Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Крюкова Елена Владимировна

Целеполагание и планирование на уроках истории как средство формирования регулятивных УУД.

скачать документ

Вернуться назад

Целеполагание и планирование на уроках истории как средство формирования регулятивных УУД.Крюкова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области.В данной статье представлен опыт работы учителя по организации процесса обучения, направленного на формирование, применение и развитие регулятивных УУД, в частности как это возможно делать на этапе мотивации и проектирования уроков истории и обществознания. Представлены правила построения такого обучения и приведены примеры этапов урока открытия новых знаний: актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения, этап построения выхода из создавшейся ситуации.«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль. Современному обществу нужны люди, обладающие большой долей самостоятельности, умеющие видеть проблемы, определять недостающие элементы в проблемном поле и определять пути и методы их нахождения. Это предполагает построение образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, почувствовать «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций, а развивая себя – развивать общество. Этот социальный заказ выражен в основных документах об образовании. Не столько важен выпускник, обладающий большим багажом знаний, сколько тот, кто обладает большим багажом умений. И прежде всего умением учиться, которое является важным составляющим универсальных учебных действий, названных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом интегральным показателем качества образования в настоящее время. Что есть умение учиться?В психолого-педагогической литературе умение учиться представлено многими авторами: (Н.Ф.Талызина, П.Я.Гальперин – общие приемы учебной деятельности, Е.Д. Божович – общие приемы обучения плюс субъектная составляющая (активная учебная позиция самого учащегося), И.И. Ильясов – способы выполнения деятельности в учении, направленные на изменение личного опыта субъекта).В теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин—В.В.Давыдов) умение учиться рассматривается не просто как умение осуществлять учение вообще, а умение осуществлять наиболее развитую форму учения, связанную с приобретением обобщенных способов действий или теоретических понятий. По Г.А. Цукерман (доктор психологических наук От умения сотрудничать к умению учить себя. Психологическая наука и образование №2/1996) умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Она выделяет в учении этап постановки учебной задачи, когда учащиеся обнаруживают нехватку тех или иных конкретных знаний, которых не хватает для решения вполне определенной задачи. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (универсальными учебными действиями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности, возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.Наиболее полно понятие «универсальные учебные действия» рассматривается в одном из базовых документов — Фундаментальном ядре содержания общего образования. В нем понятие «универсальные учебные действия» представлены в широком значении как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта и более узком (собственно психологическом) значении как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Несмотря на разработанность теории, формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий на практике остается наиболее сложным и противоречивым. В ходе мониторинговых исследований сформированности УУД у выпускников начальной школы на протяжении нескольких лет наиболее низкий процент показывает сформированность регулятивных УУД. Эта тенденция сохраняется и в основной школе.В данном опыте представляю, как это возможно делать на этапе мотивации и проектирования уроков истории и обществознания. На этих этапах формируются и развиваются такие умения как целеполагание - «постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно» и планирования - «определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата», составление плана и последовательности действий. Умение целеполагания и планирования закладываются в начальной школе (1 и 2 этапы формирования УУД), но продолжают формироваться, применяться и развиваться в основной школе (3 и 4 этапы формирования УУД).В ходе работы были выработаны основные моменты (правила), как наиболее существенные при построении обучения, основой которого являются регулятивные УУД.