Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Козлова Наталья Викторовна

"Как воспитать ребенка исследователя?"

скачать документ

Вернуться назад

Практикум «Как воспитать ребёнка-исследователя?»Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по развитию познавательных компетенций в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаСЛАЙД 1.Орг. Момент«Поменяйтесь местами» Поменяйтесь местами те, у кого сегодня хорошее настроениеПоменяйтесь местами те, кто работает воспитателемПоменяйтесь местами те, кто любит кофеПоменяйтесь местами те, кто каждый год ездит на мореПоменяйтесь местами те, у кого стаж работы более 10 летПоменяйтесь местами те, кто любит мороженоеРаздаю бабочек двух цветов (деление на команды)Присаживайтесь за столы.Вначале нашей работы, мне бы хотелось задать вам вопрос.О ком рассуждают наши дети?СЛАЙД 2. ВИДЕОЗАПИСЬ -Вы догадались, о ком идет речь? -Как можно одним словом назвать человека, который подходит под все эти описания?СЛАЙД 3. -Что значит исследовать? (наблюдать, изучать….) -Кого можно назвать исследователем?Все мы знаем, что воспитывать ребенка исследователя в наше время необходимо. Это неоспоримый факт. Но педагог может столкнуться с рядом трудностей, проблем, неудобств, если в его группе есть «неутомимые» исследователи.Давайте порассуждаем на эту темуСЛАЙД 4( карточки)1 команда -Какие преимущества появляются у педагога, если в группе есть такой «неутомимый» исследователь?2 команда-Какие трудности возникают у педагога, если у него в группе есть такой же «неутомимый» исследователь?Пока вы работаете, будет звучать музыка. На это отводится пара минут. СЛАЙД 6 музыка 2 МИНУТЫСЛАЙД 7 без музыкиКак показали нам коллеги, преимуществ оказалось гораздо больше.Сегодня мы поможем вам понять, что воспитать ребенка исследователя- вполне выполнимая задача. Мы познакомим вас с приемами развития исследовательского мышления ребенка с использованием технологии А.И.Савенкова, так как именно она направлена на решение целого ряда образовательных задач, в частности –обучение детей применению мыслительных операций в исследовательской деятельности.СЛАЙД 8 В ходе развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:видеть проблемы;ставить вопросы;выдвигать гипотезы;давать определение понятиям;классифицировать;наблюдать;проводить эксперименты;делать умозаключения и выводы;структурировать материал;готовить собственные мини доклады;объяснять, доказывать и защищать свои идеи.СЛАЙД 8 Следует отметить, что ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:- уметь видеть проблему и ставить вопросы;- уметь выдвигать гипотезы;- уметь делать выводы;- уметь классифицировать, сравнивать, обобщать.Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приемы. Сегодня мы хотим вам представить несколько упражнений, которые способствуют развитию этих умений у детей. СЛАЙД 9Задания и упражнения для развития умения видеть проблемыНаша практика работы показала, что самым сложным для детей является выделение проблемы при познании окружающего мира.Слово «проблема» в переводе с древнегреческого – это: «задача», «преграда», «трудность».НаташаСЛАЙД 10• Что будет, если снег принести в комнату? • Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); • Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска); Как вы считаете, можно ли эти вопросы рассматривать как проблемные?СЛАЙД 11Задание командам: -Какие проблемные вопросы можно придумать?• Почему шарик катится, а кубик нет? (ШАРИК- КУБИК)• Почему карандаш рисует, а палочка нет? ( ПАЛОЧКА И КАРАНДАШ)-Какое умение развиваем у детей подобными играми?( они помогают развить умение видеть проблему)ЯОдно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.СЛАЙД 12Предлагаю упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»Пример: В автобус вошёл ребенок, который не может заплатить за проезд.Посмотри на эту ситуацию глазами кондуктора, пассажиров ( работа в командах)-(музыка)Вывод: одну и ту же проблему каждый видит и решает по-разному. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы.Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫНаташаУмение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только образованным, но и любознательным.И научится задавать вопросы поможет игра, которая называется «Найди загадочное слово»Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правилов вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”. Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.СЛАЙД 13НаташаПредлагаю поиграть. Мне нужны 2 желающих из каждой команды.В коробочках предметы. Назовите первый звук названия этого предмета. Команды попробуют задавать вопросы. Вы можете отвечать только « да» или «нет». Какая команда быстрее сможет разгадать слово?ДЕТИ ИГРАЮТ- На развитие какого умения направлена эта игра?