Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мазурова Галина Геннадьевна

"Преодоление концертного волнения у юных музыкантов"

скачать документ

Вернуться назад

« Преодоление концертного волнения у юных музыкантов» Мазурова Галина Геннадьевна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова» МБУДО ДШИ им.А.С.Розанова г.КировскПреподаватель по классу фортепиано Система музыкального образования обязательно должна предусмотреть воспитание профессиональных артистических навыков. Практическое знакомство с эстрадой необходимо для всех учащихся. Основное — это владение инструментом. Нельзя обучать искусству, которым сам не владеешь. И чем выше уровень исполнительской культуры преподавателя, тем больше у него оснований для формирования исполнительского мастерства у учеников. Дело не только в том, что исполнение педагогом на уроке произведения служит универсальным средством в педагогике. Исполнительство важнейший источник знаний о музыке вообще, о конкретных музыкальных произведениях, о путях и методах овладения исполнительскими навыками. Нужно точно ощущать моторику произведения, на собственном опыте познать исполнительские трудности, звуковые, штриховые, аппликатурные тонкости. Конечно путь к деятельности исполнителя - солиста открывается далеко не каждому обучающемуся не только в музыкальном училище, но и в ВУЗе.Но обратим внимание, что именно в результате концертных выступлений могут быть определены перспективы в этом отношении того или иного учащегося. В училище учащиеся с первых лет обучения имеют возможность выступать на сцене. Эти выступления проводятся в самых различных формах. Прежде всего, это выступления перед комиссией на зачетах, академических концертах, экзаменах. Это и смотры-конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно подготовленных произведений, конкурс-«этюдник» -на лучшее исполнение обязательного этюда. Помимо этих обязательных для всех учащихся выступлений проводятся различные концерты. Причем, возможность таких выступлений должна быть предоставлена всем учащимся. И если на «престижных» концертах выступают перспективные учащиеся, то для иных учеников не менее важно выступить в более скромных условиях. Отсюда и значительное разнообразие проводимых концертов. Это и ежегодные открытые концерты фортепианного отдела в зале Областной филармонии, и общеучилищные концерты, посвященные различным акциям и датам, и концерты на родительских собраниях. Это и множество концертов — лекций, тематических, монографических концертов. К формам концертной деятельности можно отнести и классные концерты, проводимые педагогами, и концерты выпускников отделения с обыгрыванием программы Государственного экзамена. Большую популярность приобрели выездные концерты наших учащихся. Эти концерты, ,как правило, проводятся в концертных залах ДМШ и ДШИ города и области. Кроме этих, ставших традиционными, практикуются и другие виды публичных выступлений, специально ориентированные на проявление творческой инициативы учащихся. Этой цели служат конкурсы, организованные в училище. Если суммировать все формы учебных и oткрытых выступлений учащихся фортепианного отделения, то можно сделать вывод, что учащиеся приобретают достаточный опыт концертной практики.. Эстрада — не только надежный способ проверки «на прочность», она позволяет молодому музыканту приобрести многое из того, что необходимо артисту, но что не всегда формируется в условиях классной работы. Эстрадное выступление – событие, важная веха в процессе обучения. Здесь я не буду говорить о процессе разучивания произведений, а разговор пойдёт непосредственно о концертном исполнении. Каждый концерт или выступление в концерте требует полной отдачи напряжения всех сил — физических и духовных. Стремиться к максимальной самоотдаче, к предельному художественному результату - таким должно быть «кредо» музыканта. Именно на концерте как общественно-публичном акте сфокусирована вся ежедневная напряжённая жизнь выступающего. Естественно, и на репетиции можно представить присутствие публики силой воображения, но совершенно иное — видеть её, ощущать её дыхание. Находиться с глазу на глаз со слушателями — трудная задача. «Публика чутка. Она прощает исполнителю очень многое. Но слушатели не простят внешне пусть вполне профессионального, но скучного, внутренне неинтересного исполнения» - В. Горностаева. Слушатели - понятие неоднородное: oдни более, другие менee подготовлены к восприятию и пониманию музыки. Однако это не значит, что в первом случае исполнитель должен быть более собран, более требователен к себе, а во втором может пренебречь этими факторами. Исполнитель должен быть ответственным прежде всего перед самим собой. Каждое выступление, независимо