Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Людмила Григорьевна Богачева

Образовательный мини-проект "Полюби стихи читать"

скачать документ

Вернуться назад

Образовательный мини-проект "Полюби стихи читать"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10 г. Апатиты(МБДОУ №10 г. Апатиты)Мурманская областьЕфремова Венера Рустьямовна, учитель-логопед;Богачева Людмила Григорьевна, воспитательСрок реализации: учебный год Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - 16 человек, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители. АктуальностьДля детей, посещающих группу компенсирующей направленности, целенаправленная работа по развитию выразительного чтения важна не только в решении основных задач учителя-логопеда. Из-за сложностей запоминания стихотворных текстов, у большинства детей практически «выпадает» важный этап автоматизации звуков – автоматизация в стихотворных текстах. Работа в данном направлении не только поможет исправить ситуацию. Она даст отличную возможность для повышения коммуникативной активности, социализации, раскрытия творческого потенциала, повышения самооценки детей с ОВЗ. Творческие подходы помогают справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, свойственных детям данной категории. Проект разработан с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Проект нацелен на развитие способностей детей к декламированию стихотворных текстов, к выразительному чтению, проявление актерских способностей, на обеспечение успешности каждого ребенка.Новизна проекта заключается в системном подходе к обозначенной проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных форм работы, осуществляемой в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и городской детской библиотекой. Цель: формирование у детей интереса к произведениям стихотворного жанра.Задачи Для детей:- развивать психические процессы: память, слуховое восприятие;- создавать условия для автоматизации поставленных звуков средствами стихотворных текстов;- развивать чувство ритма и рифмы;- способствовать развитию у детей творческих способностей к декламированию стихотворных текстов через театрализованные игры, конкурсные мероприятия;- совершенствовать социально-коммуникативные навыки;- формировать творческие способности детей к выразительному чтению на близком, доступном и значимом материале;Для родителей:- повышать уровень осведомленности родителей по вопросу формирования у детей интереса к чтению и декламированию стихов;- обогатить представления родителей о эффективных приёмах заучивания стихотворных текстов; - включать родителей в процесс речевого и творческого развития ребенка.  Подготовительный этап – разработка проектаВыбор темы, определение цели, задач и сроков реализации проектаОпределение участников, распределение деятельностиСбор, анализ и систематизация информации по теме проектаСоставление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов образовательной деятельности, определение ожидаемых результатовОтбор художественных произведений по лексическим темамПодбор дидактических материалов и наглядных пособийСоставление плана взаимодействия с родителямиОсновной этап – организация работы по реализации проектаДеятельность педагоговАнкетирование родителей «Как учим мы стихи?»Подбор книг с поэтическими произведениями для детейОформление ширм для родителей по теме проектаРазработка и оформление рабочих материалов к проекту:- стихи в режиме дня- мнемотаблицы-стихи на автоматиз. звуков- «Доскажи словечко»Разработка и проведение онлайн-консультаций для родителей. Оформление в информационном уголке.Разработка и проведение бесед, викторин, литературных вечеровЗаучивание стихотворений, драматизации с детьмиИспользование стихов и рифмовок в ходе музыкальных занятийПриглашение родителей на детские утренники, конкурсы.Совместная деятельность детей и родителейСемейные чтения «Пять минут стихов каждый день»Оформление страничек альбома «Стихи в рисунках»Заучивание стиховВыбор любимого стихотворенияУчастие в конкурсах, развлечениях, тематических дняхСоставление мнемосхем по стихотворным текстамСоздание видеоролика «Читаем стихи дома" Игротренинг«В мире волшебства стихов»Заключительный этап – презентация результатов проектаВыставка книг со стихами для детей данной возрастной группы для чтения домаОформление картотеки для родителей «Стихи для заучивания и чтения»Презентация альбома «Стихи в рисунках»Выставка фотоматериалов работы с детьми по теме проектаВручение дипломов «Я талантливый ребенок»Конспекты занятий по проведению образовательной деятельности, конкурса, викторины и консультаций Пополнение групповой и домашней библиотек стихотворными произведениямиПодборка стихов по лексическим темамВыставка детских работ продуктивных видов деятельностиШирмы для родителей «Учим стихи с детьми», «Стихи в речевом развитии ребенка с ТНР»Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению:- пополнение книжного уголка художественной литературой: «Сказки в стихах»; «Чуковский детям»;- создание картотеки стихов для семейного чтения;- создание мультимедийных презентаций «А.