Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Матюхина Ирина Михайловна

"Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей"

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей. Художественно-эстетическое развитие речи» В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное развивающее значение народного искусства. Оно дает возможность свободно общаться, яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи.В своей практике с целью развития речи детей я решила обратиться к русскому народному искусству. Задачи, которые я определила –это:• формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;• совершенствование художественно-речевых навыков;• развитие мелкой моторики рук;• развитие творческих способностей;• воспитание положительных эмоциональных проявлений.Для этого в группе создана предметно-развивающая среда:• уголок «Русские народные промыслы»;• творческая мастерская (принадлежности для творчества в расширенном ассортименте);• книжный уголок (различный наглядный и дидактический материал);• копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).Развитие речи детей осуществляется на всех этапах образовательной деятельности по знакомству с русским народным искусством.В вводной части занятия (подготовка к восприятию изделий) я использую пословицы, стихотворные тексты, сказки о промыслах, которые способствуют обогащению речи детей выразительными средствами.Большое значение имеет обследование предметов. Например, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети делают вывод: керамика шершавая, пористая . А при обследовании гжельских изделий ребята замечают, что фарфор гладкий, звонкий. Таким образом, я обращаю внимание на различные признаки предметов, тем самым, помогаю строить детям противопоставленную речь.При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: *на хохломских чашках травка «огнём горит», * гжель похожа на морозные узоры,* дымковская игрушка – на сказку.Для того, чтобы ребята могли составить рассказ о промысле, я использую предметно – схематические модели. Они служат наглядным планом для создания описательных рассказов.Во время продуктивной деятельности дети отвечают на вопросы воспитателя о том, что они делают, что ещё намереваются делать, то есть дети повествуют о своих действиях.При подведении итогов продуктивной деятельности я использую игровые приёмы, например: «Ярмарка», когда один ребёнок - продавец рекламирует свои изделия, а другой ребенок - покупатель расспрашивает о качестве товара. «Козлик и баран», когда герои выясняют, кто из них краше. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность. Эти приёмы помогают развивать диалоговую речь.Образовательный успех во многом зависит от просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. В наше не простое время контактирую с родителями через соцсети. Проведя сравнительный анализ речевого развития детей логопедической группы на начало 2020 учебного года можно отметить, что уровень речи у них повысился на 5 %.Дети лучше пересказывают хорошо знакомые рассказы, поют частушки, потешки; в индивидуальном общении рассказывают на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и праздничные дни).Таким образом, знакомство с русским народным искусством даёт богатый материал для развития речи детей.В дальнейшем я планирую расширить работу с родителями по вопросам речевого развития детей и распространить опыт работы в своём детском саду. Свое выступление хочу закончить словами К. Д.Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с творчеством, и он усвоит их на лету».Спасибо за внимание. 

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X