от уровня подготовленности публики, требует полной отдачи сил. Также исполнителю небезразлично, в какой аудитории он выступает — своей или чужой. По мере взросления и приобретения эстрадного опыта это отношение существенно меняется: до подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в своей среде, для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Повзрослев, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к мнению сверстников, педагогов и знакомых слушателей. Конечно, успех выступления зависит не от уровня слушательской аудитории, а, прежде всего, от степени подготовки и уровня мастерства самого исполнителя. Для выступающего концерт — возможность поделиться со слушателем тем сокровенным, что приобретено в процессе репетиционной деятельности. А для этого необходима полная мобилизация всех волевых качеств, полная психологическая готовность к публичному выступлению. Сознание, что работа над программой закончена — одно из важных условий для душевного спокойствия, для творческой свободы и раскованности. Но нет более опасного состояния для музыканта, чем волнение на эстраде. Вторгаясь в исполнительский процесс, оно может перечеркнуть результаты огромного труда. Эстрадное волнение очень многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в этом случае позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика, в этом случае волнение имеет положительное значение. Но более всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и отсюда слабой управляемостью. Волнуются все: такие признания можно найти в высказываниях многих выдающихся музыкантов. Волнуется каждый по-своему: нигде так не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной обстановке. Один боится смертельно ошибиться, забыть текст, другой смущается при виде зала и глаз слушателей, кто-то чувствует свою беспомощность, кому-то всё надоело, кто-то хочет показать больше, того на что способен, некоторые испытывают творческий подъем и рвутся на сцену. Одним нужна встряска, другим - покой, одни пьют валерьянку, другие — допинг, третьи не пользуются ничем. Кто-то перед сценой оживленно разговаривает, кто-то предпочитает сидеть в тишине. Некоторые музыканты и педагоги считают, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение (кстати, и мой школьный педагог часто повторяла, что волнение зависит от «нечистой» совести). Совесть нечиста — видимо что-то, когда-то не скрупулёзно проучила. С этим можно согласиться. Но состояние исполнителя зависит не только от проученности исполняемого произведения. Многие музыканты тщательно изучают текст, бесконечно репетируют, выстраивают исполнительский план, но на сцене не могут контролировать происходящего Проблема психологической подготовки музыканта к концертному выступлению (будь это учащийся, будь музыкант — исполнитель) - одна из важнейших в музыкально- исполнительском искусстве. Музыканты редко пишут об этих проблемах, т.к. не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи часто далеки от концертно-исполнительской и музыкально — педагогической деятельности. Поэтому многие педагоги дают ученикам рекомендации из собственного опыта и субъективных ощущений. Как правило, ученики младшего возраста не волнуются на эстраде. Почему это происходит? У многих из них ещё не сформировались собственные эстетические критерии, не усвоена шкала оценок удачных и неудачных выступлений. Для учащихся младших классов выступление в концерте ассоциируется с праздником и чаще всего они выступают с удовольствием. Младшего школьника привлекают атмосфера праздничности, сцена, объявления программы ведущим, выход к публике, всеобщее внимание, аплодисменты, поздравления. Но в редких случаях родители или некоторые педагоги могут спровоцировать эстрадное волнение и в младшем возрасте — если амбиции станут главным содержанием предстоящего выступления. Существенное влияние на успеваемость учащегося, его самочувствие и, конечно на эстрадное поведение оказывает темперамент. Тип высшей нервной организации определяет многие творческие задачи, которые решают музыканты в работе над произведением. У каждого музыканта (учащегося или музыканта — исполнителя) есть свой собственный метод работы над произведением. Одному приходится уделять больше внимание запоминанию текста, другому — проблемам ритма, третьему — качеству звука. Кто — то мучительно долго работает над лирическими тонкостями, а некоторым не хватает волевых интонаций. Как известно, различают четыре типа темперамента, которые наиболее четко выражаются в форме реакций и поведении. И хотя в чистом виде черты темперамента мы встречаем довольно редко, преобладающие черты какого — либо темперамента подчиняют менее выраженные качества других видов