Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ермакова Лариса Александровна

Психолого-педагогические аспекты формирования художественного вкуса младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.)автор - Ермакова Лариса Александровна место работы, должность – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийска, преподаватель теоретических дисциплин. Значение художественного вкуса в системе эстетического воспитания.Формирование художественного вкуса составляет предмет эстетического воспитания. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. «Сформированный художественный вкус оказывает своеобразное «регулирующее» влияние на восприятие различных видов искусства, создавая определенную установку для этого восприятия, служа основой для критериев оценки видимого, слышимого, читаемого и т.д.».Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Одна из важнейших категорий эстетического воспитания младших школьников - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Художественный вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. Некоторые полагают, что в младшем школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетическое сознание, эстетический идеал, эстетические чувства и художественный вкус не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Вот почему необходимо формировать художественный вкус ребенка с младшего школьного возраста всеми доступными путями и средствами, в том числе и средствами музыки.В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства: живописью, архитектурой, музыкой. Учителю начальных классов необходимо постоянно акцентировать внимание младших школьников на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, суждений, оценок, характеризующих его личные эстетические и художественные потребности, предпочтения, симпатии.Итак, художественный вкус в системе эстетического воспитания младших школьников, сформированный средствами музыки - это категория относительная, то есть ребенок не может остановиться в развитии художественного вкуса, поэтому формирование вкуса рассматривается в психолого-педагогической литературе сначала в образовательном процессе начальной школы, а затем - в основной. Формирование художественного вкуса средствами музыки - это процесс длительный по времени, он является составной частью эстетического воспитания в целом. Кроме художественного (эстетического) вкуса в процессе воспитания необходимо формировать у ребенка эстетическое сознание, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический идеал и эстетическое суждение (оценку).В психолого-педагогической и музыкально-методической литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического и художественного воспитания учащихся, формирования у них художественного вкуса, в том числе и средствами музыки.Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.«Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путём нельзя постигнуть содержание музыки, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идёт через эмоции, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание».В задачи музыкального воспитания входит не только адекватная эстетическая оценка того или иного музыкального произведения, но и правильное убеждение слушателя в правоте своего квалифицированного мнения. Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развёртывания своих будущих способностей. Поэтому музыкальное обучение школьника надо начинать в раннем возрасте, в тот период, когда формируются двигательные центры. По истечении этого периода развития, который психологи называют критическим, формирование и развитие навыков сталкивается с большими трудностями.С первых же дней существования ребёнок включается в жизнь ближайшего для него окружения и начинает усваивать разнообразнейший поток информации. Постепенно у ребёнка в процессе занятий происходит формирование правильной интонации.Восприятие представляет собой сумму ощущений, отражающих различные свойства объекта. Восприятие участвует в формировании действующих в данный момент свойств звуков и их сочетаний и образов памяти, представлений, актов мысли. Слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное произведение, развивающееся в виде специфического звукового процесса. Психологические предпосылки, обеспечивают художественное эстетическое переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия. Закономерности восприятия отражаются в музыкальном языке и в строении конкретных произведений. В каждом актуальном восприятии важную роль играет апперцепция: в зависимости от музыкального опыта процессы восприятия протекают с большей или меньшей лёгкостью, они развёртываются по тем ладовым и жанровым стереотипам, которые образовались у данного обучающегося. Чем более они усвоены, тем больше проявляется и способность к предугадыванию хода мелодии. Но очень важно то, что апперцепция создаёт установку на восприятие. Это проявление апперцепции может быть и положительным и отрицательным. Положительные реакции возникают тогда, когда вновь воспринятая музыка оправдывает ожидания и согласуется с прежним опытом. Но, если новая музыка отличается от воспринимавшейся ранее, она принимается не сразу. Слушатель ищет черты знакомости, старается понять её закономерности, уложить новую музыку в рамки усвоенного. Пока эти операции сличения и опознания не получат эмоционально-положительного подкрепления, музыка не будет полноценно восприниматься. В этом проявлении апперцепции лежит причина слуховой интонации, которая и обусловливает настороженность или даже отрицательное отношение к непривычной или новой музыке.