Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Грачёва Марина Борисовна

программа "Изотворчество" для дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»


Согласовано на НМС
Протокол №____ от «____»_________2019г.

Утверждаю
Директор МАУ ДО ДД(Ю)Т
_________________________
Майорова И.Н.
«___»_________________2019









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОтворчество»
художественно-эстетической направленности












Тип программы – авторская.
Предназначена для учащихся 5 – 7 лет
Срок реализации – 1 год.
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Грачева Марина Борисовна







Магадан, 2019 г.
Содержание

1.Пояснительная записка к программе «ИЗО»..3

2.Прогнозируемые результаты............................5

3. Диагностика результативности и качества освоения программы6

4.Учебный план7

5.Содержание программы .. .. 7

6.Список литературы..8





































Программа «ИЗО» художественно-эстетической направленности
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся с учетом их возможностей и мотивации.
Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.
В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития изобразительного искусства.
Актуальность программы основывается на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования,
Данная программа составлена и направлена на повышение общего образовательного уровня детей, развитие творческой индивидуальности ребенка и его художественного вкуса. Новизна программы заключается в том, что в короткий срок обучающиеся знакомятся с разнообразными видами и техниками изобразительного творчества:
- изобразительное искусство (рисунок, композиция, живопись, роспись, графика);
- декоративно-прикладное направление (лепка из глины: игрушки по мотивам народных промыслов, круглая скульптура, барельеф; бумагопластика).
Приобретенные знания, умения и навыки на занятиях помогают в создании самостоятельных композиций и творческих работ. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении изобразительному искусству диктует необходимость экспериментирования учащихся с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.  Изобразительное искусство развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным творчеством помогают развитию творческого воображения и зрительной памяти, пространственного представления, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности, его индивидуальности. Изобразительное искусство – средство нравственного и эстетического воспитания.
За один год обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. У ребенка формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий подобраны таким образом, чтобы ребенок познакомился с различными изобразительными техниками.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные инструменты и материалы.

Программа построена по концентрическому принципу, по содержательному наполнению соответствует возрасту. Например, тема 4. Пейзаж. 1-ый год обучения. Дети 5-6 лет изображают крупные детали на первом плане, воздух однотонный, тени. Обычно работа формата А-4 делается за одно занятие (2 часа), формат А-3 – за 2 занятия. Сначала рисуют общие формы предметов, потом детали. В зависимости от возраста учащихся идет усложнение сюжета работы и акцент на цветовые оттенки.
Программа «Изо» направлена на формирование ключевых компетенций (информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой и общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования. См. «Мониторинг результатов обучения по образовательной программе дополнительного образования «Изо»)
Эффективность выполнения данной программы предполагает наличие у педагога разнообразного наглядного материала.
Программа рассчитана на свободный набор детей в возрасте 5-7 лет. Состав группы как постоянный, так и переменный, разновозрастной. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения, составляет 15 человек. Форма занятий: групповая.
Обучению по изобразительному творчеству отводится 72 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 30 минут.
Обучению по лепке из глины отводится 72 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 30 минут

Цели: развитие творческих способностей детей, формирование их познавательного интереса, навыков работы с различными художественными материалами.

Обучающие задачи:
1. дать общее представление о видах и жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
2. систематизировать знания о композиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, раскрывая особенности декоративной композиции в отличие от композиции пейзажа, сюжетного рисунка;
3. систематизировать цветоведческие знания, научить видеть и создавать гармонию цвета, уделяя внимание наблюдениям за природой;
4. постоянно работать над развитием творческого воображения.
Развивающие задачи:
1.Развивать художественные способности;
2.Развивать коммуникативные умения для сотрудничества, общения.
3.Поощрять стремление к выполнению художественных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства.
4. Развивать воображение, желание и умения подходить к любой своей деятельности творчески
Воспитательные задачи:
1. Сформировать интерес к изобразительному искусству
2. Обогатить нравственный опыт, представления о добре и зле; воспитать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран
3. Поощрять стремление к выполнению общественно-значимых художественных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства.
Формирование ключевых компетенций
1. Информационно-коммуникативная:
- развивать коммуникативные умения и навыки,
2. Ценностно-смысловая и общекультурная:
- воспитывать уважение к окружающим,
- воспитать умение давать оценку своим действиям,
- воспитать самоорганизованность.
3. Компетенция личностного самосовершенствования:
- способствовать формированию навыков здорового образа жизни
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы; декоративное рисование; бумагопластика, лепка из глины, беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок; подготовка к выставкам.
Задания по этим видам занятий тесно связаны и чередуются в логической последовательности в соответствии с содержанием тем. Как правило, рисунки с натуры, наброски и зарисовки предшествуют рисованию на темы, декоративным работам. Беседы об изобразительном искусстве проводятся в начале каждого раздела программы.