и выстраивают систему реакций в сложный процесс. Природная основа темперамента, связанная с наследственностью и условиями жизни, остается почти неизменной на протяжении всей жизни человека, можно изменить только внешнее проявление темперамента. В экстремальных условиях, к которым, несомненно, относится и выступление перед публикой, несдержанность холерика или тревожность меланхолика всегда проявятся и даже усилятся. Однако с помощью воспитания и тренировки можно снизить отрицательные проявления темперамента и улучшить положительные, которые даже могут стать преобладающими. Определить темперамент учащегося трудно и сложно, необходимы время для наблюдения и опыт работы. Дадим обобщенные характеристики типам темперамента в контексте музыкального воспитания. Сангвиник. Хорошо включается в новую работу, работоспособен, но быстро остывает, если встречается с трудностями или необходимостью детальной проработки и длительными одноплановыми упражнениями. Учит произведение быстро, но «доводит» до конца с трудом, т.к. эмоциональная сторона произведения для него тускнеет и теряется общий интерес. Предпочитает работу над пьесами, а не над этюдами. Любит выступать в концертах, не боится темпов, на эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны темповые и технические погрешности и срывы. Замечания воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда их и учитывает. Неудачи переносит легко. Холерик. С удовольствием играет понравившуюся пьесу и, наоборот, играет нехотя, игнорирует, если пьеса не нравится. Волнуется очень сильно, но играет лучше, эмоциональнее и выразительнее на концерте, чем на репетиции и в классе. Склонен к ускорениям темпов, сокращению пауз, форсированию звучности. Игра холериков, как правило, отличается артистичностью. Срывы, если происходят, катастрофичные. Удачное выступление переживает бурно долго. Если выступление неудачно — ищет причину вовне: инструмент плохой, жарко, публика мешала и т.д. Замечания вызывают обиду, иногда даже грубость. Тяжело переживает неудачу. Флегматик. Уравновешен, тугодум, тяжело переключает внимание и приспосабливается к новым обстоятельствам, к новой обстановке, не находчив. В работе «раскачивается» с трудом, но, войдя в работу, — настойчив, работоспособен, выдержан, может быть активен. В исполнительстве у них часто не хватает артистизма, эмоций, выразительности, тонкой динамики и быстрых темпов. На концертах играет стабильно, без срывов; что выучено, то исполняется на концерте так же, как в классе. Выступления флегматику очень полезны, т. к. повышают эмоциональную шкалу. Замечания принимает спокойно, по-деловому, без обид. Меланхолик. Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма впечатлителен, очень эмоционален. Любые изменения обстановки тревожат, часто волнуется даже на уроке. Лучше играет в классе, чем на репетиции и на концерте. Тщательно прорабатывает детали исполнения, глубоко проникает в подробности прочтения произведения. Не хватает в игре масштаба, смелости, артистической раскрепощенности. Требует постоянной поддержки от преподавателей, друзей. От сильного волнения теряется, сковывается. Такому ученику необходима постоянная тренировка и частые выступления в концертах, причем с несложным репертуаром. Свои неудачи преувеличивает, переживает долго, тяжело. Среди спортсменов распространено мнение, что успехи в спорте легче достигаются людьми с сильным типом нервной системы — флегматиками, холериками, сангвиниками. Лицам же со слабым типом высшей нервной деятельности, чья нервная система отличается слабо выраженными возбудительными и тормозными процессами (меланхоликам) дорога к победам закрыта. В искусстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной системы, в том числе и меланхолики. Если музыкант — меланхолик постоянно нацелен на преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается. Тип темперамента не является роком, данным раз и навсегда. Для определения темперамента необходимо наблюдение за повторяющимися и устойчивыми проявлениями таких качеств, как чувствительность, реактивность, активность, моторика„ реакция, пластичность. Частой причиной волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению. Предконцертное и концертное состояния имеют тоже свои психологические особенности и определенную периодичность. Первый период — длительное предконцертное состояние. Он наступает с момента, как только учащемуся становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к выступлению волнение возникает периодически. Усиливается оно особенно накануне выступления. Второй момент — день концерта. