Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Янушек Галина Георгиевна
Игры для развития речи детей 3-5 лет
скачать документВернуться назад
Игры для развития речи детей от 3 до 5 лет
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов детей, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал мял, рак лак, кора - гора, коса - коза.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, необходимо уделять внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Играя с ребенком, следует правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
Жираф и мышонок
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.Ход игры:
Ребенок идет, произносит стихотворение, делая шаг на каждый слог:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой (подняться на носочки - руки вверх),
У мышонка маленький (приседает, обхватив руками колени и опустив голову, выдох, с произношением звука ш-ш-ш). Повторить 2-3 раза.
Веселый попугайчик
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстучать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые ра-ра-ра;б) со сменой темпа (медленно быстро) ра-ра-ра-ра ра-ра-ра-ра ра-ра-ра ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда па па-па па-па-па па-па-па-па папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
Капитаны
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» движется плавно и уверенно плывет к цели.«Но вот налетает порывистый ветер, говорит взрослый, он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют: Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
Внимательный радист
Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыханияХод игры
Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».
Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:а) с наращиванием ряда: хлоп тук; хлоп, хлоп тук, тук; хлоп, хлоп, хлоп тук, тук, тук и т.д.;
б) со сменой темпа (быстро медленно);
в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
Часики
Цель:формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.Ход игры
Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная побыстрее, а секундная бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот». Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка медленнее; как минутная быстрее; как секундная еще быстрее».Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Лиса Патрикеевна
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.Ход игры
«Мостик» - доска (лента) лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
Заголовок 1Заголовок 2
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов детей, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал мял, рак лак, кора - гора, коса - коза.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, необходимо уделять внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Играя с ребенком, следует правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
Жираф и мышонок
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.Ход игры:
Ребенок идет, произносит стихотворение, делая шаг на каждый слог:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой (подняться на носочки - руки вверх),
У мышонка маленький (приседает, обхватив руками колени и опустив голову, выдох, с произношением звука ш-ш-ш). Повторить 2-3 раза.
Веселый попугайчик
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстучать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые ра-ра-ра;б) со сменой темпа (медленно быстро) ра-ра-ра-ра ра-ра-ра-ра ра-ра-ра ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда па па-па па-па-па па-па-па-па папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
Капитаны
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» движется плавно и уверенно плывет к цели.«Но вот налетает порывистый ветер, говорит взрослый, он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют: Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
Внимательный радист
Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыханияХод игры
Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».
Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:а) с наращиванием ряда: хлоп тук; хлоп, хлоп тук, тук; хлоп, хлоп, хлоп тук, тук, тук и т.д.;
б) со сменой темпа (быстро медленно);
в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
Часики
Цель:формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.Ход игры
Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная побыстрее, а секундная бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот». Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка медленнее; как минутная быстрее; как секундная еще быстрее».Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Лиса Патрикеевна
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.Ход игры
«Мостик» - доска (лента) лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
Заголовок 1Заголовок 2