Программа «Изо» комплексная, по направлению деятельности относится к художественному творчеству, в образовательной области – изобразительное искусство, направленность – образовательная, форма реализации – учебное занятие; способы реализации: эвристическая, алгоритмическая.

Прогнозируемые результаты


знания
умения
навыки

1 год обучения
Сведения о рисунке, живописи, узоре, палитре, 3 основных цвета (синий, красный, желтый), понятие о цветовом ряде, дополнительных цветах, теплые, холодные цвета, особенности работы гуашевыми красками.
Понятие о композиции, компоновке, понятие « набросок, эскиз».
Отличительные признаки Дымковской игрушки, росписи.
Сведения о свойствах глины.
Инструменты и материалы для изо-деятельности, для работы с глиной, аппликации, бумагопластики
Этапы работы в технике гратаж, отличительные особенности «облегченного» граттажа.
Правильно разводить и смешивать гуашевые краски. В рисунках на темы правильно строить композицию. Выполнять узоры на шаблонах (ватман), изделиях из глины из растительных и геометрических форм. Видеть красоту времен года, знать палитру осени, зимы, весны, лета.


Работать в технике плоской аппликации
Правильно пользоваться инструментами и материалами изо.
Уметь лепить простейшие формы









Определение уровня подготовки учащихся
Мониторинг образовательных результатов
Признаки
минимальный
Базовый
Повышенный
Творческий
Формы контроля

1.Количество работ,
выполненных за год
6
8
10
12
Выставки

2. Посещение занятий
Частые пропуски без уважительных причин
Не пропускает без уважительных причин
Посещает регулярно

Хочет заниматься дополнительно
Наблюдение

3. Проявляемый интерес к занятиям
Минимальный интерес
Устойчивый интерес к виду деятельности
Постоянный интерес, стремление выполнить все задания
Стремление выполнить все задания, помимо программных
Наблюдение

4. Владение теоретическими знаниями по основным разделам программы
Усвоение менее половины объема программы
Объем усвоенных знаний более половины
Программы
Усвоение почти всего
объема знаний по программе
Усвоение всего объема знаний
опрос, наблюдение выставки

5. Владение терминологией
Избегает употреблять спецтермины
Сочетает спецтерминологию с бытовой лексикой
Спецтермины употребляет осознанно
Свободно владеет, употребляет на практике
Собеседование

6. Соответствие практических умений
и навыков программным
Объем усвоенных умений и навыков составляет менее половины
Объем усвоенных умений и навыков более половины
Овладел практически всеми умениями и навыками по программе
Свободно владеет всеми умениями и навыками по программе
Контрольные задания

7. Использование инструментов
и материалов
Испытывает затруднения
Работа с помощью педагога
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа, помощь другим
Наблюдение, контрольные задания

8. Креативность в выполнении
практических заданий
Выполнение простейших
заданий
Задания на основе образца
Задания с элементами творчества
Самостоятельное выполнение творческих заданий
Тематические задания

9.аккуратность и ответственность в работе
удовлетворительно
Хорошо
Отлично
отлично
Наблюдение

10.навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности
Объем навыков составляет менее половины
Более половины
Практически все усвоил
усвоил
Наблюдение




Формы подведения итогов реализации программы

формы начальной диагностики
формы промежуточной аттестации
формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности

собеседование, наблюдение
Контрольные задания
выставка


Учебный план


ГОД ОБУЧЕНИЯ
Кол-во часов в год
В том числе
Кол-во групп
Кол-во
детей
в группе
Возраст детей
Учебная нагрузка



Теория
практ.