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может. У одних чаще всего выявляется такое эстрадное волнение, как «волнение - подъем»», сопровождающийся нетерпеливым желанием выйти скорее на сцену, мысленным представлением своего выступления. Но бывают и другое. Это «волнение — паника», связанная с сильным перевозбуждением, потением рук, нарастанием тревожности до страха. «Волнение — апатия» — угнетенное и подавленное состояние, когда мысли о выступлении уходят на периферию сознания, а на первый план приходит мысль — скорее бы все кончилось. Отвечая на вопрос, каков должен быть режим в день концерта, сошлемся на высказывания известных исполнителей. Яков Флиер: «В день концерта я играю иногда часа два, чем больше я играю, тем больше у меня уверенности». Генрих Нейгауз: «В день концерта я играю часа полтора, два и чаще совсем другие вещи». Святослав Рихтер: «В день концерта занимаюсь много: часов по шесть. Играю всегда что-нибудь из того что буду играть на концерте». Немецкий пианист Вальтер Гизекинг: «Считаю совершенно нецелесообразным упражняться перед самым выступлением. Отдохнуть и выспаться часто важнее и полезнее, нежели заниматься». Эти высказывания подтверждают слова, что в исполнительстве все индивидуально. Педагогу необходимо объяснять ученику, что в день концерта важна каждая мелочь. Скажем, перед выходом из дома, собираться следует не торопясь, на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть Самый плохой способ провождения времени перед выступлением — это бессодержательные разговоры, рассеивающие внимание исполнителя. В артистической ничто не должно волновать выступающего. В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности играющего, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Хотя, как уже заметили, разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Третий период — самый короткий и острый — выход на эстраду. Часто она проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего. Такое состояние педагогу необходимо предусмотреть, для того чтобы ученик осознанно выполнял все предконцертные действия. Надо прорепетировать с учеником выход к инструменту, проверить стул. Эти внешние атрибуты помогают возникновению спокойствия и делового настроения. Вот как иронично пишет о своем выступлении дирижер Шарль Мюнш: «По эстраде я шел с таким чувством, словно пробирался сквозь пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела. Я плыл по нереальному, как сон, миру и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла панику за вдохновение». Следующий момент — начало исполнения. Здесь необходимо внутренне подготовиться к произведению, войти в сферу eгo художественных образов, сосредоточиться и представить темп, динамику, желательно пропеть начало произведения. Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали концертного Выступления и поведения, исполнение будет устойчивым. Здесь уместно рассмотреть и такой вопрос: чем занят исполнитель в перерыве между уже сыгранным произведением и тем, которое будет исполнено после него. Перерыв существует не только для отдыха. В первые несколько секунд исполнитель старается забыть только что волновавшие его образы, старается успокоиться. Далее следует расслабление, отдых физический и эмоциональный. Наконец, надо подготовиться к исполнению следующего произведения. В итоге, во время перерыва между пьесами исполнитель решает ряд задач, каждая из которых — важное звено в процессе исполнения концертной программы. Но каким бы коротким ни был перерыв основное его время должно быть отведено на подготовку к исполнению следующего номера программы. А этого времени хватит только в том случае, если произведение, которое предстоит сыграть, прочувствованно в процессе подготовительной работы. Очень большое значение имеет это послеконцертное состояние. Переживание, которое насыщено эмоциональным подъемом, не может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады, оно продолжается довольно долго. Это и радостный подъем после удачного выступления, и чувство усталости, и недовольство собой. Очень важна в этих случаях поддержка педагогов, друзей. Редко кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам. Подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее-оказывают пользу для дальнейшего роста исполнителя. Все это должно учитываться и выступающим, и педагогом. Но уметь глубоко и верно воспринимать суждение слушателя, ставить это суждение выше собственного самолюбия — необходимо каждому исполнителю. Ведь если критикуют, значит верят в его способность стать лучше, чем был. Конечно, критика должна быть аргументированной, подкрепленной фактами. Между тем иногда наблюдается иное отношение к критике. Некоторые склонны рассматривать всякое замечание, даже высказанное в самой осторожной и деликатной форме„как проявление недоброжелательности, а