Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Логанова Ирина Викторовна

Социальное партнерство детского сада при организации взаимодействия с семьей

скачать документ

Вернуться назад

Социальное партнерство детского сада при организации взаимодействия с семьей.Козлова Ольга НиколаевнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 464 «Лукоморье» (МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье»), г. Нижний Новгород,старший воспитатель.Логанова Ирина ВикторовнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 464 «Лукоморье» (МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье»), г. Нижний Новгород,педагог-психолог.Партнерство детского сада и семьи – одно из приоритетных направлений развития образования во всем мире. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому задачи педагога могут быть успешно решены в том случае, если сад поддерживает связь с семьей, между педагогом и родителями установились отношения доверия и сотрудничества».Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что одним из условий, для создания социальной ситуации развития, является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.Важнейшими условиями организации взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО являются:выстраивание партнерских отношений на согласованных действиях обеих сторон;на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания и непротиворечия требований к ребенку в семье и детском саду; деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями и членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сторонами. На сегодняшний день наш детский сад ориентирован на поиск таких форм сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей и будут способствовать активизации родительской позиции.Традиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования:- обеспечение благополучного психического состояния ребенка;- обеспечение его физического и интеллектуального здоровья;- воспитание характера, основ мировоззрения, нравственности.Соблюдение выше обозначенных условий, ответственного взаимодействия способствует целостному развитию личности ребенка.Возможность участия в образовательном процессе родителей позволяет детям:-общаться с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что дает возможность более глубокого понимания других культур;- получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;- укрепить чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;- расширить круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний;- получить дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.Вовлеченность в образовательный процесс обеспечивает родителям:- эмоциональную вовлеченность, чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка;- сформированность новых умений, возможность разобраться в вопросах и особенностях развития детей, применять полученные навыки на практике;- расширение круга общения;- наблюдение за своим ребенком вне дома и семьи;- возможность убедиться насколько важна для ребенка игровая деятельность в дошкольном возрасте, предоставление ему права выбора.Положительный эффект от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели:- у педагогов появляется соратник, в лице родителей, который может видеть педагогическую ситуацию с другой стороны;- обогащение содержания образовательной деятельности за счет использования ресурса родителей (их увлечений, знаний, интересов, талантов);- родители охотнее отзываются на просьбы педагогов.Одной из эффективных форм взаимодействия с семьёй, по нашему мнению, являются организованные встречи в ДОУ , в качестве семейного клуба «Родные люди», целью которого является создание единого воспитательно-образовательного и оздоровительного пространства детский сад – семья, оптимизация детско-родительских отношений в семье.Семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараясь отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, выставки, музыкальное оформление, игровые, словесные и практические методические приемы. Дети, родители и педагоги получают радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой, верно выбранный тон общения друг с другом. Мы предоставляем фрагмент плана работы семейного клуба, который был спланирован нами по нескольким направлениям:«Молодая семья»;«Творческая семья»;«В семье будущий первоклассник»; Направление «Молодая семья». На встречу приглашаются все желающие родители: те, которые совсем недавно привели своих малышей в детский сад, и те, которые принимают самое активное участие в жизни ДОУ, кто просто интересуется особенностями возраста, имеет проблемы, нуждается в помощи специалистов. Направление «Творческая семья» Целью встреч стала: помочь родителям развить творческие способности детей, раскрыть собственный потенциал, вызвать желание заниматься со своими детьми например, изобразительным искусством. Темы встречи явились такие как: «Птица счастья», «Волшебные краски», «Поздравим мамочку с праздником 8 марта!» и др. Актуальность совместного творчества детей родителей и педагогов очевидна, так как творческие мастерские предоставляют возможность свободы действий, максимального проявления инициативы, самовыражения через создание творческих продуктов. Родители также получают возможность познакомиться с методами и приемами образовательной работы по развитию художественно-творческих способностей детей, спецификой организации изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, созданию условий поддержки детской инициативы и проявлению творческой активности.На встречах «В семье будущий первоклассник» целенаправленно ведется работа с родителями старших и подготовительных групп. Проводятся беседы, консультации со специалистами детского сада, встречи с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребёнка к школе», анкетирование родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?». Цель данной работы: повышение психологической компетенции родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к школьному обучению.Участие в семейном клубе способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.Не мало важную роль по взаимодействию ДОУ с семьей играет работа педагога-психолога. Педагог-психолог является помощником для родителей, что в свою очередь активизирует психолого-педагогическое самообразование. При проведении семейного клуба у родителей повышается уровень осознанности, тренируется навык положительного взаимодействия со своими детьми, формируются умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях.  Эффективность работы клуба «Родные люди» выявлена с помощью опроса родителей в конце года. Практически все родители отметили, что у них сформировались представления об особенностях образовательного процесса в ДОУ, о педагогической деятельности, о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, получили ответы на интересующие их вопросы, подчеркнули для себя много важного и интересного из опыта других семей и просто стали ощущать себя нужными своим детям, воспитателям, дошкольному учреждению.В результате чего мы с уверенностью можем сказать, что организация работы семейного клуба – интересная и эффективная форма общения, обмена опытом между педагогами ДОУ и родителями наших воспитанников. Таким образом, организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную и современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, что способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Литература1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М.: ТЦ Сфера, 2016. 3. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. 4. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. 5. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения сродителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. –7. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X