Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Новикова Светлана Геннадьевна

«Тьюторство в процессе профессионального инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов»

скачать документ

Вернуться назад

УДК 376.112.4«Тьюторство в процессе профессионального инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов»Новикова Светлана ГеннадьевнаГосударственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области.Заволжский политехнический колледж(ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж)Преподаватель, тьюторАннотация. Одной из важнейших задач профессионального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения». В данной статье рассматриваются особенности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Заволжском политехническом колледжеРеализация идеи инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в открытии в г. Ярославле центра профессиональной реабилитации инвалидов на базе Заволжского политехнического колледжа (приказ департамента образования Ярославской области № 01-03130 от 13.04.2005 г.). Получение профессионального образования детьми с ОВЗ, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, возможности их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Это далеко не просто.У таких детей и подростков гораздо больше проблем, чем у сверстников, и основная проблема — это проблема адаптации в этой жизни, т.е. умение включиться в профессионально образовательную среду и по своей сути инклюзивное образование это и есть сложная и тонко подобранная система, задача которой не подстроить обучающегося под систему образования, а саму систему подстроить под каждого конкретного обучающегося.И мы это видим в том, чтобы найти соответствующий подход к способностям и проблемам, к пониманию характера такого ребенка, личности и изменяющихся потребностей, к пониманию сути расстройств и к планированию правильной инклюзии, которая позволит ему развиваться и откроет перед ним новые возможности. Такие возможности даёт Заволжский политехнический колледж в котором гармоничное развитие обучающегося зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого студента, его семьи, инклюзивной образовательной среды, директора и педсоставa колледжа руководителя ЦПР и тьютора. Все мы являемся партнёрами, работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики - успешной инклюзии – важна каждая деталь и считаем, что наиболее важным условием инклюзии, её успешности, является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ на всём протяжении их пребывания в колледже. Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и переходах по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления. (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).«Толковый словарь» Ожегова содержит следующее определение слова «сопровождать»: «сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем либо в качестве спутника или провожатого». Сохраняя этимологический смысл термина «сопровождение» дадим следующее определение: тьюторское сопровождение - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную, персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.Педагогический состав колледжа видит целью тьюторского сопровождения - полноценную реализацию образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное - помочь обучающемуся реализовать себя в образовательной деятельности.В штатном расписании нашего колледжа нет такой единицы, как тьютор, но педагогический коллектив определил основную задачу – формирование тьюторской позиции. Теоретический анализ специальной литературы, собственный практический опыт по организации сопровождения позволяют констатировать, что не каждый педагог способен выполнять функции постоянного тьютора для ребёнка с ОВЗ, которая характеризует другое отношение педагога к тьюторанту. И это не удивительно ведь мы из парадигмы советского образования – зная свой предмет, должны «поместить» его в сознание обучающегося. Нужно успеть пройти все темы, иначе предмет не будет изучен целостно. И не важно, что обучающийся не успевает, не понимает, что говорит преподаватель, личностные возможности и интересы обучающегося «перекрываются» логикой, темпом и последовательностью изучения предмета.Исходя из вышесказанного, в нашем колледже модель тьюторского сопровождения можно представить несколькими практиками:сопровождение образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, посредством индивидуализации и образовательного процесса;сопровождения дистанционного образования;сопровождение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих);сопровождение профессиональной деятельности педагогов учреждения.Первая практика начинается с того, что мы помогаем обучающемуся войти в коллектив. В начале учебного года, когда ещё не все ребята знают друг друга хорошо, коллектив только формируется проводятся классные часы «Общения», которые проводит психолог колледжа.Он предлагает ребятам пройти тренинг, позволяющий больше узнать друг о друге. Когда ребята немного привыкнут друг к другу, им предлагается написатьсочинение «Моя группа», а заканчивается учебный год круглым столом «Вот и прошел год…», на котором присутствуют как обучающиеся, так и их родители. Это позволяет увидеть насколько далеко и успешно было наше сотрудничество.Вторая практика – это работа не просто с обучающимися с ОВЗ, а с инвалидами второй и первой группы. Людьми, которые не могут из-за своего заболевания присутствовать на учебных занятиях. У таких студентов чаще всего очень низкая мотивация, т.