Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Соколова Лилия Николаевна.

Мастер-класс. Особенности исследования,при затруднённом общении учителя с учеником ".

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс.«Особенности исследования, при затруднённом общении учителя с учеником».Соколова Лилия Николаевна.Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя школа №14 «Зелёный шум» г.Волжского Волгоградской области»( МОУ СШ№14 «Зелёный шум»).Учитель физического воспитания.Педагогика использует научные методы, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование и т.д. В зависимости от уровня научного познания теоретического или эмпирического – методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются эмпирические методы. Существуют различные психологические практикумы, помогающие определять свои педагогические особенности, влияющие на профессионально-коммуникативную деятельность.Среди них, встречаются такие как, опросник А.К. Марковой, помогающий выявить свой индивидуальный стиль работы. В нём так же даны рекомендации для составления индивидуального плана совершенствования своего стиля преподавания. В предлагаемом опроснике содержаться 33 вопроса с наиболее подходящими ответами для человека, словами «да» или «нет».Опросник выявления коммуникативной толерантности по В.В. Бойко, выявляет какие поведенческие реакции и установки, стоит подкорректировать в межличностных отношениях. В опроснике предлагают ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Оценки от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к респонденту.Определение личностно-характерологических акцентуаций по К.Леогарду. Методика предназначена для выявления различных уровней акцентуированности личности. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».Общепризнанной необходимостью является первоначальная установка психологического настроя педагога в уровне собственных коммуникативных особенностей, которые смогли бы эффективно работать в выстраивании межличностных отношений между учителем и подростком.В.А. Кан-Калик подчеркивал важность формирования именно коммуникативной культуры учителя. Он также при этом отмечал, что одним из первых шагов в этом процессе является определения себя как «коммунитанта».Тест В.Ф. Ряховского предназначен для определения коммуникативных особенностей человека [Кан-Калик В.А, с. 52-54]. Они являются необходимыми профессиональными качествами для специалистов, в том числе и в педагогической деятельности. К компонентам коммуникабельности относятся: желание общаться с людьми, грамотная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, умение вести вежливую, располагающую беседу, умение убеждать, умение публично выступать. Этот тест содержит 16 вопросов, ответы на которые позволяют описывать предпочитаемое поведение респондента в различной ситуации. Так же допускается 3 варианта ответов, которые оцениваются по балльной системе: - «да» (2 балла) - «иногда» (1 балл) -«нет» (0 баллов)Полученные баллы суммируются. Максимально количество баллов, которое можно получить по этому тесту – 32 балла, а минимальное – 0 баллов. Выделяют 7 уровней – от ярко выраженной некоммуникабельности, затрудняющей, в итоге, социальное взаимодействие, до болезненной коммуникабельности, мешающей налаживанию плодотворных отношений с окружающими. По мнению В.Ф. Ряховского, оптимальный уровень коммуникабельности находится в пределах от 9 до 24 баллов. Использование этого теста должно быть дополнено другими приемами диагностики, которые смогут определить профессиональную компетентность в области общения, а так же для получения более надежного заключения по респонденту.Количественно - качественный анализ результатов исследованияВ исследовании принимали участие магистранты первого и второго курса обучения, на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» факультета Истории и Права, проходившие педагогическую практику. В количестве 15 человек.При обработке тестов получились следующие результаты: у 68 % респондентов – низкие уровни коммуникативных способностей и возникновение сложностей при вступлении в диалог. Это означает, что коммуникабельность носит болезненный характер. И с этим показателями проявляются проблемы везде, где появляется индивид. У 32 % респондентов результат равен 13 баллам, это показывает, что респонденты весьма общительны и любопытны, охотно знакомятся с новыми людьми и вступают в диалог.Если сравнивать полученные показатели по году обучения, то наблюдается, что 66 % процентов низких результатов коммуникативной способности получили магистранты второго года обучения. На основе результатов исследования, можно сделать вывод, что развитие слабых коммуникативных способностей наблюдается у большой аудитории исследования.Возникновение барьеров, которые непосредственно влияют на коммуникативную сторону профессионализма специалиста, могут быть вызваны по причине, что педагог сам не осознаёт возникновение проблемы. Такую точку зрения отстаивала и В.М. Целуйко [Целуйко В.М.,с.135]. Склоняясь к мнению А.К. Марковой, можно подчеркнуть, что эти затруднения возникают в связи с недостатком самоконтроля и самокоррекции [Маркова А.К.,с.85]. Если подводить итог о вышесказанном, то можно сделать вывод, что первоначально в учебном взаимодействии педагога и учащихся очень важно учитывать сочетание черт тех или иных типов акцентуаций характера. Педагог должен осознавать и понимать возникшие трудности, и применять методы самоконтроля и самокоррекции.Рассматривая причины затруднения общения, можно сделать вывод, что причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности человека, которое отражается в общении, эти особенности могут включать интеллектуальные, волевые, личностные. Было выделено, что затрудненное общение, в узком смысле слова- это незначительные трения и сбой в сфере межличностного общения, а в широком смысле слова – это виды и формы общения, приводящие к деструктивным изменениям поведения конкретных людей и общностей; к отказу от общения; к снижению уровня осознания причин, ведущих к затруднениям в общении; к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших ситуаций.Главные сферы рассмотрения ситуаций затрудненного общения: межличностное, ролевое, межгрупповое, межэтническое, межкультурное взаимодействие.Психологическая трактовка причин затрудненного общения рассматривается в неразрывной взаимосвязи между общением и личностью, контекстами ее жизнедеятельности, историей отношений, их включенностью в определённый социокультурный контекст.Проблемами затрудненного общения занимались зарубежные и отечественные учёные, такие как К. Леонгард, К. Изард, В.М. Целуйко, А.А. Коломинский, В.А Кан-Калик, И.А.Зимняя и т.д.В.М. Целуйко указывала, что именно психологические барьеры могут вызвать затруднения в общении. Знание о трудностях педагогического общения и факторах вызывающих это, а так же о способах снижения возникновения ситуаций затрудненного общения – это важный пункт в совершенствовании профессионализма. Но это общение не может быть усовершенствовано только знаниями о нём. Оно приобретается в практическом опыте.Для исследования коммуникативных способностей, был взят тест В.Ф. Ряховского. На основе результатов исследования, были разработаны советы для повышения коммуникативного уровня, а так же приведены некоторые тренинги и упражнения, разработанные психологами, к примеру, упражнения В.А.Кан-Калика. Педагогическое общение и учебно-педагогическая деятельность, так же является объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов. Оно включает в себе противоречивые моменты и затруднения, выступающие в качестве психологических барьеров. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия, осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.ЛИТЕРАТУРА1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1976.2.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.4.Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 2000.5.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 19916.Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.7.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону:Феникс,20008.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.9.Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. 1992 10.Леонгард К. Акцентуированные личности, М.,200811.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М.-Нальчик, 1996.12.Лабунская В.А. - Психология затрудненного общения,М.,199113.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1984.14.Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1993.15.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1997.16.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999.17.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.,1996.18.Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1983.19.Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальн

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X