то и просто как оскорбление. Исполнитель не только должен уметь правильно воспринимать критику, но и быть самокритичным. Для преподавателя представляет огромный интерес собственное мнение учащегося о выступлении. Часто встречается повышенно критическое отношение учащихся к своей игре, что в принципе естественно, ибо в условиях эстрадных выступлений они начинают слушать себя как бы со стороны, острее реагировать на собственные недостатки. Часто, например, можно услышать восклицания: «Ужасно!» Однако отнюдь не всегда подобные самокритичные реплики заслуживают безусловного доверия. Порою в них сказывается сознательное и бессознательное желание выступавшего во что бы то ни стало убедить окружающих в том, что он способен на большее, чем есть на самом деле. В ряде случаевможно встретиться с подлинной самокритичностью выступавших. Лишь отпроницательности педагога, основанной на сложившимся мнении о6 учащемся, зависит умение понять истинный смысл сказанного учащимся. Педагог при поощрении критики ученика к себе должен подбодрить его, не дать укрепиться в нем чувству разочарования в собственных возможностях.Противоположная черта в оценке учащимся своей игры — полная удовлетворенность. И задача педагога — пробудить у учащегося чувство самокритичности. Иногда учащийся вообще ничего не может сказать о своей игре, о недостатках, достоинствах. Это происходит из-за чрезмерного волнения, и лучшим средством борьбы с этим является приобретение большего эстрадного опыта. Самое главное для педагога - после выступления, особенно неудачного, найти положительные моменты. Желательно организовать обсуждение с участием других учащихся класса, это необходимо для смягчения максимализма сверстников, воспитания доброжелательности друг к другу, для обучения культуре обсуждения. Обсуждать надо исполнение, поведение на эстраде, а не личность выступающего. В чем же причина эстрадного волнения, страха, тревоги? Первое: выступление на эстраде--это испытание в социуме. Репетиция без публики в этом же зале не вызывает аналогичного волнения. Просто на эстраде, на экзамене, конкурсе повышается ответственность за свои действия, т.к. мнение о выступающем и его социальный статус подвергаются испытанию. Учащиеся боятся плохой оценки, боятся забыть текст, напутать. У опытного музыканта каждое выступление — это борьба за свой престиж, за его сохранение и приумножение. «Прошлое давит. Сейчас я должен оправдать себя, я не могу сыграть как-нибудь»,- объяснял свое волнение А. Скрябин. Второе - боязнь забыть текст — еще одна из причин волнения. Проблема запоминания и проблема волнения взаимосвязаны между собой, это как бы две стороны одной медали. «Почему волнуешься?»- спрашивает учитель ученика. «Боюсь забыть». «А почему забываешь?» «Потому что волнуюсь». «Сама по себе память тут по большей части не при чем. Музыканты волнуются оттого, что бояться забыть, забывают же оттого, чтоволнуются» - Д.Коган. Третье. Каждый из нас в моменты стресса в глубине души жаждет сочувствия и когда учащийся говорит содрогаясь: «Ах, я так волнуюсь!» - он уподобляется ребенку, которому нравится быть больным. Как отмечают психологи — такого рода волнение есть не что иное, как определенный вид тщеславия. Однако в результате разговоров о своих страхах можно оказаться в еще более тяжелом положении, т. к. волнение, будучи объектом внимания, прогрессирует. Даже думать о нем опасно. Ничего так не следует бояться, как самого страха! Одним из важных факторов, влияющих на сценическое состояние любого исполнителя является эстрадный опыт. Чем чаще исполнитель выходит на эстраду, тем реже испытывает сценическое волнение. Но опыт не следует путать с привычкой: каждодневное пребывание на сцене, привычное выполнение музыкантом своих служебных обязанностей (например, оркестрант) иногда лишает музыканта волнения, а вместе с ним и творческого подъема. У детей чрезмерно частые выступления неприятно отражаются на психике, ему всё начинает казаться обыденным, пресным, ему хочется аплодисментов, праздничности даже в будни (на экзаменах и т.д.). На сценическое состояние выступающего большое влияние оказывают все психические процессы, протекающие в момент выступления. Наиболее важные — воля, самообладание,внимание.Для исполнителя воля — «важнейший, часто решающий фактор успеха; от её наличия или отсутствия зависит нередко исход концертного выступления». (Г.Гинзбург). Слабо развитая воля делает человека не способным к действию лишает возможности управлять собой. Как и многие другие качества человека, воля и внимание не являются даром природы, они воспитываются, приобретаются в процессе образования и воспитания. Внешнее проявление воли — это выдержка, способность контролировать свои действия. А исполнительская деятельность относится к волевому действию. Исполнительская воля позволяет контролировать импульсивность, достигать единства эмоционального и рационального начал в творчестве. