Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Никитина Татьяна Николаевна

Работа над выразительным исполнением музыкальных произведений в классе гитары

скачать документ

Вернуться назад

«Работа над выразительным исполнением музыкальных произведений в классе гитары в ДМШ» Автор:Преподаватель МАУ ДО «ДМШ №6 «Классика» Никитина Т.Н.г. Пермь СодержаниеВведениеГлава 1. Средства музыкальной выразительности и особенности их использования1.1 Звук1.2 мелодия1.3 тембр1.3 динамика1.4 архитектоника1.5 основные приемы: тирандо, апояндо1.6 колористические приемы: флажолет, вибрато, тамбурин, глиссандо, тремоло, разгеадо, пиццикато.1.7 штрихи: legato, non legato, staccato.Глава 2. Практический опыт работы над выразительностью в музыкальных произведениях в классе гитарыЗаключениеСписок литературыВведение Гитара – старинный инструмент, который обладает целым комплексом выразительных и технических возможностей. За свою многовековую историю гитара переживала эпохи бурного расцвета (например: 2-я половина 18 века) и периоды забвения. В 20 веке наступил новый этап в истории развития гитары, этап профессионального и всемирного признания (связан с именем испанского гитариста А. Сеговии). В настоящее время гитару можно назвать одним из наиболее популярных инструментов на нашей планете. Она распространена среди людей всех возрастов, независимо от рода их занятия. Что же привлекает в этом инструменте? Прежде всего - выразительное, завораживающее звучание. Каким образом это достигается? Как добиться выразительного исполнения? Как над этим работать на начальном этапе освоения гитары в ДМШ?Цель данной работы: раскрыть особенности использования средств музыкальной выразительности в процессе обучения игре на гитаре в ДМШ.Задачи:1. изучить и систематизировать средства музыкальной выразительности2. обобщить практический опыт работы над выразительностью в музыкальных произведениях в классе гитары в ДМШГлава 1.Средства музыкальной выразительности и особенности их использованияМузыкальное искусство - это искусство звуков. Ю. Кузин говорил: «Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, необходимо научить его внимательно слушать». Это необходимое условие для занятий музыкой. Прежде всего следует научить прислушиваться к звукам природы. Ведь изначально музыкальное искусство, так считали в Древней Греции, возникло из подражания звукам природы. Окружающий мир наполнен самыми различными звуками. А какие звуки извлекают юные исполнители - гитаристы? Преподаватели должны постоянно акцентировать внимание учеников на том, что же все – таки у них звучит! Примером правильного направления в педагогической деятельности могут послужить воспоминания Ю. Файера, выдающегося дирижера Большого театра. Так он вспоминал о начальных уроках игры на скрипке: «Я был горд и счастлив тем, что могслышать и осязать звуки, рождавшиеся здесь же, при мне, моей волей, моим умением».Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет свои специфические особенности звучания, которые требуют от учеников постоянного и целеноправленного слухового внимания и контроля. Ю. Кузин в «Азбуке гитариста» писал: «Любовь к гитаре нужно прививать через ее уникальную звуковую палитру… Дать возможность на первых же уроках вслушаться в звучание каждой отдельной струны, обращая внимание на то, что именно надо услышать: вот так звучит в самом начале, вот так он длится, а здесь, послушай, он угасает». Кузин советует, чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, первые занятия по развитию слуха проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки, а ученик должен спеть. Это позволит ему со временем почувствовать и понять особую акустическую природу звучания инструмента, неповторимость тембрового колорита гитары.Подготовительная работа над выразительностью музыкальных произведений можно провести на примере декламации стихотворений. «Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много полезного и затем использовать в музыкальной речи, музыкальном исполнении». Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе педагога-музыканта! Декламация стихотворений как бы предвосхищает исполнение музыкальных произведений, предвосхищает работу над выразительностью музыкальных произведений.Например: «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом». Слова этого стихотворения следует произносить звонко, четко, а главное –тревожно. Или «Детский сад - у реки, а вокруг – цветники». 1 фраза – весело, громко; вторая - с удивлением, протяжно, тише».Работа над музыкальным произведением – это последовательный процесс изучения, а затем воспроизведения авторского замысла. Обычно она начинается с просмотра, проигрывания всего произведения. Следующий этап работы над произведением – это непосредственно разучивание его. Затем идет собирание частей произведения в одно целое. И наконец, завершает работу над произведением выход на сцену, исполнение перед слушателями. Работа над выразительностью в основном идет на втором этапе.