к. инициатива поступить в колледж исходила в большинстве случаев не от самих студентов, а от их родителей. И основная цель нашего коллектива – создать вокруг обучающегося такую реальность в которой он почувствует необходимость обучения, будет заинтересован в получении знаний, освоении профессии.Особенно интересна четвертая практика. В нашем ОУ практикуется следующие применения деятельности педагога с тьюторской позиции. Учебный тьютор.В нашем колледже тьютор чаще выступает в роли педагога, выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютора охвачены группы, обучающихся с ОВЗ, испытывающих, в силу разных причин, затруднения в учебной деятельности.Характерной чертой тьюторского сопровождения является отсутствие готового знания, которое необходимо передать по заранее заданному пути. По мнению Н.В. Рыбалкиной, идея тьюторского сопровождения – это идея педагогического поиска, осуществляемого совместно с подопечным. Здесь важен не сам предмет, который изучает тьюторант, а те учебные умения, способы деятельности, социальные навыки, жизненные уроки, которые он усваивает. В результате качественного тьюторского сопровождения формируется умение учиться, потребность размышлять о своей учебной деятельности, работать над ее содержанием, собственная образовательная стратегия. Приведу пример. Моя задача, как преподавателя физики – заинтересовать предметом обучающихся, а задача тьютора – помочь обучающемуся понять, что ему интересно и как он может реализовать свой интерес в образовательном процессе. Разница в том, что в первом случае предмет интереса не подвергается сомнению, а во-втором – необходим активный поиск собственного интереса, поиск, который не может ограничиваться только предлагаемым предметным содержанием. И возникает необходимость в тьюторепо исследовательской деятельности, которыйсопровождает исследование обучающихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления на конкурсах, конференциях. С помощью рефлексивной технологии помогает обучающимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Результат данного сопровождения мы можем видеть в выступлениях обучающихся с ОВЗ как на конференциях колледжа так и на областных конференциях. Самое важное и отличительное в данном сопровождении является рефлексия. Обучающемусяпредлагаются следующие вопросы: •Каковы твои впечатления, чувства после выступления? •Как ты оцениваешь своё выступление по сравнению с другими? •Что, по твоему мнению, было неудачно в твоём выступлении? •Что было удачно? Как ты этого достиг? •Что бы ты изменил, если бы можно было выступить снова? •Что у тебя не получалось, а теперь получается? После анализа выступления определяются планы на будущее, включая определение перспектив развития познавательного интереса.Е.Б. Колосова замечает что, для осуществления тьюторского сопровождения, тьюторант должен совершить некую самостоятельную «образовательную пробу», результаты которой и становятся предметом совместного с тьютором анализа. При этом важно помнить, что, как только тьюторначинает решать проблемы тьюторанта, предлагать конкретные варианты действий, давать советы – это явный признак перехода из тьюторской позиции в учительскую.Тьютор в проектной деятельности.Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности реализует с обучающимися технологию создания проектов от момента постановки проблемы, ориентируя в поиске путей и способов их решения, до реализации и публичного представления проекта.Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование. Результатом такой деятельности стало участие нашихобучающихся с ОВЗ в профессиональном конкурсе «Абелимпикс», где неоднократно занималисьпризовые места на областном уровне и входили в десятку лучших на всероссийском уровне. Процесс такого сопровождения приведен в приложении 1 и 2.Тьютор-социальный педагог - сопровождает обучающихся «группы риска» и осуществляет деятельность по организации для обучающихся социальных и учебных практик. В качестве результата мы можем сказать, что многие обучающиеся с девиантным поведением были сняты с учета.Тьютор – психолог.Технологии деятельности тьютора-психолога в колледже направлены на формирование психологически комфортной среды для обучающихся с ОВЗ. Большую роль в деятельности тьютора играют технологии снятия психоэмоционального напряжения, связанного с физическими и психическими недостатками студентов. Индивидуальное консультирования, групповая тренинговая деятельность и другие мероприятия направлены на получение заявленного результата. Тьютор-классный руководитель. Классный руководитель – самый необходимый человек для студента в колледже. Он организует и направляет, т.е. сопровождает воспитательный процесс в группе в целом, отслеживает успеваемость и видит проблемы каждого из своих подопечных. Педагоги колледжа, являясь одновременно и классными руководителями постоянно выступают в роли тьютора, ведь главное их предназначение – сопроводить становление личности отдельно взятого студента.Тьютор медиатор. Все педагоги колледжа закончили курсы по программе «Медиация: подходы, практика, инструменты», что позволило сопровождать обучающихся с ОВЗ, продемонстрировавших в ходе диагностик предконфликтное поведение и умело применяют технологии, которые активно используются в педагогической психологии, а также участвуют в разрешении возникших конфликтных ситуаций в колледже, так как медиатор – это специалист, обладающий навыками, позволяющими понимать причины возникновения и динамику развития конфликтов, помогать сторонам в разрешении споров.