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. По мнению психологов, занимающихся музыкальной психологией — вредные житейские привычки человека (лень„ несобранность) негативно сказываются на его выступлении. Музыкант - исполнитель не может, подобно поэту или художнику, выбирать для работы и для выступления удачные минуты (когда пришло вдохновение), он должен, даже вынужден играть в заранее назначенный день, а заниматься ежедневно, независимо от настроения. Важную роль в психологической подготовке музыканта к концертному выступлению играют его слуховые представления. Мысленно проигрывая сочинение, представляя себя на сцене, внушая себе нужное психологическое состояние, музыкант тренирует свою способность эмоционально переживать. В данном случае это является и определенным контролем над качеством исполнения. Очень важно музыканту — исполнителю вспомнить то самочувствие, то психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи, и, готовясь к новому выступлению, попытаться вновь испытать это ощущение. При выступлении на сцене у музыканта иногда помимо его воли возникает сомнение в возможности исполнить какое-либо технически сложное место, несмотря на то, что на репетиции оно получалось. B этой ситуации существенную роль играет автоматизм движений, лежащий в основе исполнительской техники. Именно автоматизму, моторной памяти мы обязаны тем, что значительная часть текста исполняется как бы независимо от нас, пальцы как будто сами играют. Поэтому во время игры не следует вторгаться в эти тайники подсознания, не надо мешать хорошо налаженному автоматизму. «Чтобы движение вышло, - пишет Г. Коган, - внимание исполнителя должно быть в основном не привлечено к двигательному процессу, а, наоборот, отвлечено от него». Надо контролировать не то, как пальцы перемещаются на клавиатуре, а куда направлен поток пальцевых движений, думать не столько о том, что уже звучит, а о том, что будет звучать, то есть мыслить наперед. «Слышание музыки наперед, на основе развитого внутреннего слуха, является обязательной предпосылкой успешной исполнительской деятельности». Л. Баренбойм. Видение цели мобилизует исполнителя, обеспечивает техническую свободу, укрепляя вместе с тем чувство уверенности. Здесь важна взаимосвязь: техническая свобода придает уверенность, а уверенность в свою очередь вносит техническую свободу. Только находясь в спокойном Состоянии, исполнитель может контролировать все стороны исполнения, может творить и, передоверившись моторной памяти, наблюдать за своей игрой как бы со стороны, словно на отдалении от самого процесса игры. Исполнитель и слушатель в одном лице — вот тот идеал, к которому должен стремиться музыкант. И первое условие для этого — внутреннее спокойствие, абсолютная уверенность в себе, в своих силах. Устранить волнение очень сложно. Да и не нужно. Необходимо приспосабливаться в условиях концерта к исполнению в экстремальных условиях, волноваться под контролем сознания. Нужно научиться «спокойно волноваться», как остроумно выразился известный скрипач и педагог П. Столярский. А для этого необходима полная мобилизация всех волевых качеств, психологическая готовность к публичному выступлению. Концерт должен рождать особую форму собранности, сосредоточенности, при которой все внимание занято только исполнением, только музыкой. Сосредоточившись на исполнении, вслушиваясь в музыку, исполнитель освобождает себя от необходимости анализировать самого себя. «Отвлекаясь, я переставал бояться публики и минутами забывал о том, что я на сцене». (К. Станиславский) Увлеченность процессом игры полная самоотдача и есть лучшее средство от волнения. Это не только придает уверенность во время выступления, но и вносит в исполнение ту одухотворенность, без которой исполнительское искусство вообще немыслимо. Между тем во время выступления из-за волнения многие теряются, и это сказывается не только на игре, но и на всей манере поведения: появляется смущение, скованность, возникает общее напряженное состояние. Поэтому можно выработать маску уверенности, которая на первых порах искусственная и наигранная со временем может стать частью характера. Также полезно бывает заготовить условную программу исполняемого произведения, это помогает углубиться в музыке с одной стороны, a c другой - отвлекает исполнителя от анализа своего психологического состояния. Главное, как уже говорилось, должна быть полная сосредоточенность на том, что звучит под руками. Еще одной из причин чрезмерного волнения является