Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Узкая Ольга Анатольевна

Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.

скачать документ

Вернуться назад
Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.

Узкая Ольга Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 146 Краснооктябрьского района Волгограда»

Воспитатель.







































В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.
В России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.
В основе оздоровительно - воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно – практическое направление – педагогика оздоровления.
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.
1.Организация оздоровительного режима.
2.Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.
3.Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
4.Реализация системы эффективного закаливания.
5.Обеспечение полноценного лечебного питания (особенно в санаторном туберкулезном саду).
6.Обеспечение психологического комфорта.
7.Использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.

Оздоровительный режим.
Главным условием правильной организации оздоровительно - воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим. Известный ученый Е.А. Аркин считал, что, когда мы имеем дело сослабленными детьми, этот вопрос требует огромного внимания.
С одной стороны ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой – только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, то есть создать условия, необходимые для укрепления здоровья организма.
Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим это –регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.
Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно – психического здоровья детей, а так же биоритмологического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния, с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.
Среди множества биологических ритмов ведущую роль играют околосуточные, индивидуальные проявления которых составляют биоритмологический профиль ребенка.
Организация оздоровительного режима должна исходить прежде всего из особенностей этого профиля, выявленного по показателям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» (жаворонки) или «вечернего» (совы) типов. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.
Наряду с околосуточными ритмами важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.Ряд исследований показал, что ряд распираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями слаженности ритмов, и как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.
Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма, так как весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличиваются продолжительность светового дня, солнечная активность, а так же напряжение магнитного поля Земли. Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко возрастает амплитуда большинства биоритмов. Следствие: повышение возбудимости нервной системы. Поэтому весной происходит перестройка организма, и ребенок становиться менее устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и к перепадам температуры. Ведет к снижению иммунитета. Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает режим бодрствования и сна.
Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в этом. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а так же не соблюдение единства воспитательных процессов в семье и ДОУ.
Важно добиваться того, чтобы учесть индивидуальные особенности продолжительности сна и дневного и ночного и стараться чтобы ребенок засыпал в одно и тоже время.
Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. После прогулки хороший аппетит и сон, повышается сопротивляемость организма детей и происходит закаливание.
Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры).
Двигательная активность.
Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в ДОУ.
Одним из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений. Такие упражнения должны быть одним из основных средств, в физическом воспитании ослабленных детей. Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах) способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Однако планируя данные циклические движения нужно соблюдать определенные требования.
- регулировать нагрузку, не увеличением дистанции, а путем систематического - повторения движений;
- научить правильному дыханию;
- не допускать физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем формировать - положительный эмоциональный настрой.
- Формирование и коррекция осанки.
- Дыхание и осанка.
- Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание залог прочного здоровья.
Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания следующие:
1.Упражнения в беге.
2.Гимнастика дыхательных мышц.
3.Приучение к правильному дыханию
4.Правильная постановка пения.
Все это должно активно использоваться в работе с ослабленными детьми.
Оздоровительные упражнения для горла.
«Лошадка» Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость лошадки, то убыстряем, то замедляем.
«Ворона» Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно ее карканье. Дети произносят протяжно ка-а-а-аар.. (5-6 раз) Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом.
«Змеиный язычок» Представим, как длинный змеиный язычок пытается высунуться все дальше и дальше, стараясь достать до подбородка. (6 раз)
«Смешинка» Попала смешинка в рот, и не возможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы - гы-гы» Нажав на кончик носа и посмотрев в зеркало, можно посмеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.
«Зевота» Сидя расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о- хо-хо-хо-о-о-о» позевать (5-6 раз).
Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки.

Формирование правильной осанки, должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. Различают 2 вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.
Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры.
Комплекс упражнений формирующих правильную осанку.
(средняя и старшая группы)
Упражнения выполняются стоя.
И.п. – о.с. руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад. (5-6 раз в каждую сторону).
И.п. – о.с. руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево), вверх, вниз (по 3 раза в каждом направлении).
И.п. – о.с. руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и. п. (3-5 раз повторить).
И.п. – о.с. руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу, с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
И.п. – о.с. активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 минуты).
И.п. – о.с спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
Упражнения, сидя на коленях.
И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднимаем обе прямые руки и опускаем (живот подтянут 5-6 раз по 2 рывка).
И.П. – сидя на пятках. Встаем на колени, руки поднимаем медленно с напряжением, вытягиваемся, отклоняя туловище назад (4 раза).
И.П. – сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6раз).
Упражнения лежа на спине с мячиком.
И.П. – лежа на полу, руки вдоль тела, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх. На выдохе в И.П. (5-6 раз).
И,П, - лежа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперед вверх, и возвращаемся в И.П (5-6 раз).
И,П. – лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладем на грудь, левую на живот. При выходе, возвращаемся в И.п. (5-6 раз).
Закаливание.
Принципы реализации системы эффективного закаливания. При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания впервые сформулированные еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н. Сперанским.
Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей; интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма. Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо, проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
Это может приводить к невростическим расстройствам.
Рекомендуется использование не перегревающей одежды.
Закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть еще более индивидуализированы.
Наиболее эффективными являются не традиционные методы закаливания.
Контрастные воздушные и водные ванны, обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какое вообще способно дать закаливание. (Л.Ф. Бережков; Р.П. Нарцисов; Г.Н. Сперанский).
Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется так же и тепло. Создавая модель воздействия «тепло - холод», можно рассчитывать на выработку быстрых, целесообразных, терморегулирующих реакций.
Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, все же могут применяться в качестве начальных процедур. Это воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.
Закаливающие процедуры проводятся во всех группах.
Закаливание проводиться в помещении с температурой воздуха 18-20 градусов.
Способы закаливания:
1.Закаливающие воздушные ванны для тела.
1.Игры ежедневно в любое время года (я на солнышке лежу)
2.Сухое растирание салфеткой всего тела самим ребенком
3.Растирание ребенка с легким похлопыванием кожи.
4.Игра «Я массажист» попарно делают «массаж спины» рисуют рельсы приговаривая рельсы рельсы
5. Влажное растирание полотенцем, а затем бег и растирание сухим полотенцем.
6.Поглаживающий массаж.
2.Контрастные ванночки для рук и ног.
3.Закаливание носоглотки.
Полоскание рта и горла. Игра «волшебный напиток»
Полоскание горла.
Зарядка, утренняя гимнастика.


Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X