Основным инструментом формирования этой группы УУД является урок, выстроенный по деятельностной технологии. «Важной особенностью таких УУД является то, что вне конкретной деятельности они не существуют. Передавать учащимся способы осуществления данных УУД можно только в процессе специально организуемой (учебной) или практической деятельности». Необходимо тщательно продуманное включение проблемно-мотивационной составляющей на уроке (приемы, связанные с «актуализацией личностной включенности», определением важности и значимости изучаемого материала). Включение проблемно-мотивационной составляющей на уроке актуально для любой современной образовательной технологии. Например, технология проблемного обучения, разрабатываемая в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия, (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) тоже говорит о необходимости создания проблемной ситуации на уроке как ситуации затруднения, которая возникает в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. «Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков». Но основным отличием построение обучения, направленного на формирование и развитие регулятивных УУД является следующее: главная задача состоит не столько в решении проблемы, сколько в нахождении способа решения этой проблемы, промысливание учеником этого способа, пути его нахождения и результативности. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения (Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»).Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе многократного повторения. Отсюда при проектировании уроков у учителя должна быть четко выстроенная логическая схема (система) формирования регулятивных УУД на каждом уроке. Это предполагает полноценною отработку технологий системно-деятельностного подхода и выбор педагогом той, которая дает возможность наиболее полно реализовать возможности своего школьного курса.Учет возрастных и психологических особенностей (возраст ребенка, специфика учебного предмета, этапы формирования УУД, уровень сформированности учебных действий учащихся, включение содержания обучения в поле решения значимых жизненных задач для учеников).Визуализация процесса формулирования учебной задачи и цели урока с помощью презентации, доски и т.д. Это дает возможность работать в равной степени и с аудиалами и визуалами. Инструментами визуализации являются знаково-символические средства, что является работой по формированию и применению других УУД.Создание схемы, алгоритма предъявления материала на этапах целеполагания и планирования на уроке. Для этого необходимо применение речевых конструкций во внешней речи на уроке. Это с одной стороны облегчает работу педагога, а с другой систематизирует ее. Пример 1: История России, 9 класс, тема урока: Крымская война2 этап: актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии Учитель: Приведите примеры поступков людей или исторических событий, которые можно назвать славными? В чем значение слова слава?- Слава – это известность, признание заслуг, таланта, всеобщее уважение.Справочные сведенияПо итогам Крымской войны более 10 тысяч русских солдат и офицеров, были награждены орденами и медалями. На медали участника крымской войны были выбиты слова: На тебя Господи уповаем, да не постыдимся вовек. Позднее сложилась легенда, что три полоски на воротниках русских моряков – это память о трех славных сражениях русского флота: при Гангуте в 1714 году, в бухтах Чесма в 1770 году и Синоп в 1853 году. Судя по этим сведениям, Крымская войны осталась в памяти как славная или позорная страница в истории России?Условия Парижского мира 1856 годРоссия отдает Турции юг Бессарабии и устье реки Дуная. Россия обязуется открыть для беспошлинной торговли несколько портов на Черном море. России предписано не строить на Черном море военный флот и срыть все имеющиеся на черноморских берегах крепости.Судя по этим данным, чем закончилась для России Крымская войны?Проблемный вопрос: почему Крымская война считается славной страницей в истории России, если она закончилась поражением?3 этап: выявление места и причины затрудненияПочему не можем ответить точно и правильно? Потому что не знаем. 4 этап: этап построения выхода из создавшейся ситуацииЧто нам необходимо узнать, выяснить?Учебная задача: Познакомиться с историей Крымской войныЦель: ответить на вопрос: почему Крымская войны считается славной страницей в истории России, если она закончилась поражением?Пример 2: История древнего мира, 5 класс тема урока: История и ее источникиСлайд Археологи - Учитель: Что изображено на слайде? Археологи.- Что они делают? Учитель: Один маленький пятиклассник, подошел к археологам и спросил их: для чего вы ведете раскопки? - Это для истории – ответили археологи.Что вы ребята знаете об истории? (актуализация материала 4 класса)Слайд кластер ИсторияЧто значит понятие история?▼ История – это наука, которая изучает прошлое человечестваУчитель: А разве можно узнать правду о прошлом?Слайд - два мнения: правду о прошлом узнать нельзя / правду о прошлом узнать можноПроблемный вопрос: Можно или нельзя узнать правду о прошлом с помощью истории? 3 этап: выявление места и причины затрудненияПочему не можем ответить точно и правильно? Потому что не знаем. 4 этап: этап построения выхода из создавшейся ситуацииЧто нам необходимо узнать, выяснить?Учебная задача: выяснить, как история узнает о прошлом? Как она изучает прошлое?