В большинстве музыкальных произведений мелодия - важнейшее выразительное средство. Е.М. Тимакин в своей работе «Воспитание пианиста» говорит о том, что развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова. Для того, чтобы научить ребенка лучше ощущать мелодическую линию, следует сказать ему, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные звуки. Следует знакомить с интонационной выразительностью мелодий. Важно, чтобы ученик приучался осознавать выразительный смысл отдельных интонаций. (Интонации вздоха, интонация плача, интонация призыва и т.д.)Развитый интонационный слух - это основа в работе над музыкой. «Гитарист, умеющий внутренним слухом предслышать извлекаемый звук, умеющий сознательно контролировать протяженность и затухание взятого на гитаре звука, может добиться большой выразительности звучания музыкальной фразы». Ю. Кузин.Важную роль в выразительном исполнении мелодии на гитаре имеет хорошо продуманная аппликатура. Здесь существуют так называемые «подводные камни». Это и соединение с открытой струной.( она, как известно, звучит громче закрытой), соединение нот различных позиций на разных струнах, большие скачки, соединение нот различных по тембру и т.д. Но динамическая ровность в звуковедении в исполнении мелодии должна что называется «стоять во главу угла».К качеству звука учащихся преподавателю следует относиться довольно строго, не допуская треска, скрежета и т. д.Нужно научить юного гитариста чувствовать меру в динамическом развитии. Следует методом сопоставления, сравнения прийти к надлежащему звучанию. Только таким образом у ученика формируется культура звука. Достижение качественно определенного, красивого гитарного звука является одной из важных задач педагога по классу гитары. А. Домогацкий в статье «Из опыта молодого гитариста» пишет: «Коварство гитары в том, что ее динамические возможности ограничены. Исполнителю нужно точно рассчитать красочную палитру произведения, иначе forte и fortissimo будут сопровождаться призвуками и треском, а piano и pianissimo превратятся в неразборчивый шопот». Еще несколько особенностей звучания гитары. Одна из них состоит в том, что шестая струна обладает самой большой продолжительностью звучания. Следует умело использовать эту особенность, чтобы гул этой струны не перекрывал звучание мелодии …Известно, что исполнение мелодии на второй струне предпочтительнее, чем на первой. Мелодия, сыгранная на второй струне, будет значительно певучей и связной в сравнении с проведением ее же на первой струне.Еще один секрет гитарного мастерства: игра у подставки и игра у грифа. Звук у подставки резкий, открытый, а на грифе - глубокий, бархатный. Разное положение правой руки часто используется в исполнении произведений – классиков, где следует создать эффект эхо или отголоска. (Каркасси М. «Рондо», Ф. Таррега «Арабское каприччио», др.)Необходимо познакомить ребенка с архитектоникой произведений. Ведь работа над выразительностью немыслима без работы над мотивами, фразами и т.д.Очень важно на уроках проговорить строение фразы, границы (начало, окончание), определить вершину - кульминацию.Итак, музыкальная речь, как и разговорная, состоит из отдельных построений (мотив, фраза, предложение, период), отличающихся друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Наиболее выразительный отрезок музыкальногопроизведения, в котором выражена относительно законченная музыкальная мысль, называется фразой.Движение мелодии во фразах неразрывно связано со сменой степени громкости- с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно будет исполнена (произнесена) фраза, зависит смысл исполняемой музыки. (Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре»)В работе над тем или иным произведением, разговаривая с ребенком нужно помнить, что ребенку свойственно конкретное мышление. Определив характер, настроение пьесы нужно сразу найти звуковую окраску, пульс движения, нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание.Для того, чтобы ученик, разучивая то или иное произведение и работая над его технической стороной, мог подчинить технику содержательности исполнения, он должен обладать достаточным количеством хорошо усвоенных навыков. В письме к П.И. Чайковскому Танеев пишет: «Без вдохновения нет творчества. Но не надо забывать, что в моменты творчества человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а только комбинирует то, что в нем уже есть, что он приобрел путем привычки. Отсюда необходимость образования как пособия творчеству. Тут может иметь большое значение, к чему приучил себя человек. Игра Рубинштейна в минуту вдохновения тоже творчество. Между тем, какое громадное значение имеют для этой игры те механические упражнения, которые делали эти пальцы, те гаммы, которые они твердили».