Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Янченко Ольга Викторовна

Специфика формирования критического мышления через чтение и письмо

скачать документ

Вернуться назад

Специфика формирования критического мышления через чтение и письмо Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)  выступает как целостная система, которая формирует у школьников  навыки работы с информацией в процессе таких видов деятельности, как чтение и письмо. Реализация данной технологии способствует тому, чтобы привлечь внимание  учеников к предмету, развить их креативность, творческие и исследовательские способности, пробудить самостоятельность, инициативу и активность. Актуализировав багаж знаний, которым уже обладают ученики, учителю необходимо  создать условия для восприятия, осмысления, обобщения и творческой переработки нового материала в сознании обучающихся  .  Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет достичь следующих   образовательных результатов:  умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации в разных областях  знаний;  умение интегрировать  информацию;  задавать любой вопрос, выдвигать  гипотезу; самостоятельно находить пути решения проблемы; излагать собственную точку зрения на основе собственного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли ( в устной или письменной форме); аргументировать свою точку зрения, учитывая при этом мнение других. Кроме того, данная технология развивает способность заниматься самообучением, необыкновенно значимую в современном мире, где главенствует общество знаний. Востребованным сегодня оказывается целый спектр умений, которые должна сформировать современная школа, таких как: умение принимать совместные решения и брать на себя ответственность,  строить  конструктивные взаимоотношения, сотрудничать с другими людьми, уметь работать в группе. Базовая модель технологии: характеристика и структураТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – это целостная система, позволяющая формировать у школьников  навыки работы с информацией в процессе таких видов деятельности, как письмо и чтение. Учебное занятие, на котором используется данная  технология, строится по триединому принципу: вызов - осмысление - рефлексия. Первая стадия – вызов: в рамках ее реализации актуализируются и обобщаются имеющиеся знания ученика по данной теме или проблеме; создается установка на восприятие, которая вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует к учебной деятельности. Эта стадия побуждает ученика поднимать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; активизирует его деятельность на уроке и дома. На первом этапе включаются механизмы мотивации и определяется цель. Здесь же происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме. Вторая стадии – осмысление: происходит получение новой информации и параллельно соотнесение с уже имеющимися знаниями, а также поиск ответов на поставленные вопросы. На этой стадии осуществляется непосредственная работа с текстом в процессе чтения, которое сопровождается определенными действиями ученика, такими как: составление таблиц, маркировка, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и мн. др. В результате проделанной работы ученики извлекают новую информацию, соотносят новые, только что полученные знания с блоком уже имеющихся, систематизируют полученные данные, а также следят за процессом собственного пониманиея самостоятельно.Третья стадия – это, как уже было отмечено выше, - рефлексия, включающая в себя целостное осмысление, обобщение и анализ, присвоение нового знания, формирование у каждого из учащихся собственного отношения, мнения, оценки. Это очень значимая стадия автокоммуникации, в процессе которой кристаллизуется истина. Именно на этой стадии и возрастает роль письма, письмо как вид деятельности в пределах ученических рефлексий очень часто выливается в форму свободных размышлений или эссе. Разобраться в том или ином материале, поразмышлять над прочитанным, внутренне сформулировать свои вопросы, высказать новые гипотезы помогает именно письмо. Существует целая группа методов и приемов, применяемых как на определенном этапе урока, так и в качестве общей, целостной стратегии ведения урока как дидактической единицы . Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются в современной практике при обучении русскому языку.Прием “Корзина идей”Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он позволяет определить уровень подготовленности учащихся к освоению обсуждаемой темы урока. В корзину условно складывается, постепенно собирается то, что ученики уже знают о материале той или иной темы урока. Это стадия актуализации пройденного, когда имеющиеся знания именно актуализируются с целью стать основанием для восприятия принципиально нового знания. Данный прием включает в себя стройный алгоритм работы, состоящий из пяти частей, таких как:1. актуализация знаний: каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по данной теме (подобная индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты);2. обмен информацией (здесь используются, как правило, такие формы, как парная или групповая работа);3. по очереди называется какое-то одно сведение или факт, вне повторений ранее сказанного;4. наконец, в «корзине идей» все сведения кратко записываются, суммируются, даже в том случае, если они ошибочны.5. коррекция: по мере освоения новой информации исправляются ошибки, корректируются недочеты. Прием “Составление кластера”Цель данного приема – систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Зрительная модель может выглядеть следующим образом: в центре располагается ядро или основное понятие, мысль, концепт, а по сторонам «обрисовываются» крупные смысловые единицы. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Они, как векторы, соединяются с центральным понятием прямыми линиями. Достоинство кластера состоит в том, что он охватывает большее количество информации, а использовать данный прием можно на различных стадиях урока.