Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Наталья Шеховцова

Применение АРТ – технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» Применение АРТ – технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьниковПодготовила: Шеховцова Н.В.,учитель начальных классов«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни»К.Д. УшинскийКонцепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей детей. Известным фактом является то, что мотивация к учебной деятельности закладывается с самого начала пути ребёнка. Она формируется в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.В первые годы в школе закладывается фундамент к дальнейшему обучению детей, формируются социальные навыки, происходит становление личности, которая,в свою очередь, формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим способностям. Давно доказано, что положительный результат получается тогда, когда сам ученик прикладывает максимум усилий в какой-либо деятельности. У наших учеников буйная фантазия, море энергии, они гибки, открыты ко всему новому, интересному. Стоит только разжечь интерес в глазах ребенка, и он станет нашим единомышленником и помощником. С таким учеником можно успешно решать любые учебные и творческие задачи. Происходит самореализация личности. Развитие творческих способностейобучающихся является главным аспектом в образовании.Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества мне помогает использование в практике моей работыАРТ -технологий.Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.Арт –технология не имеет границ, не требует специальных навыков.Применение арт-технологии в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом. Кроме того, наблюдения педагогов, психологов, физиологов показывают, что начальный период обучения в школе является наиболее трудным для школьников, т.к. требует от них определенную степень подготовленности как в физиологическом, так и в социальном плане. Нередки случаи, когда дети не справляются с режимом и учебной программой, дезадаптируются к школе. Таким детям необходимо помощь учителя, психолога и родителей. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.Задачи арт-технологии:· актуализация и развитие творческих способностей учащихся;· повышение самооценки и самосознания;· развитие эмоционально-нравственного потенциала;· формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;· формирование умения выражать эмоции;· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;· развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия. Арт-технология рассматривает искусство в качестве основного психотерапевтического фактора и базируется на использовании приемов арт-терапии.Термин «арт-терапия» (лечение искусством) был введен в практику в 1938г. Андрианом Хиллом.Арт-терапия рассматривается в большей степени как лечение, основанное на творческой деятельности (художественной, изобразительной, театрализованной). Однако нельзя сказать, что арт-терапия – это лечение в медицинском смысле слова. В настоящее время арт-терапия широко применяется в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений для гармонизации и развития личности учащихся, разрешения социальных конфликтов. Большинство педагогических технологий, применяемых при обучении и воспитании младших школьников, направлены на развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воля. Сфера влияния арт-технологии шире: она затрагивает не только указанные психические процессы, но и в большей степени распространяется на эмоциональную сферу младших школьников.Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.В условиях профессиональной деятельности педагога арт –технологии помогают формировать стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение, соответственно воспитание- в самовоспитание, а развитие- в саморазвитие.Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако опыт применения арт-технологии сейчас открывает ее преимущества в работе со школьниками. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы, используемые арт-технологией, универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.Специалист, владеющий данными технологиями, способен раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить индивидуальную активность, способствовать осознанию собственной уникальности. АРТ - технологии эффективны в работе с замкнутыми детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении. Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту.Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Владение арт-технологией подразумевает выработку у учителя следующих компонентов:арттерапевтические знания – знания о возможностях применения искусства с целью воздействия на учащегося;арттерапевтические умения – умения использовать арттерапевтические знания в целях арт-терапии;арттерапевтический навык – навык применения искусства с целью гармонизации психологического и эмоционального состояния младшего школьника.Приведу несколько примеров применения элементов арт-технологий в своей практике.На уроках литературного чтения учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки. По этим иллюстрациям умеют пересказывать произведение.Сказкотерапия – это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Образы, представленные в сказках, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков младших школьников. Сказки содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая сказки, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т.д. Таким образом, из сказок ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности. На уроках русского языка арт – технология – отличный инструмент в запоминании правил. На уроках математики, окружающего мира применяется и художественная лепка. Использование этого метода повышает уровень познавательной активности. Через конструирование предметов математика обретает практический характер. На уроках мы строим дома и лепим фигуры из песка (песочная терапия);играем в веселые игры (игровая терапия); рисуем кистями, пальчиками и карандашами. Изотерапия – терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.Так, например, красный цвет символизирует жизненную силу, обозначает наличие таких качеств у ребенка как упорство, динамичность, стремление быть лидером. Желтый цвет ассоциируется с солнцем, выражает живость, сообразительность, радостное восприятие жизни. Синий цвет напоминает о ясном небе, водных просторах, обозначает восприимчивость, организованность и послушание.Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности обучающихся. Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.Проведение уроков с использованием арт-технологий –  это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.Это является исключительно важным для всех детей.Список используемой литературыАлексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X