1 год обучения ИЗО

72

26

46

3

15

5-7
лет
1 раз в неделю 1занятие по 2 часа





п/п
ТЕМА
Кол. час
Теория
Практика
количество занятий

1
Вводное занятие
2
1
1
1

2
Средства выразительности в работах художников
12
4
8
6

3
Композиция
6
2
3
3

4
Пейзаж
14
5
11
7

5
Рисунок на темы
30
11
19
10

6
Бумагопластика
6
2
3
3

7
Итоговое занятие
2
1
1
1


Итого
72
26
46
36

Учебно-тематический план 1-го года обучения




Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса обучения, со средствами изобразительной деятельности. Инструменты и материалы, необходимые в работе. Показ детских работ. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Выполнение набросков, рисунков на свободную тему: «Теремок».
Методическое обеспечение: Иллюстрации, детские работы, необходимый набор инструментов и материалов для показа. Схема, памятка.

Тема 2. Средства выразительности в работах художников. Характер линии, силуэт, фон – в графике; линия и пятно, контур и силуэт, тоновые отношения – в живописи.
Практическая работа. Графика - выполнение различных линий и штрихов простым карандашом (ТМ), фломастерами. Выполнение силуэтов деревьев различного характера. Выполнение градации тона от светлого к темному различными приемами: штриховка карандашом, фломастерами. На основе силуэта случайной кляксы создать выразительный образ растения, животного, насекомого. Листография «Краски осени» ( понятие о монотипии – отпечатки листьев растений).
Живопись – упражнения по составлению градации: насыщенности цвета, различных оттенков одного цвета, контрастных цветов. Упражнения по составлению теплой, холодной, контрастной гаммы. Виды красок (акрил, акварель, темпера, масло и др.), их применение в различных видах искусства. Гуашь, ее свойства.
Методическое обеспечение. Схемы линий, таблица цветовых сочетаний, схема компоновки рисунка, схемы по изобразительной грамотности, иллюстрации, выставочные работы.

Тема 3. Композиция. Понятие о композиции (статичная, динамичная. симметричная. асимметричная), компоновке. Плановость в рисунке. Соотношение неба и построек. Показ иллюстраций (натюрморт, пейзаж, портрет). Понятие о набросках, эскизах, рисунке.
Практическая работа: Упражнения в составление композиции (наброски, эскизы), игровые упражнения на выявление неправильности постановки композиции.
Методическое обеспечение: Репродукции известных картин, схемы (с правильной и неправильной компоновкой).

Тема 4. Пейзаж. Понятие «пейзаж – как жанр изобразительного искусства», виды пейзажа, «техника исполнения – живопись». Городской, сельский, горный, морской пейзаж. Беседа об особенностях жанра.
Закрепление знаний и навыков по созданию композиции.
Практическая работа: Выполнение выставочных работ по собственным эскизам. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.

Тема 5. Рисунок на темы. Тема «В мире животных». Беседа о фауне, о разнообразии животного мира Севера. Показ иллюстраций представителей животного мира Севера. Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых можно изобразить животных. Показ схем животных (птицы, северные олени, медведи, лисы, зайцы, лошади, собаки, рыбы). Закрепление знаний о повадках и характере животных.
Тема «Изображение человека»- портрет, сюжет с изображением человека.
Тема «День Победы» -сюжет с изображением парада Победы.
Практическая работа: Выполнение эскизов и набросков по схемам с передачей характера и повадок животных. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература, схемы, фотоальбомы, схемы элементов дворцовой архитектуры, детские работы, СД.

Тема 6. Бумагопластика. Понятия аппликация, объемная аппликация, бумагопластика, мобильная композиция, развертка, трафарет, шаблон. Показ детских работ. Беседа о свойствах бумаги, инструментах. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Выполнение аппликации «Новогодняя елочка», «Преобразование квадрата Малевича», мобильная композиция «Символ года» («Подарок маме»), объемная аппликация «Пасхальная корзина» («Маскарад»). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.


Тема 7 . Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: контрольные задания, игра-викторина «Что мы знаем? Что умеем?» для 7 лет). Показ лучших детских, выставка
Методическое обеспечение: Детские работы, памятка.

