Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ильинская Ирина Александровна

Использование музыкального(песенного) материала на уроках истории и обществознания

скачать документ

Вернуться назад

Использование музыкального (песенного) материала на уроках истории и обществознания.Ильинская Ирина Александровна МБОУ Аннинская СОШ №3 Учитель истории и обществознанияИстория и обществознание, как никакие другие школьные дисциплины, имеют огромный потенциал для приобретения глубоких академических знаний. Речь пойдет об использовании музыкального, а точнее песенного материала на уроках истории и обществознания. Данный прием, пробуждая эмоции и способствуя диалогу, используется не вместо информационного сообщения, описания картины, работы с памяткой или с картой, он работает в единстве с ними, опираясь на продукты духовной культуры и современные материально-технические возможности.Благодаря песне вступительное слово педагога может настроить учащихся на минорный или мажорный лад, и даже определить проблемные вопросы урока, сыграть роль финальной точки, побуждающей к размышлению. Песня может стать физкультминуткой, поводом к дискуссии или даже к реализации проекта. Она применима к разным типам занятий и к разным этапам урока, все зависит от содержания и перспективы работы с ним. Поиск и подбор подходящей тематической композиции потребует времени, но и сделает процесс подготовки к уроку интереснее. Конечно, необходимо внимательно изучить текст, историю его создания. Желателен хороший звук, отчетливое произношение.Песенные композиции находятся в свободном доступе в Интернете и в текстовом виде, и в виде музыкального трека.В изучении темы «Опричнина» в 7 классе для экспрессии на уроке используется музыка Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Главным образом используется «Песня опричников» и «Клятва опричников», которые создают образ опричников, как специального войска, верного государю великому князю и его государству, искореняющему «крамолу» и всего дурного, что замышляется против царя и его государства. Данные музыкальные произведения характеризуют опричнину – пытки, казни, кровавый разгул. Если у учащихся возникнет интерес, и они подготовлены по данной теме, то можно уделить время условиям появления самого фильма, т.е. перекинуть «мостик» в историю новейшего времени.Русская солдатская песня «Было дело под Полтавой» в исполнении хора (написана Иваном Молчановым на основе канта Петровской эпохи) логично вписывается в изучение темы «Северная война», особенно при обобщении материала. Содержание песни заставляет задуматься учащихся о дате сражения; уточнить факт, что императором Петр станет позже (во время полтавских событий он был еще царем); какие документальные свидетельства могут подтвердить факт попадания пуль в царя; чем закончилось сражение; каково значение победы в общем ходе войны; кто командовал шведской армией, ее численность; всегда ли везло русским? Текст песни позволяет обсудить характер Петра и его привычку участвовать во всем лично. Особый интерес вызывает обращение Петра к войскам, где он призывает солдат идти в бой не за него, а за государство, что его жизнь не дорога, а дорога жизнь России в блаженстве и славе. Пока звучит песня, можно дать задание учащимся: написать свои ассоциации, связанные с Полтавской битвой или со всей войной. Неизгладимое впечатление на учащихся производит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача) в изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне. Эта трагическая песня стала патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Ее по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого страшного для человека времени. Учащимся заранее предлагается узнать историю создания песни «Священная война», а также интересные факты, связанные с ней. Возможно оформление работы в своеобразный проект.Богатейший песенный фонд позволяет сделать урок насыщеннее, отвечает разным познавательным возможностям, связывает историю с современностью. Тексты доступны для распечатывания. Использовать музыку на каждом уроке не рекомендуется, тогда данный прием не надоест учащимся.Еще больше возможностей содержит принцип использования песни на уроках обществознания. Практически по каждой теме можно подобрать композицию. Интересна композиция «С чего начинается Родина…» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского) для вводной части темы «Защита Отечества» в 7 классе. Именно это произведение - размышление об одной из самых важных составляющих жизни человека – о Родине. Учащиеся сразу погружаются в задушевность русской широты и глубины, в высокое понятие любви к Родине. Главный вопрос песни задевает что-то сокровенное в каждом русском человеке. Можно предложить учащимся вопросы: с чего для вас начинается Родина, что такое Родина для вас? Учащиеся 6 классов очень активны после прослушивания «Песни о друге» (Если друг оказался вдруг) В.Высоцкого (из кинофильма «Вертикаль», 1969 год). Песня созвучна теме «Межличностные отношения». Автор песни В.Высоцкий дает совет на то, каким образом можно проверить своего друга на преданность и верность. Высоцкий создал в песне для своего друга экстремальные условия, во время которых проявляется вся сущность человека. И действительно, истинная дружба проявляется в беде. Если мы не можем разобраться в человеке, не можем понять насколько искренне чувства в нем, если мы не знаем, друг он нам, враг или просто так, прохожий, устройте испытание. Учащимся уместно задать вопросы: случались ли с вами подобные ситуации, какие испытания вы проходили или, наоборот, вы сами подвергали испытаниям своих друзей?Композицию «Песня Дуремара» (из кинофильма «Приключения Буратино», 1976 год), слова Ю. Энтина, музыка А.Рыбникова можно использовать на уроках, где речь идет о предпринимательской деятельности, выручке и прибыли, себестоимости, мошенничестве, либо о моральных аспектах нашей жизни. Учащиеся без труда характеризуют Дуремара как прекрасного маркетолога в сфере фармакологии. Льстивый подхалим владеет мастерством продаж. Этика для продавца пиявок – вещь неведомая, врачеватель не видит границ между добром и злом, ставя на первое место служение тем, кто сильнее. Для них он готов оказать посильные услуги, не гнушаясь совершать подлость. Ни одно дело Дуремар не берет под свое руководство – без инициативен, отличается железобетонным спокойствием.Когда – то, будучи классным руководителем, к Новому году я написала небольшие четверостишья – характеристики на каждого из своих подопечных. Стихотворения сопровождались песенками, передающими особенности моих ребят, их увлечения, темперамент, взгляды на жизнь. Все слушали, угадывали о ком речь, смеялись от души. Мне пришла в голову мысль, что можно подобрать песню к любой теме, любому событию, тем более имея музыкальную школу за плечами. Но для использования песенного приема на уроках необходимо терпение и желание.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X