Цель: ответить на вопрос: Можно или нельзя узнать правду о прошлом с помощью истории? Пример 3: История древнего мира, 5 класс, тема урока: Древний Египет2 этап: актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии Слайд Игра Верю, не верю. А. Государство Египет расположено в Северной АфрикеБ. Нил, как и все реки, разливался весной и поил землю влагойВ. Цари Египта в своих бело-золотых коронах смотрелись вместе очень величественно.Проблемный вопрос: Что верно, а что не верно?Учебная задача: познакомиться с природой и управлением Древнего ЕгиптаЦель: найти правильные ответы и исправить неправильные в Игре Верю - не верюПример 4: История древнего мира, 5 класс, тема урока: Древнейшие люди2 этап: актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии Слайд: Первобытный человек. Австралопитек (реконструкция)Проблемный вопрос: Ребята это обезьяна или человек?Учебная задача: выяснить, признаки, характерные черты первобытного человекаЦель: ответить на вопрос: На слайде обезьяна или человек?Средства: что нам поможет в достижении цели? (средства:….)Тема урока: Древнейшие первобытные люди (формулируется самими учащимися)Планирование: Что нам нужно узнать о первобытном человеке? Кластер, на основании которого составляется план работы на уроке:Когда, как и где появился? Как выглядел? Чем занимался? Что изобретал?Пример 5: История средних веков, 6 класс Тема урока: Что такое Средневековье2 этап: актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии Какой период истории мы рассматривали с вами в 5 классе? История древнего мираВ этом году мы будем изучать следующий период – история средних веков. Учетные так и не могут однозначно ответить на вопрос, что из себя представляют средние века▼ Сравните 2 мнения:1 мнение – Средние века – это время тотального упадка культуры, знания, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожение инакомыслящих в ходе крестовых подов, инквизиции и преследования еретиков2 мнение – Это период прогресса человечества. Короли были ответственны перед народом, у них не было абсолютной власти, рыцарские турниры в честь прекрасных дам, достижения культурыПроблемный вопрос: Кто же из них прав?Учебная задача: выяснить, познакомиться с характеристикой Средневековья в историиЦель: ответить на вопрос: Кто же из них прав?Тема урока: Что такое средние века?Планирование: Сможем ли мы в рамках одного урока выяснить все о Средневековье?Тогда давайте поставим посильные задачи (Мозговой штурм – кластер)Что мы можем узнать?План урокаХронологические рамки истории средних вековПонятие средние векаИсторические источники по истории средних вековКакие средства нам необходимы?- лента времени, презентация, карта, словарь, слово учителя, учебник (текст)Таким образом понимаемое умение учиться, его возникновение и развитие тесно связано с построением обучения, основой которого являются регулятивные универсальные учебные действия как «способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Они характеризуются как система самостоятельного построения процесса поиска, исследования, что характерно для процесса обучения вообще, а не в рамках какого либо учебного предмета. Битянова М.Р., к.психол.наук, Директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» называет регулятивные УУД структурными элементами учебной деятельности вообще. А. А. Леонтьев трактовал понятие следующим образом: «Регулятивные УУД – это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека». Овладение ими дает возможность личности регулировать любую деятельность независимо от ее специального предметного содержания. Таким образом, «развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности», что обеспечивает фундамент для будущего профессионального образования и роста, для успешного существования человека в современном обществе, когда необходимо в жизни ставить себе конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации, планировать. Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. УшинскийЛитератураКонцепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.Асмолов А. Г. Программа развития универсальных ученых действий [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. — Режим доступа: stanart.edu.ru/attachment.aspx?id=127Махмутов М. И. Проблемное обучение в опыте передовых учителей Татарии // Народное образование.- 1967.- № 4.- С.8. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Р/н/Д, 1970.- С.9.Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. свободный.Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 02.01.2020).Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/ (дата обращения: 02.01.2020).Станкевич О. В., Шевченко С. В., Баркалова Е. Ю., Прокудина Е. П., Станкевич А. В., Пантыкина Е. М., Томенко Л. В., Сычёв Ю. В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 02.01.2020).https://214spb.edusite.ru/DswMedia/metodi4ka.pdf

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X