Список литературы

Литература для учащихся

Асланов В., Дубко О., Зайцев Е. Словарь терминов изобразительного искусства. под ред.Кантор А.М. – Москва: Просвещение, 1994.
Альбедиль М. Народы мира. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
Библия для детей. – Москва: Белый город, Дарь, 2007.
Болтон Р. Живопись: от первобытного искусства до 21 века. – Москва: Эксмо, 2007.
Бриджмен Д.Б. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования. – Москва:Эксмо,2005.
Вурст И. Весеннее настроение. Идеи поделок из бумаги и картона. – Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. – Москва: Эксмо, 2007.
Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение,1979.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1984.
Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
Коновалов Э.Г. Словарь русских художников. – Москва: Эксмо, 2008.
Копцев В.П. Бумажная пластика. Москва: Министерство народного образования РСФСР, 1990.
Милан К. Удивительные прищепки. Идеи для поделок из прищепок. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
Насекомые. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
Никодем Г.Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы, техника: практическое пособие. – Москва: Эксмо, 2006.
Педевилла П. Веселый мир прищепок. Идеи для поделок из прищепок. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
Птицы. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
Риттерхофф А. Псомотрите, что я умею! Идеи для детского творчества. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. – Москва: Эксмо, 2007.
Туберовская О.М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Ленинград: Детская литература,1973.
Ушакова О.Д Великие художники. Справочник школьника. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007.
Ушакова О.Д. Великие скульпторы. Справочник школьника. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007.
Федотов Г. Послушная глина. – Москва: Аст-Пресс,1997.
Хальбингер В. Рисуем портрет: пропорции, пластика, техника. – Москва: Эксмо, 2007.
Чиварди Д. Комбинация красок в живописи. – Москва: Эксмо, 2006.
Чиварди Д Рисунок. Техника рисования обнаженных натуры. - Москва: Эксмо, 2006.
Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. – Москва: Слово, Эксмо,2007.




Литература для педагога

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984 .
2. Багдасарьян О.Н. Авторская программа «Образовательная программа студии изобразительного искусства» - Ярославль: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
3. Базанова М.Д. Пленер. – Москва: Просвещение, 1994.
4. Барадулин В.А. Основы художественных ремесел. - Москва: Просвещение, 1999.
5. Берсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. – Москва: Просвещение,1977.
6. Блинов Г.М. Сказки без слов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1974.
7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975.
8. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание». - Москва: Просвещение, 1987.
9. Дайн Г.Л. Русская глиняная игрушка. - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
10. Джексон Д. Поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1979.
11. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - Москва: Просвещение, 1994 г.
12. Дурасов Г.П. Каргапольская глиняная игрушка. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986.
13. Жарретт Л., Ленард Л. Рисунок. – Москва: АСТ, Астрель,2004.
14. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник». – ж. «Внешкольник».-№1-2-2007.
15. Зайцев А.А. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978.
16. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. – Москва: Просвещение, 1992.
17. Корлов В.К. Основы художественного оформления текстильных изделий. – Москва: Просвещение, 1981.
18. Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1995.
19. Купцов И.И. Родина жар-птицы. - Москва: Советская Россия, 1987.
20. Латынин Л.А. Образцы народного искусства. - Москва: Знание, 1983.
21. Лясковская О. Пленер в русской живописи. – Москва: Просвещение, 1966.
22. Макарова М.Н. Перспектива: графические задания и методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 1989.
23. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. - Москва: Детская литература, 1983.
24. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. – Москва: Просвещение, 1989.
25. Натюрморт. – Москва: Просвещение, 2001.
26. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции школы. - Москва: Изобразительное искусство, 1985.
27. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1987.
28. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: пособие для учителя начальных классов по внеклассной работе. – Москва: Просвещение, 1983.
29. Программы для учреждений дополнительного образования детей. - Выпуск 4 – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
30. Поповых О.С. Русская народная керамика. - Москва: КОИЗ, 1957.
31. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 4. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
32. Рогов А.П. Народные мастера. - Москва: Молодая гвардия, 1982.
33. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. – Москва: Искусство, 1974.









HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER142





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X