Барто для самых маленьких», «А.С. Пушкин о природе» и др.;- пополнение картотек стихотворных скороговорок и чистоговорок;- обновление картотеки «Речевые игры для взрослых и детей»;- создание родительского уголка «Читаем всей семьёй»;- пополнение масок и атрибутов для театрализованных игр по художественно-поэтическим произведениям.Практическая результативность, формы подведения итогов реализации проекта:- выставка книжек – малышек по разным лексическим темам;- составление фотоальбома по материалам конкурса чтецов и выступлений;- мини-концерты для детей других групп и родителей;- информационные ширмы для родителей, рекомендации «Учим стихи с детьми дошкольного возраста», «Учим стихотворения с детьми»;- участие детей в муниципальных и региональных конкурсах «Золотой голосок», «Весенняя капель» и др. Ожидаемый результат по завершению реализации проекта:- у детей сформируется интерес к слушанию и декламации литературных произведений,- улучшатся навыки выразительного чтения литературных художественных произведений,- в семье будет больше уделяться внимания проблеме заучивания и выразительного чтения стихов;- создание силами родителей альбома «Мнемосхемы к стихам»Планирование мероприятийМероприятиеФорма проведениясрокОтветствен.«Поэтическая минутка»Чтение мини-стихов педагогомежедневнопедагоги«Поэтическая среда»Концерт-представлениеВ среду 1 раз в месяцвоспитатели, учитель-логопед«Поэты для детей»Выставка книг в книжном уголке1 раз в кварталвоспитатели«Сказки в стихах»Театрализованные игрыВ рамках лексических темвоспитатели«Путешествие в библиотеку»Экскурсии1 раз в месяцвоспитатели, учитель-логопед«Сочиняем стихи сами!»Творческая минуткаВ режиме днявоспитатели«Стихи для мамы»Акция «Тепло в конверте»Первая половина мартавоспитатели,муз. руководитель«Я-артист!»Конкурс чтецовапрельвоспитатели, учитель-логопед«Семейный театр»Семейный концерт-представлениеапрельвоспитатели, учитель-логопед«Стихи друзьям»Концерт-презентация стихов поэта, представленного в библиотекеапрельвоспитатели, учитель-логопед«Видели видео?»Видео выступления В ходе всех мероприятийвоспитатели, учитель-логопедРеализация проекта через использование разных форм работыМузыкальный руководитель в свои занятия включает поэтическое музицирование, которое подразумевает озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов, благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворных форм. Большое внимание уделяется уголку книги, где ребенок может самостоятельно, по своему желанию и вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Содержание книжного уголка определяется возрастными особенностями детей и подбирается в соответствии с темами. педагоги стараются удовлетворить увлечение ребят и стараются как можно больше времени посвящать знакомству с книгами и новыми стихотворениями. В ходе проведения выставок детям предлагается поближе познакомиться с творчеством того или иного детского писателя. Дети с удовольствием участвуют в играх-инсценировках, играх - драматизациях, постановках спектаклей, в основе которых лежат стихотворные тексты.Произведения художественной литературы широко используются музыкальным руководителем в программах праздников и развлечений, которые в плановом режиме проводятся в детском саду.Кроме того, с детьми старшего дошкольного возраста систематически организуются экскурсии в городскую библиотеку. Где с детьми организуются литературные игры-викторины, встречи с интересными людьми, презентации. Детям представляется отличная возможность выступить - прочитать стихотворения перед своими ребятами и работниками библиотеки. С целью привлечения родителей к решению задач проекта, для них регулярно происходит смена рекомендаций и наглядной информации в родительском уголке, проводятся консультации по вопросам грамотного разучивания стихов. Родители всегда активно включаются в проводимые мероприятия, выставки совместного творчества, совместные экскурсии и прогулки выходного дня.Всем детям предоставляется возможность продемонстрировать свои успехи, раскрыть творческие способности и удивить зрителей навыками выразительного чтения стихотворений.Неожиданной находкой проекта стал эффект, который производила на детей, рассказывающих стихи, видеосъемка. Возможность увидеть свое выступление на большом экране, для большинства детей стало дополнительной мотивацией.Результативность проектаВсе вышеуказанные задачи успешно реализованы. Интерес детей к заучиванию и декламации стихотворных текстов значительно возрос. Более увлекательным для детей стал процесс автоматизации поставленных звуков. Родители стали активно использовать эффективные приёмы заучивания стихов, что сделало ранее сложный процесс интересным и результативным. Семейные библиотеки пополнились книгами со стихами. Пополнившаяся предметно-пространственная среда помогает поддерживать интерес к произведениям в стихотворной форме. Одним из результатов планомерной работы в данном направлении является участие детей группы в конкурсах чтецов различного уровня (от муниципального до всероссийского) и высокая оценка жюри их выступлений.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X