Наш колледж профессиональный и ребята получают профессию, которую они выбрали, поэтому и уроки производственного обучения строятся по тем же принципам, что и общеобразовательные, и основное правило – обучающиеся должны твердо знать, что весь педагогический коллектив будет стараться стать постоянным и позитивным фактором их учебы. Для этого основные этапы такого сопровождения основываются на следующих позициях:Сбор информации о ребенке;Анализ полученной информации;Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;Составление индивидуального плана работы с ребенкомРешение поставленных задач;Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.Предварительный этап или этап установления контактаНа предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, помогает составить образовательный маршрут; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций, а так же он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.Адаптационный этапНа этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ режима дня, учебных программ и много другого. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ним и его подопечным, потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.Помощь и оценка первых результатовОсвоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, обучающийся с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов создаётся ситуация успеха, повышается самооценка.Постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора., Предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния.Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов и в первую очередь это психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними.Подводя итоги, я могу сказать, что тьюторство в нашем колледже – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли проводника студента в образовательном пространстве.Технология тьюторского сопровождения в целом реализует субъектно-ориентированный тип педагогического процесса, что обеспечивает ее высокий потенциал в условиях модернизации современного образования. Именно поэтому сегодня необходимо использовать тьюторский ресурс для решения актуальных образовательных задач в соответствии с социальным и государственным запросом и расширять практику тьюторской деятельности.Литература.1.Ковалева, Т. М., Кобыща, Е. И., Попова (Смолик), С. Ю., Теров, А. А., Чередилина, М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246с.2.Кузьмина, Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику.  Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование», Москва 2013. 3.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие; под ред. Л. В. Байбородовой, Л.Б. Паутовой, И. Н. Чижовой.- Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2011.- 56 с.Приложение 1Мастер управления профессиональным развитием(само-мотиватор)Я(ФИО) __________________________________________________________Моя цель профессионального развития (что я хочу достичь, кем стать через 5-10 лет).Я в момент достижения цели (как выгляжу, что делаю, кто или что находится рядом со мной).Как я узнаю, что добился цели? (о чем думаю, что чувствую, какой результат получил, какое событие произошло).Мои ресурсы для достижения цели (время, способности, знакомства, друзья, финансы, контакты с работодателями во время обучения…)Точная дата достижения цели (число, месяц, год).Опасности и помехи на моем пути к цели (что может помешать двигаться к цели).Мои помощники в профессиональном развитии (кто из моего окружения может помочь стать Профи). Моя награда за достижение цели (что я получу, когда добьюсь цели – события. Подарки, удовлетворение…).Договор с самим собой.Я, __________________________________, договариваюсь с самим собой. Что ежедневно я буду:- читать «Мастера»;- вспоминать события текущего дня и отвечать на вопрос «А что я сегодня сделал для достижения своей цели?»;- приближаться к себе как Профессионалу.___________ _________ дата подписьПриложение 2Модель заполнена студенткой группы П-27 Ивановой АнтонинойМодель составлена на основе оценок экспертов: квалифицированных поваров-кондитеров с опытом работы не менее 5 лет; преподавателей специальных дисциплин по специальности Повар-кондитер№Надпрофессиональная компетенцияСодержание1ОтветственностьЧувство долга, умение держать слово и отвечать за свои поступки, обязательность2ВыдержкаСамообладание, сдержанность в проявлении чувств, самоконтроль и самоорганизация, терпение в длительных и кропотливых делах, сила воли 3ДисциплинированностьИсполнительность, умение подчиняться, собранность, подтянутость, самодисциплина, следование предписаниям, распорядку дня 4Скорость мышленияУмение быстро, четко ориентироваться и действовать в меняющихся условиях, быстрота принятия решения и действий 5НастойчивостьУпорство в достижении целей, способность не уступать перед трудностями, умение настоять на своем 6Умение принять решениеРешительность, способность действовать самостоятельно, своевременно, смело и обоснованно в необычных ситуациях, умение идти на риск 7Коммуникативные навыкиУмение ориентироваться в незнакомой социальной среде, чувствовать ситуацию, оценивать обстановку, коллективизм, способность понять чужую точку зрения 8Моральные качестваСовесть, справедливость, принципиальность, чувство долга, гуманность, признание правовых норм9Интерес к работеТрудолюбие, стремление к эффективности, выносливость, работоспособностьЗадание: Оцените, пожалуйста, насколько в вашем поведении проявляются над профессиональные компетенции, если 0 баллов – компетенция не проявилась, 10 баллов – компетенция проявилась максимально ярко выраженно. Ваши оценки отметьте на осях диаграммы 1

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X