Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Цыпляева Рузана Сафаровна

Методический проект по формированию мелкой моторики, творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики

скачать документ

Вернуться назад

Методический проект по формированию мелкой моторики, творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластикиР. С. Цыпляева воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №102Содержание1. Комплекс основных характеристик проекта1. 1.Пояснительная записка1. 2.Цель и задачи проекта1. 3.Принципы реализации проекта1. 4.Содержание проекта  АктуальностьРебёнку младшего дошкольного возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно что-то сделать, поиграть. Этими материалами мог быть: краски; цветные мелки; мыльная вода; песок и глина, пластилин и солёное тесто и т. д. Ребёнок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, а взрослый может поддержать этот интерес и обучить его рисовать различными средствами, лепить, конструировать. Работы с пластичными материалами развивают и обучают детей.Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста является тесто и современный пластилин (он имеет более пластичную консистенцию).В условиях детского сада программой предусмотрены занятия лепкой из пластилина один раз в неделю.Новизна: Лепка из слоеного теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.Адресат проекта: Данный проект адресован детям младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Дети этого возраста отличаются тем, что развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.В младшем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 3-4 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.Возраст от 3 до 4 лет — время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.Данный проект предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Проект предусмотрен для 3-4 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.Проект рассчитан на один учебный год. Продолжительность реализации проекта определяется:постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной задачпроцессами психического развития ребёнкаобъёмом материаловгрупповым характером освоения материала и предъявления образовательного результата.Цель и задачи проектаИнтеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель проекта: Создание условий по развитию творческих способностей и элементов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников.Задачи:Образовательные:Знакомить с приёмами и способами лепки из солёного теста и мягкого пластилина.Поиск эффективных методов и приёмов развития творческих способностей детей.Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка.Развивающие:Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, мышление и любознательность и воображение.Воспитательные:Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.Воспитывать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.Воспитывать основы безопасного поведения с различными материалами дошкольников.В данном проекте проявляется эффективность использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников. Данный проект интересен не только детям младшего дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем, связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения. Проект реализуется через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.В результате реализации проекта педагог обосновывает эффективность работы с солёным тестом, а воспитанники подготовительной к школе группы получают навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание.Длительность проекта 1 год.Постановка проблемыАнализируя работу с детьми, я пришла к выводу:- творческие способности и возможности воспитанников реализуются не в полной мере;- недостаточное развитие мелкой моторики руки, зрительного восприятия и внимания.Эти недостатки могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.Принципы проекта:Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей)«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.1 Этап. ПодготовительныйАнализ методической литературы, приобретённой для создания проекта;Составление картотеки игр с тестом, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;Разработка перспективного планирования для детей младшего дошкольного возраста;2. Этап Основной1. Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем;2. Проведение консультаций для родителей «Солёное тесто – экологически чистый материал», «Польза игр с солёным тестом для подготовки руки к письму»;3. Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей;4. Проведение открытого занятия «Знакомство с человечком из теста»;5. Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»;6. Участие в конкурсе «Творим из теста»;7. Создание методического фильма «Развитие творческих способностей и мелкой моторики руки у детей посредством тестопластики»;3. Этап заключительный1. Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок из солёного теста;2. Беседы на тему «Играем с тестом»;3. Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей;4. Анализ участия родителей в проекте;5. Р.С. Цыпляева Презентация проекта, выступление на районном семинаре и проведение мастер-класса   по теме: «Развивающий эффект тестопластики»;Предполагаемые результаты проектаВ результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность группы мы ожидаем:Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в трудовой деятельности;Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;Получение возможности фантазировать, изобретать;Творческое самовыражение воспитанников;Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;Заинтересованность данной технологией педагогов ДОУ, района и города, родителейПрактическая значимость результатовДанный проект показывает возможность знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству. Педагог, воспитанники, родители согласованно решают общие задачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.Учитывая направления предлагаемой мною работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях и центрах творчества.Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.Мною запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой анализируется в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми. Оценка включённости детей, их активность, удовлетворённость от участия в играх с солёным тестом и запланированные мероприятия ДОУ   отслеживаются через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по проведённой диагностике.По окончании проекта  составляется отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом. Список литературы1.Киселёва Н.В. Снова это солёное тесто // Дошкольное воспитание. 2005. №2.2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез, 2005.3.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: Кн. Для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000.4.Одинокова Г. В.   Игры с тестом, развитие умения лепить // Дошкольное воспитание. 2007.   №2.5.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.6. Хафизова М. Ф. Кружок тестопластики «Ловкие ладошки» //   Воспитатель ДОУ. 2007. №2.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X