Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Коренева Ирина Николаевна

"Некоторые вопросы чтения нот с листа в классе специального фортепиано"

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением г.Новосибирск







НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
(методическая статья)

Коренева Ирина Николаевна/KorenevaIrinaNikolaevna – преподаватель высшей категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детской школы искусств «Кантилена» г.Новосибирск. Стаж работ 36 лет.
Аннотация:
Ключевые слова: чтение нотного текста, общемузыкальное развитие учащихся в ДШИ, работа над чтением нот текста с листа.











1

Учить чтению нотного текста – значит прежде
всего всесторонне развивать ученика как музыканта.
М.Э. Фейгин

О пользе чтения нот с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха, Х. Шуберта и других видных педагогов музыкантов XVII – XVIII веков. На особые преимущества, таящиеся в чтении музыки для профессионала любого ранга, любой категории продвинутости, не раз указывалось так же крупными исполнителями и педагогами последующих времён. Напомним, что необходимость упражняться в чтении нот с первого на них взгляда - A PRIMA UISTA – специально подчёркивалось в «Правилах» А. Гезельта. Характерно, что даже в те времена это не представляло собой единичного, исключительного явления. Выдающиеся по пользе чтения нот с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Вспомним, что педагоги – музыканты Н.С. Зверев, В.И. Сафонов, Ф.М. Блюменфельд, Л.В. Николаева, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение с листа можно должно составлять определённую часть каждодневного «рациона» занятий учащегося-музыканта. Мнение преподавателей – практиков относительно пользы чтения с листа активно поддерживалось и их коллегами – методистами А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган и др).
Чтобы добиться большей лёгкости в чтении с листа нужно, - как ни банально звучит, - много читать и играть с листа. При этом и достаточно в быстром темпе, несмотря на мелкие неточности. При быстром чтении развиваются способности глаза больше схватывать общий текст. В дальнейшем это облегчит чтение деталей.


2

В чём же конкретно состоит польза чтения с листа? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитее учащегося? Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Музыкально – интеллектуальные качества учащегося формируются не только чтением с листа. Однако именно эта форма работы с учащимся создается для этого условия «максимального благоприятствования».
Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно разучивать. Эти произведения не для запоминания и заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении заметно тонизируется, становится более ярким, живым, обострённым, цепким.
Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. К сожалению, несмотря на важность этой работы, что признается всегда и всеми, в массовом учебном обиходе ей не всегда уделяется достаточно внимания. И это явное упущение в работе преподавателя с учащимся.
В современной практике есть немало хороших методик чтения нот с листа. И одним из главных условий является зрительное опережение того, что непосредственно играется в данный момент, это так называемая «разведка глазами», умение смотреть вперёд. Здесь применима известная формула «вижу- слышу – играю». Б.М. Теплов в своей книге писал о том, что « у лиц с высокоразвитым внутренним слухом имеет место непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно – слуховое восприятие.
Сошлёмся на музыкантов – педагогов, которые достаточно большое внимание уделяли этому вопросу.
3

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа они ставили в центр внимания. Важно постепенное ознакомление ученика с основными принципами методики разбора и чтения с листа, и прежде всего воспитания осмыслённого отношения к тексту.
Прежде всего, для воспитания навыков чтения нот важно приучать учащегося предварительно просматривать нотный текст глазами. Сначала осознать размер и ладотональность. Для лучшего закрепление ее в памяти можно перед разбором сыграть соответствующую гамму. Необходимо уяснить строение произведения, определить мелодию, сопровождение, распределение голосов между отдельными руками. При просматривании текста необходимо одновременно мысленно прослушивать пьесу. Это не только поможет яснее представить характер, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха. Так же важно определить форму произведения (период, одно-двух -трехчастная форма).
Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик начинает ее исполнять, надо советовать ему охватывать больший отрезок нотного текста. Умение «смотреть вперед» (и слышать!) особенно важно при чтении нот с листа, но оно необходимо при разборе. Помехой этому служит не только недостаточная ориентировка в тексте, но и боязнь играть, не глядя на клавиатуру.
При разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание на несколько объектов. Но именно этого требует осмысленное чтение нот. Ведь даже при разборе одной мелодии надо сосредоточиться на звуковысотной, на ритмической стороне, на фразировке, на характере звучности, на аппликатуре. Важно воспитывать комплексное восприятие всех требуемых элементов в их общем единстве.


