Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Игонина Нина Николаевна

Орфография без правил

скачать документ

Вернуться назад

ОРФОГРАФИЯ БЕЗ ПРАВИЛ, ИЛИ«ГРАМОТЕИ ЧИТАЮТ ПО СЛОГАМ». В последнее время в нашу жизнь прочно вошли информационные технологии, различные ВПР, ЕГЭ и т.п. Всё направлено на всестороннее развитие личности ребёнка. Тогда почему ученик, который успешно учиться по всем предметам, но как дело доходит до диктантов и сочинений, способный, эрудированный ученик в буквальном смысле превращается в человека, которого понятие «склонение» и «спряжение» приводят почти в обморочное состояние? Почему, особенно в последние годы, выпускники школ пишут с таким чудовищным количеством ошибок, что даже видавшие виды экзаменаторы пребывают в шоке? Да что там, например, сочинения на экзамене! Даже во вступительном заявлении в вуз абитуриент допускает орфографические ошибки. Отсутствием грамотности и навыков культурной речи, к сожалению, у нас грешат и высокопоставленные должностные лица! В чём же дело? Может в том, что детям приходится заучивать огромное количество правил? Например, только по глаголу приходится заучивать десятки правил. А есть ещё существительные, прилагательные и т.д. Но запомнить их все вряд ли возможно, да и не факт, что даже знание правила гарантирует на практике безошибочное письмо. Хорошо, если Бог наградил человека природной грамотностью. В лучшем случае, владея 2-3 правилами, а то и не зная их вовсе, он не испытывает ни малейших сложностей при письме, интуитивно чувствуя, как нужно написать правильно. Но так повезло далеко не всем. Ведь не у всех детей крепкая память (как зрительная, так и слуховая), не все дети понимают некоторые правила, не все дети хорошо владеют русским языком. Что же им делать? И что делать учителю? После безуспешных попыток научить детей писать правильно, не замечать их неграмотности? Поставить на них крест? Проблема усугубляется, и многие учителя начинают лихорадочно искать решение этой проблемы. А ведь есть доступная, интересная методика, которую разработал опытный московский педагог Пётр Семёнович Тоцкий. Называется она «Орфография без правил». (Грамотность ребёнка, как известно, связана с орфографической зоркостью). Я перепробовала много разных методик обучения детей грамотному письму и пришла к выводу, что лучший помощник в этом - методика Петра Семёновича Тоцкого.Методика Тоцкого называется «Орфография без правил» (название говорит само за себя). В основе этой методики лежит теория Тихомирова Д.И., которому в конце 19 века Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Вот что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».Проверяя диктанты, Тоцкий обратил внимание, что большинство детей допустили ошибку в одном и том же слове. Причём в слове, которое встречается постоянно. Это повергло учителя в состояние такого недоумения и расстройства, что вынудило незамедлительно заняться разработкой новой концепции преподавания. Он проанализировал ситуацию. Оказалось, что это слово не подчинятся никаким правилам, его можно только запомнить. Как начал работать над проблемой Тоцкий?1)Он собрал слова, которые нельзя проверить правилами, написал на карточках, отметил «опасные» буквы и начал ежедневно повторять эти слова с детьми по буквам. На урок произвольно отбирался десяток слов, карточка показывалась классу, ребята должны были прочитать слово, запомнить его написание, т.к. оно должно быть написано, т.е. произнести орфографически. Процедура повторялась 3-4 раза. “…если слово повторять многократно,… то движения органов речи останутся в памяти, они то и решат на практике правописания слов”. Вскоре каждый ученик мог повторить на слух 5-20 слов, произнося их без ошибки. А от этого был уже один шаг до письма без ошибок. 2) Затем из этих слов составляются словосочетания и предложения. т.е. дети переходят на орфографическое чтение слов и предложений и через несколько дней могут писать диктанты практически без ошибок. Безграмотные слова выползают из-под наших «перьев» потому что мы пишем, как говорим. Произносим «каво» и пишем «каво», а не «кого». Если же это самое «кого» ребёнок не один раз прочитает вслух именно так, как написано, то потом он всегда и сам будет писать правильно. Однако, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. В русском языке ударение плавающее и влияет на произношение. Значит, для проговаривания нужны не только отдельные слова, но и устный диктант из словосочетаний и предложений. Учитель говорит текст, ученик повторяет его так, как он написал. Всё очень просто! Положительных оценок в тетрадях станет больше, ребёнок поверит в свои силы и – успех обеспечен!П.С.Тоцкий: «Если ученик всё чётко запоминает и произносит без ошибок, значит, обязательно научится грамотно писать. Любого человека, если с ним заняться по этой методике, можно сделать грамотным. Раз ребёнок умеет говорить – значит, он сможет говорить орфографически. Когда он только глазами проглядывает слово, оно в памяти не останется: зрение запоминает, но не всё. А произношение влияет на орфографию несомненно».Разумеется, орфографическое произношение непригодно для общения между людьми, а предназначено только для того, чтобы научиться читать орфографически бегло, без препятствий. Для этого нужно потренироваться. Если применять на уроках эту методику, учителя решат много проблем. Во-первых, после овладения орфографическим чтением ребёнок начинает писать грамотно. Но дальше достигается другая, не менее важная цель – наполнение лексики и развитие устной речи. Когда ребёнок пишет грамотно – это очень хорошо, но когда он свободно говорит, когда богат словарный запас и словами он владеет по законам грамматики, это идеал.