

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод обучения дошкольников с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении дошкольников с ОВЗСказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей, позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Основной целью сказкотерапии является: снятие эмоционального напряжения, создание игровой доверительной атмосферы, установление межличностных контактов между детьми, формирование адекватной самооценки, умение принятия своих отрицательных сторон, развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок, развитие чувства уверенности в себе, развитие коммуникативных умений и навыков.Для работы с детьми с ОВЗ логопед обычно выбирает народные сказки, основа которых – единство человека и природы. Сюжеты народных сказок разнообразны. Среди них можно выделить следующие виды: сказки о животных, волшебные сказки, повседневные сказки. Для того, чтобы сказка или история помогли ребенку, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:-Сказка должна быть в некоторых деталях идентична задаче ребенка, но не должна иметь с ней полного сходства.-Сказка должна предлагать заменяющий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении задачи.-Сказочный сюжет следует разворачивать в определенной последовательности: жили-были, однажды, из-за этого, кульминация, результат, мораль.Исход сказки при работе с детьми ОВЗ должен быть положительным, позитивным, радостным.Для создания сказки может использовать следующий алгоритм:-Выбрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.-Затем описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.- Поместить героя в проблемную ситуацию, аналогичную реальной ситуации ребенка.-Поиск героем сказки выхода из созданной ситуации. -Осознание героем сказки неправильного поведения и стремление к изменению к лучшему.Сказки позволяют ребенку в комфортном виде воспринять свои трудности и научиться бороться с ними действенным способом. Важно то, что сказки воспринимаются ребенком гораздо лучше, чем просто разговор на беспокоящую их тему, они воспитывают в них чувство собственного достоинства, ответственности за себя и свои поступки.Детей нужно всегда хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Дети нуждаются в друзьях и союзниках, им необходимы наша любовь, понимание и принятие. Каждый ребенок уникален, является полноправной личностью и заслуживает лучшего. Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств, как нерешительность, страх, агрессия. Список литературы:Зинкевич-Евстигнеева, Практикум по сказкотерапии, Речь, 2017И.В.Стишенок, Сказкотерапия для решения личных проблем, Речь, 2020Н.А.Строгова, Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Владос, 2019О.В.Хухлаева. О.Е.Хухлаева, Лабиринт души. Терапевтические сказки. Академический проект, 2019

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X