Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Войтюк Наталья Германовна

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для педагоговпо опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес».Войтюк Наталья Германовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) Детский сад №3 «Светлячок», город Берёзовский Кемеровской области, воспитатель.Цель мастер-класса:представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию поисково-исследовательской деятельности. Задачи: 1.Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности.2.Представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.3.Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности дошкольников.4.Активизировать самостоятельную работу педагогов.Ход мастер-класса.Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории! Что и как? Почему и зачем?Как ответить успеть детям всем?И родителям знания дать – Что смешать? Как смешать? С чем смешать?Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.Игра-викторина.1. Может ли вода быть твердой? (да)2. Летучая мышь видит ушами? (да)3. Вы видели верблюда, который летел не касаясь земли ногами? (нет)4. Умеет ли ветер работать? (да)5. Черепаха видит все зеленым? (да)6. Воздух легче воды? (да)7. Можем ли мы прожить без растений? (нет)Как много вокруг вопросов, на которые хочется найти ответ!Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет, что тяжелее.Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1. о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);2. о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год);3. об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);4. о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);5. о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);6. о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.Главное, что эксперименты, опыты, которые мы проводим с детьми, позволяют им взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы его познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. А сейчас хочу спросить, знаете ли вы правила безопасного поведения в научной лаборатории?У нас необходимо:Соблюдать тишину.Не толкаться.Не трогать руками оборудование, приборы, материалы.Внимательно выслушать, а потом всё точно повторить.Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?Собрались мы с вами вместе,Чтобы было интересней!Много нового узнаем,Что же, гости, начинаем!Хотите узнать, что здесь написано? Кто знает, как нам это сделать? А всего лишь надо смазать лист водным раствором йода. В бумаге крахмала мало –она окрашивается в светло-фиолетовый цвет. А те места, которые мы промазали крахмалом, становятся темно-фиолетовыми.Гости читают написанное на листе слово «радуга».С самого утра у нас проходит эксперимент. Мы хотим узнать, получится ли у нас радуга.Радуга – одно из красивейших явлений природы. По сути, радуга – смешение цветов.Педагог обращает внимание на стаканы с «шагающей радугой».Конечно, мы легко можем увидеть радугу, выдувая мыльные пузыри. Педагог выдувает мыльные пузыри!!!На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.Объяснение: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.Эксперимент «Радуга появись».А как вы думаете, сможем ли мы увидеть радугу, используя лишь эти простые предметы?Эксперимент «Бумажная Радуга».А сейчас я предлагаю вам самим «поймать» радугу.(Педагог приглашает желающих выполнить эксперимент).Вот видите, как просто, оказывается, сотворить настоящее чудо!Этот камень не простой,Он с изюминкой одной. Может двигать он предметыИ притягивать железо.Угадайте, не спешитеЭтот камень назовите (магнит).А известно ли вам, что магнитная сила проходить через предметы? Проверим?В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку, не намочив руки? Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.Коллеги, какой вывод мы сделаем? Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.Переходим к следующему эксперименту.Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит. «Как кипит холодная вода».Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте. А сейчас мы заставим кипеть эту воду. Верите?(берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду.)Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?При соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.Ну а сейчас я предлагаю вам перейти к «неизведанному»! Просто наблюдаем и самостоятельно пробуем объяснить происходящее!Педагог с помощью ассистентов демонстрирует различные «зрелищные» опыты.Притягивание воздушных пузырей пластиковой трубочкой.Листочек с каплей краски на конце выписывает узоры в тарелке с водой.Изменение цвета закопченного над свечой яйца в стакане с водой.Капли разноцветной краски в растительном масле смешивают с водой. Происходит распад на отдельные цвета.Бутылку с водой на 5 минут помещают в тарелку со льдом, посыпанным каменной солью, вынимают бутылку, наливают воду в стакан, и помещают в него виноградину.Песок посыпают??? Капают капли синей краски перемешивают, ссыпают в стакан с водой. Затем песок вынимают – он рассыпается!!Радуга в стакане: подкрашенная вода + сироп + масло растительное + скрепка + виноградинка + таблетка аскорбинка большая + мячик от пинг-понга.Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах. И мы вручаем вам сертификаты.Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.Опыты для мастер-класса.Эксперимент: «Волшебные чернила».Попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком. Чернила проявляются после смазывания текста водным раствором йода (воспользуйтесь ватным диском или ватой).  Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаги и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми!Другой вариант проявления с помощью раствора метилового оранжевого (его можно найти в наборе для детских опытов по химии)Приготовьте клейстер: смешать 2 части крахмала и 1 часть воды и нагреть на медленном огне, постоянно помешивая.  После остывания этой жидкостью можно писать крупные буквы на обычной бумаге с помощью ватной палочки. Чернила проявятся после смазывания листа водным раствором йода. В бумаге крахмала мало - и она окрашивается в светло-фиолетовый цвет. А те места, которые мы промазали крахмалом, становятся темно-фиолетовыми.Эксперимент: «Радужная пленка».Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтейПоставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.Эксперимент: «Радужная пленка на картоне».Материалы: тазик, вода, черный картон, бесцветный лак для ногтей.Налить в тазик чуть - чуть воды, чтобы накрыло картон. Затем накапать бесцветным лаком на в воду. И сразу можно увидеть радужные круги. Затем аккуратно вынуть картон из тазика. На картоне должна остаться пленка от лака. Затем надо немного подождать, чтобы картон высох. И вот тогда видна красивая радуга. Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.Эксперимент: «Радуга появись».Материал: зеркало, миска с водой. ясный солнечный день, Лист белого картона.Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски (под небольшим углом). Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нём появилась отражённая «радуга». Свет кажется прозрачным, но на самом деле он состоит из разных цветов. Свет движется по прямым линиям, которые называются лучами. Попадая в воду, лучи света преломляются. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент: «Радуга из воды». Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. На дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Эксперимент: «Радуга в пузырях».Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.Объяснение: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.Эксперимент: «Радуга на диске».Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.Эксперимент: «Бумажная Радуга».Материал: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы Стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.Эксперимент: «Как получить белый цвет».Материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый. Объяснение: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.Список использованной литературы.1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. 2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. 3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X