( на развитие умения задавать вопросы) СЛАЙД 14Задания и упражнения для развития уменияВыдвигать гипотезыЯГипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научить вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи.Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой: ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме: ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ Воспитывая ребенка- исследователя, мы учим его быть успешным: решать проблему, выбирая более правильное решение для выхода из любой проблемной ситуации.В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. А сейчас мы с вами поиграем и потренируемся выдвигать гипотезы:СЛАЙД 15КАРТИНКИ: Телефон, книга, мяч, барабан, аккордеонПри каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:Каждый ответ обязательно начни со слов:Может быть;Предположим;Допустим;Возможно; Что если... Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. -При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?НаташаСледующее задание на развитие умения выдвигать гипотезыВыбор карточек1. Задание для команд: придумать три сказочных и три правдоподобных объяснений томуЗачем детям нужно спать днем? (первая команда), Зачем люди лечат болезни? (вторая команда)-Какие исследовательские навыки развиваются у детей, если систематически предлагать им подобные игры?В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез» ЯЧтобы ребенок умел обобщать, делать выводы, нужно развивать умение находить противоречия.Задания на развитие умения находить противоречияДетям очень нравится игра «Хорошо-плохо» Выбираю любой объект, который нейтрален для ребенка (не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями) и предлагаю детям придумать плюсы и минусы для такого явления, то есть найти противоречия. Вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". - Чайник: хорошо, потому что в нем можно нагреть воду для чая, Чайник: плохо - можно обжечься; - Дождь: хорошо, потому что «напоит» растения и животных, Дождь: плохо, потому что люди промокнут, может залить норки; - Машина: хорошо - можно быстро добраться до далекого места, Машина: плохо, потому что загрязняет природу; - Съесть конфету – хорошо, потому что она вкусная, сладкая. Съесть конфету – плохо, потому что могут заболеть зубы. И т.д.СЛАЙД 16ВЕНИК ПЫЛЕСОСЭта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства.СЛАЙД 17ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬКлассификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. НаташаВсе вы знаете и применяете в работе игру «Четвертый лишний». -Какую цель ставим? Для развития исследовательских навыков с детьми мы играем так: Предлагается изображение четырех предметов. Говорю, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Сравнивать можно по цвету, весу, размеру, вкусу, частям, где растет, чем было раньше, количеству букв в названии и т.д. Цель игры – показать многовариативность классификационных признаков, учить не зацикливаться на очевидном признаке обобщения. Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Я«Назовите как можно больше признаков предмета»Задача детей - назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.(Например: стол - красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный.) Это упражнение на беглость мышления.«Сколько значений у предмета»Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка...) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.Эта игра на развитие дивергентного(креативного) мышления.Про облакаМы познакомили вас с некоторыми приемами развития исследовательского мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии А.И.Савенкова. Хочу предложить вам замечательную подборку книг А.И.Савенкова. В них вы можете найти огромное количество различных заданий и упражнений, которые помогут вам воспитать ребенка- исследователя.Дети старшего возраста группы проводят пока групповые проекты и делают групповые доклады. Но в каждой группе есть талантливые дети. Мы называем их одаренными детьми. И здесь идет индивидуальная работа, идет сопровождение ребенка педагогом, ребенок учится самостоятельно делать проект. Идет более сложный процесс- самостоятельная исследовательская деятельность.Сегодня вам будет представлена самостоятельная исследовательская деятельность детей.РефлексияВозьмите бабочку и посадите на свою ладонь, а я расскажу вам одну легенду:Жил мастер на свете, который знал все.И один его ученик захотел доказать обратное.Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи мастер, какая у меня бабочка в руках?»Мастер подумав ответил:-Все в твоих руках.Если мой мастер-класс вам понравился и вы будете использовать эти приемы в своей работе, посадите своих бабочек на желтый цветок.Если вы хотите использовать эти приемы, но у вас остались вопросы, посадите на красный цветок.Если на моем мастер-классе не почерпнули для себя ничего полезного, то посадите на белый цветок.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X