Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ирина Викторовна Ефименко

Использование технических средств обучения в работе учителя-логопеда

скачать документ

Вернуться назад

       Использование технических средств обучения в работе учителя-логопедаАвтор: Ефименко Ирина ВикторовнаОрганизация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15, г. УссурийскДолжность: Учитель-логопед В настоящее время в коррекционном образовании большое внимание уделяется использованию технических средств обучения и информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей. Применяются современные логопедические технологии, технические средства обучения: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, DVD фильмы, компьютерные игры, тренажеры и т.д.Использование технических средств на логопедических занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку, учитывая индивидуальные психофизические возможности, зоны актуального и ближайшего развития. Современные технические средства могут использоваться на всех этапах обучения: в процессе объяснения нового материала, контроле, закреплении, обобщении и систематизации знаний. Применение технических средств позволяет сделать занятие привлекательным, современным и даёт возможность: внести игровые моменты в процесс коррекции нарушений устной и письменной речи; многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал; использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь; работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных психофизических возможностей ребенка; оперативно изменять содержание занятия в соответствии с динамикой.Логопедические компьютерные программы, игры.В работе с детьми учителя-логопеды используются разнообразные логопедические компьютерные программы и игры, направленные на развитие всех компонентов речи. «Игры для Тигры» - комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состоит из нескольких блоков.Фонематика.Просодика.Лексика. Звукопроизношение.Программа «Игры Для Тигры» содержит:упражнения на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи);уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова);задания развития модуляции голоса (управление громкостью и высотой);упражнения на развитие фонематических процессов;лексические упражнения.Программа «Учимся говорить правильно».Программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш знакомится с основами письменной речи, видит связь буквы и звука, приобретает навыки чтения. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Программа содержит четыре раздела:неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.);звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов);речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка);развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).Педагогу предлагается несколько уровней сложности в каждом задании.Логопедические игры «Малышам о звуках» (развитие фонематических процессов – анализа, синтеза, восприятия, представлений, подготовка к грамоте), «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» и др. Мультимедийные презентации.На логопедических занятиях активно используются презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, совершенствование связной речи, развитие фонематических процессов, обучение грамоте, развитие произвольной моторики пальцев рук, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь большего эффекта в коррекционной работе. Презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей ребенка, темы, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей с речевыми нарушениями. Тренажёр дыхания «Биосвязь» (БОС-здоровье).Биологическая обратная связь (БОС) - это метод реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно изменять эти в обычных условиях неощущаемые параметры.Программа «БОС-здоровье» модуль «Дыхание» предназначена для выработки диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС). Данный тип дыхания получил название «Дыхание по Сметанкину». В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, формируются правильное речевое дыхание, удлиненный выдох, способствующие успешной коррекции нарушений речи. Показания и противопоказания к применению метода.Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС показано для решения следующих задач: оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка; повышение неспецифической резистентности организма ребенка; повышение уровня концентрации внимания и успеваемостипрофилактика и коррекция нарушений функционирования голоса и речи; нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития; коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.); профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии. Противопоказания к проведению методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС выявляются детским неврологом, который обследует каждого ребенка перед началом занятий и дает допуск к использованию технологий БОС.Абсолютные противопоказазания.Наличие тяжелых нарушений психики, волевой сферы и интеллекта.Выраженные нарушения ритма сердца.Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации. Относительные противопоказания.Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний.Травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде. Болевой синдром любого происхождения.Эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при гипервентиляционном типе дыхания. Наличие диафрагмальной грыжи.Состояние реконвалесценции (восстановления) после перенесенных заболеваний до момента допуска к занятиям физической культурой.Возраст младше 4 лет. Негативное отношение ребенка или родителей к данной методике оздоровления.Логопедический тренажер "Дэльфа-142"Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу для коррекции нарушений речи у детей. Она позволяет работать с любыми речевыми единицами, решать разнообразные логопедические задачи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.Произносимые в микрофон звуки вызывают изменение рисунков на экране компьютера. Коррекция речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развивать речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, проводить коррекцию нарушений голоса. Как показывает опыт работы, использование программы на занятиях создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы.Таким образом, использование технических средств обучения играет важную роль в коррекции речевых нарушений и обеспечивает решение ряда задач:повышение качества знаний (создаются условия для обучения умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать; расширяются возможности для формирования лексико-грамматических средств, развитию связной речи); увеличение плотности логопедических занятий, рациональное использование времени, повышение продуктивности деятельности;обеспечение наглядности обучения, что способствует лучшему восприятию и усвоению материала; стимулирование самостоятельной деятельности и повышение мотивации к обучению.Список используемой литературы1. Васина М.В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Коррекционная педагогика. Теория и практика. № 3(27) 2008 г. 2. Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 298 с.учебное пособие – Москва 2007. – 153 с.3. Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X