преувеличение значения предстоящего концертного выступления. Исполнителю кажется, что концерт, к которому он так долго и тщательно готовился, чуть ли не самое важное событие в культурной жизни. Некоторые педагоги, работая с учеником, порой чрезмерно драматизируют ситуацию, нагнетают излишнюю тревогу за исход выступления и к началу концерта учащийся «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушенный ему груз огромной ответственности. Здесь можно вспомнить афоризм, распространенный среди музыкантов: «Выходя на сцену, отдавай всего себя без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит это делать ещё тысячу раз!» Итак, задача педагога психологически воздействовать на ученика в период подготовки к выступлению. Это и необходимость подбодрить, вселить уверенность или, призывая на помощь самолюбие, немного пристыдить за волнение. Иногда стоит преуменьшить значение выступления, в другом случае приходится подчеркнуть всю важность его с целью вызвать большую мобилизованность чувств. Необходимо убедить ученика, что главное в исполнении — воздействие на слушателей, выразительность, а не случайно задетые ноты. А уж если ноты задеты, то заслугой является умение отреагировать на них не паникой, а собранностью и стремлением к цели - воплощению художественного образа. Надо уяснить, что одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Можно случайно ошибиться, но нельзя случайно достичь творческих результатов, и поэтому оценивать исполнителя следует не по его промахам, а по его достижениям. Если хоть что — то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно простить многие «грехи», потому что творческие удачи — и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к публике. Понимание этих, казалось бы, простых истин очень облегчает психологическую подготовку к предстоящему выступлению. Чем ближе к моменту выступления, тем аккуратней и скупее должны быть педагогические рекомендации, а также слова напутствия перед выходом на сцену. Например, уместно предостеречь от торопливости, учитывая, что эстрада способствует её возникновению, или напомнить о необходимости выразительного исполнения. Т. е. надо избегать конкретного внимания выступающего к какому-то частному моменту интерпретации тогда, когда уже устанавливается целостное ощущение концертного выступления. Самому педагогу необходима сохранять спокойствие и доброжелательность (даже в самых сложных и неблагоприятных ситуациях). Ирония, окрики недопустимы. Многое зависит от коллектива педагогов. Так немалое значение имеют организация и само проведение концерта: к ним нужно относиться с предельным вниманием, поскольку они во многом могут предопределить дальнейший профессиональный путь ученика: психическая травма или безразличие, возникшее после выступления может приостановить исполнительскую или даже музыкальную деятельность учащегося. В процессе психологической подготовки к публичному выступлению большое значение имеет аутогенная тренировка, основанная на методах самовнушения, саморегулирования эмоциональных состояний. Суть его заключается в использовании коротких формул, обращенных к самому себе, как, например: «Я хорошо подготовлен. Я уверен в себе. Программа проучена и обыграна. Я с нетерпением жду концерта». Такая психотерапия помогает достичь эмоционального равновесия, необходимого каждому исполнителю. Аутогенная тренировка предусматривает развитие волевых качеств. Не умея управлять своими поступками, действиями, вряд ли можно научиться управлять своей психикой, своим психологическим состоянием. Обуздать волнение„не дать повода для его возникновения — во власти нашей воли, наших глубоко осознанных и управляемых действий. Немаловажную роль в этом процессе может сыграть изучение музыкальной психологии. В настоящее время складываются определенные принципы работы психологической службы в сфере музыкального искусства и педагогики: психологи помогают музыкантам регулировать свое психологическое состояние, совершенствовать способности, личностные и волевые качества.Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов — Л. А. Баренбойма, Д. Д. Благого, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, С. И. Савшинского и других. И музыкальная педагогика подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному выступлению к будущей концертной деятельности. Используемая методическая литература: Алексеев А. Д. «История фортепианного искусства» Гольденвейзер Ю. Б. «Об исполнительстве» Петрушин В. «Артистизм, это тренировка» Платонов К. «Психология» Бочкарев Л. «Психологические аспекты публичного выступления музыканта- исполнителя» Савшинский К. «Режим и гигиена работы пианиста»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X