Прием “Верные и неверные утверждения”Предлагается ряд утверждений по определенной теме. Полагаясь на жизненный опыт, интуицию учащиеся сами отбирают «верные» утверждения. Этот прием хорошо настраивает ребят на изучение темы, а элемент соперничества позволяет удерживать внимание до конца урока.Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”Работа с таблицей.Знаю Хочу узнатьУзнал (рефлексия)Что я знаю о теме урока?Формулирование целейСоотнесение информации( новых знаний с уже имеющимися)После обсуждения полученных результатов в таблице учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.Прием “Написание синквейна”В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.Первая строчка - тема синквейна. Оно слово – существительное. Вторая строчка - два прилагательных (раскрывают тему).Третья строчка - три глагола (описываются действия, относящиеся к теме).Четвертая строчка – фраза( ученик выражает свое отношение к теме).Пятая строчка – резюме (слово). Новая интерпретация темы.Прием “ Толстые и тонкие вопросы”Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока(вопросы до изучения темы, вопросы по ходу чтения, слушания, демонстрация понимания пройденного). Оформим эти вопросы в виде таблицы. В правой колонке записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие, развернутого подробного ответа. Данный прием может стать основой для исследований, эссе, дискуссий.Тонкие?Толстые?Кто...? Что...?Верно ли...?Как звать...?Когда...? Может...?Будет...? Могли...?Было ли...?Согласны ли вы...?Дайте три объяснения: почему?Почему вы думаете...?Объясните: почему...?Предположите: что будет, если...?Почему вы считаете...?В чем различие...?Что, если...?Прием “Пометки на полях”Стадия осмысления. Во время работы с учебным текстом дается целевая  установка: делать в тексте пометки определенными маркировочными знаками. Маркировочные пометки: «галочка» - известная  информация; «плюс» - новая информация; «вопрос» - непонятная информация, требующая дополнительных сведений, разъяснений.После работы с текстом заполняется таблица(количество граф должно соответствовать числу знаков маркировки). Данный прием требует от ученика внимательного и осмысленного чтения. Прием “Написание эссе”Эссе – это свободное письмо на заданную тему, эффективная художественная форма структурирования письменной рефлексии. Эссе, как произведение, как правило, небольшого объема, имеет подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь.  Обсуждаемая тема – это волнующая ученика проблема, его собственная позиция, предполагающая краткое обоснование. В зависимости от цели создания эссе автор отбирает содержание. Модель написания эссе включает в себя три взаимосвязанных этапа. Остановимся на их характеристике. 1.Предварительный этап (или инвентаризация) предполагает вычленение наиболее важных фактов, понятий, затронувших мысль и сознание ученика. Инвентаризация предварительного этапа закрепляется в работе с черновиком. 2. Правка собранного или зафиксированного в черновике. Здесь могут быть использованы как формы индивидуальной, так и парной работы. 3. Финальный этап - публикация (или чтение перед аудиторией). Здесь же происходит параллельное редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки. Обучение написанию эссе или иным видам письменной рефлексии – это предельно сложная методическая задача интегративного характера. При обучении письменной рефлексии важно учитывать, что тема для письма должна быть интересна, личностно значима для учащихся. Вместе с тем, ученики должны понимать, что написанный ими текст будет интересен и востребован другими. Фактор наличия читательской аудитории обуславливает эффективность результата в плане работы с письменными рефлексиями учеников. Эссе как личностно окрашенный текст потенциально усиливает свою значимость, если предполагается расширение линии диалога через восприятие данного текста другими учениками. Прием “Шестиугольное обучение»Суть описываемого приема сводится к следующему. Каждая из шестиугольных карточек это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Это могут быть понятия, даты, причины и последствия каких-то событий. Ученики погружаются в учебную проблему за определенное время, изучая материалы рассматриваемой темы. Их работа заключается в том, чтобы, выявив определенные связи, соединить шестигранники. Состыковывая две фигуры, учащиеся должны объяснить, как связаны представленные на них аспекты изучаемой темы. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, сформулировать вывод или вариант решения обозначенной в начале занятия проблемы, доказав свою точку зрения. Рассмотрим, как организовать работу по развитию критического мышления посредством использования шестиугольного обучения:1. Учебный материал вписывается в шестиугольники, разрезается и предлагается ученикам собрать мозаику. В шестиугольники можно вписать  предложения,  словосочетания, слова, текст, даты, понятия,  определения и т.д. Работу можно разнообразить. В словах и предложениях допустить ошибки, оставить пропуски. Необходимо собрать мозаику в единое целое, соединив шестиугольники.2. Можно оставить шестиугольники пустыми для заполнения. Дать возможность ученикам выразить свое мнение по заданной проблеме. Это особенно продуктивно как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.3. Гексы (шестиугольная карточка) могут быть проиллюстрированы. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.4. Работа с шестиугольниками может быть индивидуальной, парной или групповой.Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать мыслительные и речевые навыки учащихся, развивать их творческие способности, умений оперировать языковыми категориями, четко и логично выстраивать высказывания в конкретной ситуации общения.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X