При работе над музыкальным произведением следует очень ответственно относиться к прочтению нотного текста. Приблизительность здесь непозволительна. Иногда выполнение динамических оттенков выполняется формально. Для избежания подобных явлений важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки.На гитаре существует два основных типа звукоизвлечения: tirando и apoyando. При игре тирандо палец движется без опоры на соседнюю струну, а при исполнении апояндо палец, играя, например, на первой струне, опирается на вторую. Звук, получаемый при игре апояндо более плотный, мощный. Как используется апояндо? Эффектно использование апояндо в гаммообразных пассажах, в проведении мелодической линии. Сила и основательность баса как основы гармонии достигается также именно этим приемом. Апояндо является важным средством для создания эффекта объемности музыкального пространства.Применяют в исполнительстве на гитаре колористические приемы. Такие как: флажолеты, тамбурин, разгеадо, пиццикато, вибрато, глиссандо и др. Работа над колористическими приемами является частью работы над техникой, т.к. произведения современных авторов предъявляют требования владения целым комплексом данных необходимых навыков. Изучение их начинается в ДМШ буквально с 1 класса. Флажолет. П. Агафошин в «Школе игры на гитаре» дает следующее определение флажолета: «Если слегка коснуться струны в точке, разделяющей ее на две, три или четыре равные части, и привести ее в колебание, то полученный легкий, прозрачный звук, несколько напоминающий звук флейты, будет называться флажолетом». Флажолеты обозначаются: fl. и рядом ставится римская цифра, указывающая лад, над которым пальцы левой руки касаются струны. Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Используются в таких произведениях как: Л. Иванова: «Звездочки»; «Найгрыш»; Н. Паганини «Испанский вальс», А. Хохрина «Морская песня», М. Александрова «Часы», Ж. Пернамбуко «Бразильский танец», В. Козлов «Ноктюрн» и др. Вибрато – ( итал. Vibrato - вибрация) - прием звукоизвлечения, который выполняется колебанием пальца левой руки на прижатой струне. Вибрато придает звуку красоту и певучесть. Благодаря этому приему можно выделить любой звук и создать особое качество звучания, звуковую красочность. Медленное вибрато звучит более эффектно, чем подвижное.В нотах над верхним голосом пишется слово вибр. (вибрато) или vibr.(vibrato). Используется в произведении М. Александровой «Мотылек» и др.Тамбурин – прием, имитирующий звучание тамбурина или литавр, исполняется резким ударом большого пальца по струнам около подставки посредством движения всей кисти правой руки, тем самым вызывает гулкий отзвук корпуса гитары, который напоминает звучание небольшого продолговатого барабана – тамбурина. О того насколько близко к подставке будет выполнен удар, зависит тембр звука. Используется в произведениях: «Сердце Испании», В. Козлов «Восточный танец». Глиссандо – (фр. gliss - скользить) это быстрое скольжение пальца левой руки по струне. Ударом пальцев правой руки извлекается звук, после чего палец левой руки быстро скользит по струне до нужной ноты. Использовалось в произведениях романтического периода. В более поздних музыкальных стилях применяется глиссандо как восходящее, так и нисходящее целых аккордов. Обычно вторая нота играется, но иногда палец левой руки лишь останавливается на требуемой ноте. Очень эффектна эта техника в басу. Используется в произведении Н. Паганини «Менуэт».Тремоло – (ит. Tremolo– буквально дрожащий) - специфический гитарный прием. Тремоло лежит в основе фактуры многих пьес, являющихся жемчужинами гитарной музыки. В основе его – повторение одного и того же звука, в целях создания впечатления длительного звучания. Тремоло исполняется быстро сменяемыми пальцами правой руки (ami, ami и т.д.). Этот прием требует от исполнителей особого мастерства, основанного на беглости пальцев правой руки и точности движений, координации. Используется в произведениях: Ф. Таррега «Воспоминание об Альгамбре», Х. Сагрерас «Грезы» и др.Rasgueado – народная манера игры, ведущая свое происхождение, по-. видимому, от мавританской школы. Применяется в современной гитарной литературе как один из наиболее красочных гитарных штрихов. (П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре»)Используется в следующих произведениях: «Испанский вальс» М. Каркасси, «Прелюд» Ф. Морено-Торроба, «Восточный танец», «Испанский танец» В. Козлова, «Тореодор» О. Киселева и др.Пиццикато – (pizz.) прием музыкальной выразительности, изменяющий тембр звучания струны. Исполняется следующим образом: правая рука ребром ладони кладется на струну рядом с подставкой, а большой (иногда средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, возникающие при использовании данного приема, получаются приглушенными и отрывистыми. При желании правую руку можно перемещать в сторону грифа, тогда извлекаемые звуки будут менять свой тембр, становясь более мягкими и бархатными. Пиццикато- прием, который придает гитарной музыке новые оттенки. Игра приглушенными звуками делает музыкальные произведения более яркими, разнообразными.