С психологической стороны нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми. Поэтому даже непроизвольное усвоение основных элементов музыкальной культуры, которое имеется у рядового слушателя, может обеспечить формирование правильной интонации.Работа над развитием интонации показана на примере одного из уроков сольфеджио в младших классах, при использовании практических приёмов в работе с интонационными упражнениями.Развитие способности к восприятию музыки проходит несколько стадий. Таких стадий можно выделить две: стадию сенсомоторного научения и стадию перцептивных действий. На первой стадии слуховая система «обучается» - она приспосабливается к восприятию множества звуков. Вторая стадия отличается тем, что направлена не только на обследование звуков, но и на подражание им. Вторая стадия также является стадией не очень точного различения интонации звуков, т.е. неточного высотного, динамического и тембрового анализа. Здесь скорее происходит различение общего направления мелодии и её контура. Причём, как показывают наблюдения, у многих школьников, и так называемых рядовых слушателей этой стадией и ограничивается их музыкальное развитие. Для осмысленного восприятия должны выработаться операции сличения (идентификации), а для этого в сознании слушателя должны быть запечатлены некие модели, образцы для сравнения. Это происходит на стадии образования эстетических моделей, которую не всегда можно связать с определённым возрастом, поскольку здесь играют важную роль музыкальное окружение и собственная активность личности. Часто на этой стадии появляется собственное оценочное отношение к воспринимаемой музыке, т.е. восприятие носит более осознанный характер. Связано это с тем, что по мере накопления слухового опыта в сознании закрепляются постоянно повторяющиеся интонации, ладовые стереотипы, наиболее характерные признаки жанров. Характерная особенность следующей – эвристической стадии – это появление способности предвосхищать и предугадывать дальнейшее развёртывание музыкальной ткани или отдельных её частей, например повторов. Чем более музыкально одарён слушатель, чем богаче его слуховой опыт и чем он музыкально образованнее, тем более творчески будет проходить процесс восприятия. Однако это присуще не только музыкантам-профессионалам, но в той или иной степени всем слушателям, достигшим определённого уровня развития способности к музыкальному восприятию. Иногда такая внутренняя слуховая активность настолько высока, что создаёт у слушателя иллюзию знакомости даже по отношении к мелодии, которую он слушает впервые. Такое предвосхищение (антиципация, упреждающий синтез) способствует более целостному восприятию, возникновению музыкального образа всё большего по величине музыкального отрывка, всё более полного и осмысленного переживания содержания музыки.В каждом актуальном восприятии важную роль играет апперцепция: в зависимости от музыкального опыта процессы восприятия протекают с большей или меньшей лёгкостью, они развёртываются по тем ладовым и жанровым стереотипам, которые образовались у данного слушателя. Чем более они усвоены, тем больше проявляется и способность к предугадыванию хода мелодии. Но очень важно то, что апперцепция создаёт установку на восприятие. Это проявление апперцепции может быть и положительным и отрицательным. Положительные реакции возникают тогда, когда вновь воспринятая музыка оправдывает ожидания и согласуется с прежним опытом. Но, если новая музыка отличается от воспринимавшейся ранее, она принимается не сразу. Слушатель ищет черты знакомости, старается понять её закономерности, уложить новую музыку в рамки усвоенного. Пока эти операции сличения и опознания не получат эмоционально-положительного подкрепления, музыка не будет полноценно восприниматься. В этом прояв- лении апперцепции лежит причина слуховой и эстетической инерции, которая и обусловливает настороженность или даже отрицательное отношение к непривычной или новой современной музыке.Определённую роль в этом играет и музыкальная культура слушателя: для образованного слушателя становятся доступными и сложные произведения искусства. Такой слушатель сумеет лучше разобраться в деталях формы и содержания, дать верную оценку качества исполнения. У образованного слушателя восприятие музыки всё более переходит с чувственного к понятийному. Огромная роль в восприятии произведений искусства принадлежит интуитивным и подсознательным процессам. «Элемент интуиции – неотделим от искусства. Красота это не силлогизм и не логический вывод. Она постигается в значительной мере интуитивно». Эстетическая интуиция в силу очень затруднённого перевода образного восприятия в понятия и словесное описание является такой формой, где чувственное познание опережает логическое его понимание и проявляется без актуального осознания эстетического эффекта. Это мы и наблюдаем, когда сталкиваемся с переживанием музыки ребёнком и взрослым, неподготовленным слушателем и профессионалом-музыкантом. Эстетический эффект мы можем зафиксировать, но объяснить его, раскрыть его сущность, своеобразие и индивидуальные различия не всегда представляется возможным. С психологической стороны нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми. Поэтому даже непроизвольное усвоение основных элементов музыкальной культуры, которое имеется у рядового слушателя, может обеспечить формирование правильной интонации. в более развёрнутой или менее адекватной форме восприятие музыки. Однако протекать у разных слушателей оно будет на разном уровне – от ориентировочно-исследовательской деятельности самого начального уровня до величайших ступеней эстетического наслаждения и философского обобщения. Причём у одного и того же слушателя будет различный качественный