4

· Например, С.С. Ляховицкая обращала внимание на то, что неумение разобрать, проанализировать произведение приводит к механическому исполнению. А самым плодотворным и правильным является метод обучения, опирающийся на музыкально - слуховые навыки. У В.Ф. Одоевского можно прочесть следующее: «Наша задача: довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, то ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит; то есть, чтобы каждая нота имела свой звук»!
В настоящее время есть немало превосходных, очень доступных для учащихся разных возрастов методик, помогающих приобрести неплохой навык чтения нот листа.
Такие методики мы можем найти у выдающихся современных педагогов-музыкантов и у рядовых педагогов-практиков, уделяющих этому вопросу достаточно пристальное внимание.
В наше время, когда компьютер заменил ребенку книгу, дети стали мало читать. Современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь умение продолжительно концентрировать внимание - чтение с листа воспитывает в первую очередь. Как было отмечено выше, для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста. Понятно, что при отсутствии такого зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх. Известно такое высказывание: «Как человек мыслит, так он излагает». Это высказывание применимо и к ученикам-музыкантам. Чем меньше ученики читают с листа, тем неувереннее они чувствуют себя во время выступлений, их игра на инструменте зачастую выглядит серо, скучно, неинтересно. Такие ученики малоинтеллектуальны в музыкальном плане.
И, как только ребенок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Очень полезно задать вопрос: какая разница между слышать и слушать?
5
Как правило, дети начинают задумываться и скоро усваивают, что слышать - это просто слышать окружающие звуки, слушать – это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить внимание ребенка на звуки природы, ибо в них берет начало всякая музыка.
На практике преподаватель при чтении нот с листа порой сталкивается со следующими проблемами:
-ученики не видят размер данной пьесы
-не обращают внимания на ключевые знаки, а так же на встречные знаки
-плохо ориентируются в ритмических рисунках данной пьесы
-плохо знают ноты на основных и дополнительных линейках
-путают октавы
-не могут охватить пьесу целиком, играют «по такту»
-испытывают трудности в игре двумя руками одновременно (в младших и средних классах)
-не выполняют штриховые и аппликатурные задачи
В формировании навыка чтения нот с листа помогут следующие упражнения:
Записать и проговорить ноты на линейках и между линейками вверх и вниз. Затем сыграть эти последовательности на инструменте.
Записать и проговорить ноты в интервалах и аккордах. Затем сыграть эти интервалы и аккорды на инструменте.
Записать и проговорить ноты на дополнительных линейках. Затем сыграть эти последовательности на инструменте.
Записать и проговорить (можно с прохлопыванием) разные ритмические группы. Затем проиграть эти группы на инструменте.
Играть и проговаривать гамму не глядя на клавиатуру (тем самым вырабатывается координация рук).
6
Играть и проговаривать небольшие ритмические группы, не глядя на клавиатуру.
Партию одной руки проигрывать на инструменте, а партию другой руки – проговаривать.
Первый такт проигрывать, второй – проговаривать, и т.д.
Проговаривать (пропевать) часть пьесы или всю пьесу целиком отдельными руками. Затем проигрывать двумя руками.
Проигрывать и проговаривать (пропевать) часть пьесы или всю пьесу целиком отдельными руками. Затем проигрывать двумя руками.

Это некоторые упражнения из личной практики. Но есть прекрасные методические сборники ведущих специалистов. Это «Чтение нот с листа на уроках фортепиано» игровой курс, авторы Т. Камаева и А. Камаев, «Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Ансамбли для фортепиано в 4 руки» (автор-составитель Л.Криштоп) и др.
Несомненно то, что формирование навыков чтения нот с листа заметно влияет на музыкально-эстетическое развитие ученика. Наилучший результат достигается тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения. У таких учеников появляется большой интерес к музицированию за инструментом.
Список литературы:
Алексеев А.Д. Методика обучения на игре на фортепиано {Текст}\ А.Д. Алексеев – изд. Третье, доп. – М.; Музыка, 1978, 288с.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. {Текст}\ и. Гофман. – М.: Госмузизиздательство, 1961, 224с.
Камаева Т., Камаев.А Чтение нот с листа на уроках фортепиано. Игровой курс {Текст}\ Т.Камаева, А. Камаев. – М.: Классика – XXI век, 2006, 95с.

7
Криштоп, Л. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения нот с лита. Младшие и средние классы детской музыкальной школы. Ансамбли для фортепиано в 4 руки {Текст}\ Л. Криштоп. – Санкт – Петербург:, 1994, 78с.
Раабен, Л.Н., Ляховицкая , С.С. задачи для воспитания учащихся. Педагогические способности {Текст}\ Л.Н. Раабен, С.С. Ляховицкая. – Ленинград.: Государственное музыкальное издательство, 1963, 46с.
Цыпин, Г.М.. Обучение игры на фортепиано {Текст}: учеб. пос. для студентов пед. ннс-тов по спец. №2110 Музыка и пение \ Г.М. Цыпин – М.: Просвещение, 1984, 176с.


Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X