Штрихи на гитаре. Используют в основном:legato, non legato, staccato.Легато (ит. Legato– связанно, плавно, от legare - связывать) – это связный (плавный) переход от звука к звуку; исполнение музыкальной фразы на одном дыхании, когда звуки как бы перетекают один в другой без какого-либо промежутка в звучании. Такое исполнение обозначается лигой, охватывающей группу нот, или словомlegatо. Для гитары лига, охватывающая группу нот, обозначает определенный прием звукоизвлечения. Этот прием заключается в том, что правой рукой извлекается только звук первой ноты из группы залигованных, а остальные звуки – пальцами левой руки. Легато может быть восходящим и нисходящим.Стаккато (ит.staccato, от staccare– отрывать, отделять) – один из основных приемов извлечения звука: коротко, отрывисто (в противоположность легато) обозначается точкой над или под нотой или аккордом. Чтобы исполнить стаккато, нужно немедленно после удара снова положить пальцы правой руки на струны; в этом случае пальцы как бы играют роль глушителя.(А. Диабелли «Скерцо», Р.Шуман «Солдатский марш») Арпеджато – (ит. Arpeggioот arpeggiare – играть на арфе; arpe–арфа) - прием исполнения на гитаре, когда звуки аккорда берутся не одновременно, а вразбивку, поочередно, обычно от нижнего к верхнему. (Козлов В. «Баллада о Елене», «Восточный танец», Н. Кошкин «Прелюдия и вальс» идр.Глава 2. Практический опыт работы над выразительностью.Работая над выразительностью мелодии, важно уяснить ее членение на отдельные построения, определить относительную их важность. Так, работая над произведением В. Калинина «Ах ты, зимушка-зима», мы определяем, что мелодия состоит из четырех построений - фраз. Как найти вершинку каждой из них? (Ведь известно, что у фразы есть начало, вершинка и окончание). Лучший способ – это пропеть. И тогда мы понимаем, что главная нота приходится в каждой фразе на начало третьего такта. Центральной же фразой будет третья фраза. Она выделилась интонационным взлетом на квинту, чего не было в предыдущих фразах. А на четвертой фразе мелодия спускается в более низкий регистр, как бы сникает. Таким образом, становится понятно, как выстраивать мелодическую линию основной темы пьесы.В последней вариации тема проходит в басу. Здесь главная задача состоит в том, чтобы аккомпанемент динамически не «перекрыл» мелодию. Следует сказать ученику, что аккомпанимента как будто нет – и тогда динамический баланс мелодии и аккомпанимента будет сохранен. И тогда мелодия прозвучит ясно, выразительно.Интересная работа по поиску различных тембров проходит в пьесе Н. Паганини «Менуэт». Во второй части два такта повторяются практически не изменными. Здесь учащийся может сам определить, поискать, послушать - как лучше разнообразить звучание: расположить за первым разом правую руку на грифе, а за вторым у подставки. Или сделать наоборот. Заключение.В данной работе автор попытался осветить некоторые важные моменты в работе над выразительностью с учащимися – гитаристами ДМШ. Из выше сказанного мы видим, что на выразительность, помимо работы над интонацией, динамикой влияет использование различных штрихов, приемов игры на гитаре. Немаловажную роль играет продуманная аппликатура. В работе преподаватель всегда отталкивается от индивидуальности учащегося. Работая над одними и теми же произведениями с различными учениками, необходимо всех направлять к одной цели – возможно более глубокому проникновению в художественный образ и полноценной передаче возникшего на этой основе исполнительского замысла. Как пишет Михайленко Н., история музыкальной педагогики, опыт работы показывает, что в классе у педагога не может быть даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из их индивидуальных качеств.Список литературы1. Е. М Тимакин «Воспитание пианиста»2. «Как научить играть на гитаре» сост. В. Кузнецов3. Г. Коган «Работа пианиста»4. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»5. Т. Вольская, И. Гареева «Технология исполнения красочных приемов игры на домре»6. Н.Г. Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре»7. М. Александрова «Азбука гитариста»8. Н.А. Иванова- Крамская «Школа исполнительского мастерства юного гитариста»9. П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре»10. Ю.П. Кузин «Азбука гитариста»11.Ю. Файер «О себе, о музыке, о балете»12. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» под ред. А.А. Николаева13. М.В. Александрова «Испанская гитара»14. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»15. Р.Шейко «Елена Образцова»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X