уровень восприятия по отношению к музыке различной сложности. Рядовой слушатель может быть настолько подготовлен к восприятию массовой песни, что его восприятие будет полноценным и адекватным её эстетической ценности, в то время как симфоническая музыка ему ещё не доступна. Он с трудом следит за развитием музыкальной мысли, ему трудно удержать в поле сознания длительно развивающееся музыкальное построение, выразительные средства отмечаются им в общих чертах. Повторные и многократные восприятия симфонической музыки создадут соответствующие «эталоны» для сличения и опознания и сделают его восприятие дифференцированнее и эстетически полноценнее. Из всего вышеизложенного следует, что музыку воспринимают, то есть чувствуют, переживают, все. Но степень её постижения, глубина переживания и тонкость понимания всех её сторон будет различна у разных людей, в различном возрасте и в различных условиях. Различие будет определяться и врождёнными особенностями индивидуума, его реактивностью, теми или иными факторами постоянно изменяющихся объективных и субъективных условий, степенью подготовленностью слушателя, в известной мере – качеством исполнения. Но как объективный социальный и психологический феномен восприятие музыки доступно каждому нормальному и здоровому человеку. Музыка — это искусство слуховых впечатлений. Именно на основе слуховых впечатлений создается представление о различных музыкальных явлениях. Музыкальный слух, четко расслаивается на две области проявлений, неразрывно связанных и взаимно обусловливающих функциональные возможности друг друга - сферу музыкального восприятия и сферу музыкально-слуховых представлений. Отпечатки музыкального восприятия, становясь достоянием памяти, превращаются в музыкально - -слуховые представления и далее, в процессе эволюции, открывают большие возможности для стабилизации внутренне-слуховых процессов. Являясь одной из чувственных форм отражения внешнего мира, музыкально слуховые представления зарождаются на основе реальных ощущений. Разнообразные звуковые впечатления обогащают слуховое восприятие. Постоянное и целенаправленное общение с музыкой активизирует функциональные возможности внутреннеслуховой сферы и всегда окрашено определенным чувством, Чем ярче музыкальное воздействие на слушателя, тем лучше запоминает он эмоциональное переживание и, соответственно, вызвавшие его музыкальные образы. Отмечая роль интеллектуального начала в музыкальном восприятии, Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».Целенаправленное преднамеренное внимание к процессу восприятия способствует возникновению и закреплению в коре головного мозга ассоциативных связей. Результат осмысленного восприятия — более точный и четкий внутренне слуховой образ тесно связан с понятийной стороной мышления. Творческий облик музыканта, как и любого другого художника, всегда содержит «отпечаток кругозора», поэтому точность и правильность продуктивных музыкально-слуховых представлений (или процессов воображения) обеспечивается именно широтой запаса общих и специальных музыкально-теоретических знаний и зависит от их уровня. Опираясь на теоретические знания и внутренне слуховой арсенал,музыкальное воображение исполнителя создает такие внутренне слуховые образы, которые не имеют аналогов в его предшествующем слуховом опыте. Поэтому в диалектическом единстве музыкального познания и интеллектуального преобразования воображение и мышление не только союзники — они неразрывно соединены двусторонней функциональной диалектической связью. Придавая огромное значение творческому воображению актера, великий реформатор русской театральной сцены К. С. Станиславский подчеркивал неразрывную связь его с мышлением и знаниями. «Всякий вымысел воображения должен быть точно обоснован и крепко установлен... насчитывать на активность воображения, предоставленного самому себе нельзя». Основной и центральной единицей музыкального сознания является звуковой образ. Он концентрирует в себе «чувство-мысль». Именно музыкальный образ выражает и «опредмечивает» в конкретно-чувственной форме все те процессы, эмоциональные состояния, психические движения, разного рода душевные перетрубации, которые происходят в области музыкального сознания. Если вести разговор о первоочередных задачах педагога-музыканта, то задачи эти сводятся практически всегда к расширению и углублению сферы музыкальной образности, к формированию способности у индивида видеть и воспринимать мир музыки сквозь призму образности. Следует отметить, что основным педагогическим рычагом является воздействие на эмоционально - -чувственную сферу учащегося как играющую первостепенную по важности роль в процессах сознательной и подсознательной деятельности человека. Вне эмоций, их особой энергетики невозможны никакие продуктивные действия в художественно-образном сознании. «Эмоции — своего рода «пусковой механизм» этих действий, «источник сырья для них»; невозможно вникнуть в содержание музыкального образа «внеэмоциональным путем», У некоторых психологов можно встретить даже термины «эмоциональное мышление», «аффективное мышление», которыми подчеркивается воздействие, оказываемое эмоциями на сферу идеального. Художественные эмоции, как известно, составляют синергическую целостность с процессами фантазии и воображения. Если эмоции дают толчки операциям в художественно-образной сфере, служат импульсами для них, то творческая фантазия и воображение выступают, по сути, тем психическим «материалом», из которого «сделаны» образы. Фантазия и воображение — это психическая субстанция образа как особого феномена в области идеального. Таким образом, усиление роли художественно-образного компонента музыкального