Так что значит читать, как написано? Мы берём любой текст и будем соблюдать не орфографию, произносить по слогам. Это ведь просто. В каждом слоге есть вершина – гласный звук. Остальные звуки, согласные, произносятся в более низком звуковом уровне. Каждый слог – это отдельная звуковая единица в слове. Но слог может работать только при медленном чётком чтении. И это важно! Если мы будем говорить быстро, как привыкли, начнёт действовать основной закон языка – экономия сил. В любом языке каждый говорящий неосознанно старается как можно меньше затратить своей энергии для произношения слова и сэкономить время, чтобы как можно быстрее сказать. У детей с такой привычкой чаще всего наблюдается большое количество ошибок. Чтобы замедлить речь человека, его надо тренировать. Но тут возникает другая проблема. При чтении по слогам каждый слог становится ударным, и слово «распадается». И ребёнку становится непонятным смысл слова. Но если попробовать прочитать эти слова не по слогам, а орфографическим чтением, т.е. как написано, но при этом бегло, доведя сам процесс до автоматизма. Значит, при орфографическом проговаривании слова надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе.Итак, надо обучать детей двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому, т.е. один и тот же текст мы читаем два раза – как пишем и как говорим. Необходимо придерживаться следующих правил:1)Приступать к такому чтению можно, как только ребёнок научится читать. Только поначалу текст должен быть лёгким, понятным. В трудном тексте может оказаться множество сложных слов и ученику такая работа окажется непосильной. Поначалу по слогам читать надо только трудные слова, остальные – максимально бегло. 2) Для первоклассников сначала обязательно – слоговое чтение. Многие считают, что в первом классе такую работу проводить рано. На мой взгляд, именно с первого класса её и надо начинать применять. Сначала дети повторяют за учителем вслух, затем, научатся легко и читать. Чем раньше дети привыкнуть к орфографическому чтению, тем лучше. 3) Для достижения лучших результатов необходимо орфографическое чтение проводить регулярно, и, желательно, на всех уроках. 4) Каждое предложение нужно прочитать три раза. Здесь выяснится, что некоторые слова при произношении вызывают затруднение. Дети, естественно, обратят на них внимание. И в результате, они останутся у них в памяти. Если ребёнок при чтении допускает ошибки, например, «зделаю», «щитать», « краснова» и т.п., необходимо отметить эти слова в тексте. Потом включить эти слова в какие-нибудь фразы, опять потренироваться их читать, пока не запомнятся. 5) И последнее, важное правило этих занятий состоит в том, что дети должны заниматься ограниченное время – до 10-15 минут. После изучения этой методики я убедилась в том, что правильное письмо, в большинстве случаев, достигается только через орфографическое чтение.Но и как в каждой методике, есть несколько «но»… 1)В русском языке есть правила, которые не подчиняются законам орфографического чтения. Например,- правописание гласных после шипящих;- написание мягкого знака после шипящих; - правила переноса слов;- употребление дефиса в правописание некоторых слов;- правила пунктуации.2) Данная методика применима к общеупотребительным словам, но не, например, к специальной, научной лексике. 3) Мой опыт показал, что данная методика не всегда применима для детей с логопедическими нарушениями.Приведу в пример отрывок урока по теме «Части речи»Работа с алфавитом и лентой букв:- прочитаем названия букв;- произнесём гласные после твёрдых согласных;-Произнесём звонкие (глухие) согласные;- произнесём парные звонкие и глухие согласные;2) -Словарная работа: орфографическое чтение слов с непроверяемым написанием по карточкам (названия птиц): ворона, петух, воробей, орёл, соловей, глухарь.-«лишнее» слово; -читаем названия птиц с предлогами ;- я произнесу орфоэпически слово в единственном числе, а вы орфографически во множественном числе;- На какой вопрос отвечают все эти слова?- Какая это часть речи? Какие ещё части речи вы знаете? Образуем от этих имён существительных имена прилагательные.-Что такое глагол? Подберём глаголы к данным именам существительным.Например, соловей (что делает?) … заливается; соловьиное (что?) …пение3)Образование однокоренных слов: соловей, соловушка, соловьиный, соловейчик, засоловел. -Какие это части речи? Назовите их. Какое слово при написании вызвало затруднение? Ещё несколько раз орфографически его прочитаем.4) Работа с текстом:Эта птица чуть крупнее воробья, с невзрачным опереньем. Соловей поселяется в сырых, тенистых порослях, обычно у рек, болот, в молодых рощах, больших садах и парках. Гнездится где-нибудь на земле среди корней и кустарников или в густой траве. Начинает петь вскоре после кукования кукушки. Поют только самцы по вечерам или ночью, пока самка высиживает птенцов. Едят вредных насекомых.Работа над текстом:1. Самостоятельное чтение про себя.2.Орфографическое чтение, пауза после каждого слова.3. Орфографическое чтение, пауза на знаках препинания.4. Словесное рисование к тексту.5. Заранее подчёркиваю все орфограммы, ученики объясняют хором или «цепочкой»6. Выделить в предложениях на доске только те орфограммы, которые не подчиняются орфографическому чтению.7. Конечный этап работы над текстом – зрительный диктант. Открывается та часть доски, где предложения закрыты. Каждое предложение демонстрируется 3-5 секунд. Дети читают про себя. Предложение стирается. Ученики записывают по памяти.Работа над текстом проводится по-разному, но главной, неотъемлемой  частью является орфографическое чтение.П.С.Тоцкий: «Возможно, вам сначала покажется, что это монотонное чтение никаких целей вроде бы не преследует, но это не так. Это как сольфеджио для музыканта. Без этих упражнений музыки не будет. Так же и здесь – если не будет тренировки и беглого орфографического чтения, чёткого произношения, не будет и грамотности». Конечно, эта методика не гарантирует 100% грамотности. Но, используя её, вы уже через 2-3 месяца почувствуете положительные результаты такого обучения. Литература:1.Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.19912. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. 19583.Квач В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическоепроговаривание. Журнал «Начальная школа» №11, 1995 г.4.Журнал «Начальная школа» № 1, 1997

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X