сознания учащегося предполагает, прежде всего, создание благоприятных условий для расширения и обогащения спектра эмоций. Кроме того, происходит инициирование процессов фантазии и воображения, развития всего комплекса общих и специальных (музыкальных) способностей. Ибо каждая из них, взятая в отдельности, - если представить себе теоретически, что они могут проявлять себя по отдельности и порознь, - необходима для того, чтобы образ возник и обрел полноправную жизнь в музыкальном сознании. Благоприятные же условия, о которых идет речь, возникают тогда, когда педагог предоставляет необходимую свободу когнитивных действий учащемуся, психологически раскрепощает его, дает простор творческой инициативе при завоевании этим учащимся новых музыкальных «пространств». Только свобода — разумеется, не анархическая, не бесконтрольная, а умело и индивидуально дозированная преподавателем — только она «отмыкает психологические шлюзы» (выражение С. И. Гессена) в сознании учащегося, открывая путь фантазии и воображению, являясь своеобразным катализатором творческой деятельности. По мнению опытных педагогов и психологов, учителям-практикам не следует упускать случая, прибегнуть на уроке к какому-то сравнению, сопоставлению, заимствовать что-то из кладовой жизненного опыта учащегося — и связать это с музыкальным образом, Такова проверенная методология и методика активизации музыкального сознания, его живописно-образной составляющей.Художественный образ, как следует из современных представлений о нем, может выступать в виде некой универсалии, вбирая в себя и краску, и звук, и жест, и силуэт. Именно поэтому живопись, поэзия, балет, драматический театр, архитектура, декоративно-прикладные искусства дают подчас музыканту особые, психические «обертоны», помогающие ему в создании полноценного и многогранного образа. И еще одно обстоятельство может стать руководством к действию педагогу. Это осознание факта, что умело, изобретательно и увлекательно сообщаемые знания стимулируют интерес учащихся к музыке, к искусству и наоборот. Нет ничего обычнее и естественнее тяги ребенка к знаниям «вообще». Используя этот врожденный рефлекс, вполне возможно расширять и интенсифицировать процессы музыкального познания. Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у  учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала осуществляется в опоре на понимание интонационности в  широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность учащимся уже с младшего школьного возраста войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания — его музыкальной речи.Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.Основой развития музыкального мышления учащихся становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений — залог успешной работы. Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на  расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования  — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.Методика работы с младшими школьниками предполагает органичное и естественное включение музыкальных занятий в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также умение восстановления в  памяти и  сознании образа музыки, прослушанной на уроке.Методы формирования художественного вкуса детей младшего школьного возраста на музыкальных занятиях. Важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.Средствами, позволяющими решить задачу эстетического воспитания и развить художественный вкус младших школьников на музыкальных занятиях, являются рассказ, беседа, слушание музыки, показ произведений живописи, архитектуры, чтение художественных произведений, стихотворений, просмотр видеофильмов, посещения театров, филармонии, выставок и т.д.Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует как «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.А. К. Дремов подчеркивает «необходимость учить детей давать эстетическую оценку художественному произведению, поскольку без этого умения невозможно развить художественный вкус. Эстетическое суждение, или оценку данный автор определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Психолого-педагогические исследования показывают, что взаимодействие ребенка с культурной средой существенно влияет на процесс развития его личности, развивает его художественный вкус. Таким образом, одна из составных пути формирования художественного вкуса младших школьников – развить такие качества ребенка, которые позволили бы ему давать самостоятельную (с учетом возрастных возможностей), критическую оценку любому произведению, в том числе и музыкальному, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.На этом пути средствами развития художественного вкуса младших школьников являются рассказ, беседа, объяснение, рассуждение учителя и высказывания известных критиков, музыковедов по поводу достоинств и недостатков того или иного музыкального произведения.Таким образом, вся система эстетического воспитания в младшем школьном возрасте должна быть нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом (художественном) плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Существенную роль в этом процессе играет формирование художественного вкуса младших школьников на музыкальных занятиях.Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развитие способности детей к художественно-эстетическому творчеству, в том числе и музыкальному, развитие психологических качеств обучающихся, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, художественным вкусом и другими психолого-педагогическими категориями системы художественного и эстетического воспитания.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X