Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Меньшикова Олеся Борисовна

«Развитие коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска»Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности»Составила:Меньшикова Олеся Борисовнавоспитатель2019 г.Содержание.1. Введение стр. 3 2. Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста стр. 53. Заключение стр. 8 4. Список использованной литературы стр. 95. Приложение стр.10 Введение.Современное общество сегодня предъявляет высокие требования к формированию и развитию личности. Одним из ведущих приоритетов в обществе является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решение коммуникативных задач, обеспечивают успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.Умение общаться – это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Речь человека – это показатель его развития. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. Например: трудности в общении с окружающими. Некоторые дети застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой.Современные дети отличаются неустойчивым вниманием, плохой памятью, быстрой утомляемостью, недостаточным развитием познавательной деятельности, скудным словарным запасом, нарушением грамматического строя речи, незрелой эмоционально-волевой сферы.Эти ярко выраженные проблемы детей и определили мой выбор темы: «Развитие коммуникативных способностей младших дошкольников в игровой деятельности» и приобретения необходимого для работы опыта.Цель. Развивать у детей коммуникативные навыки через игровую деятельность.Задачи. Учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации. Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично. Воспитывать доверие друг к другу.Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все ее стороны. Так как большое влияние на речевое развитие ребенка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:- смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;- обязательна грамматически правильная речь воспитателя;- при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;- речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.Наряду к требованиям к образцу своей речи, я выдвигаю требования к речи детей: нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я преимущественно использую игровые формы образовательной деятельности.Анализ ситуации в моей группе показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор и конфликтов в детском коллективе.Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В предметно-развивающую среду мной были включены развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, материалы по сенсорному развитию, пальчиковый и кукольный театры. Создала необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин» и т.д., что способствует развитию ролевой речи, умению вести диалог с партнером-сверстником, партнером-взрослым.Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, который я успешно использую в своей работе:Картотека игр на сплочение детского коллектива;Картотека игр для развития речевого дыхания;Картотека дыхательной гимнастики;Картотека пальчиковых игр;Картотека игр на развитие словарного запаса;Картотека игр на развитие речи малышей с 3-х до 5-ти лет;Картотека игр, развивающих фантазию и воображение;Картотека «Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей»;Папка «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами»;Папка артикуляционной гимнастики.Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, учатся соблюдать правила, вежливо обращаться друг к другу, аргументированно отстаивать свою точку зрения.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником провожу следующие упражнения: «Как можно нас назвать по - разному?» (Выбирается ведущий. Он встает в круг. Остальные дети, представляя, что они – это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.) «Улыбка» (дети сидят в кругу.Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть) «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его.)Для совершенствования умения общаться без слов организую игры: «Угадай» (один ребенок показывает жест, другие угадывают его значение) «Походки» (один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные отгадывают, кого он изображал) «Иностранец» (один ребенок, изображая иностранца с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, на площадь и т.д., а остальные дети, также с помощью мимики и жестов, отвечают на его вопросы) «Изобрази пословицу» Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагаю: Изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; Произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируем с детьми те ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей.Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения использую:Участие в драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажами; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубже понять художественное произведение);Сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);Разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу; Игры и упражнения: «Опиши друга» (двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее) «Подари подарок другу» (При помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его) «Сравнения» (дети сравнивают себя с каким-то животным или растением или цветком, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение) «Волшебный магазин» (взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям или родным в волшебном магазине, затем уточняет для чего)Заключение.Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями, упражнениями, играми шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению с взрослыми и сверстниками.Повседневная жизнь представляет большие возможности для непредвиденного рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищу о событиях дома, рассказы при встрече выздоровевшего ребенка и др.).Задача педагога – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка с взрослыми и детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной деятельности, бытовой деятельности является профессиональной обязанностью каждого воспитателя.Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.Список использованной литературы.1. Касаткина Е.И. «Игра в жизни дошкольника» Москва.: Дрофа 20102. Швайко Г.С. « Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва: Просвещение 19883. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. Интернет-источники:1. Ильясова Е.Ю. «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» http\\festival.1September.ru2. Орлова Н.Ю. «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» http\\pedsovet.org.ruПриложение.Игры на развитие коммуникативных навыковДля развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие   игры.  Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.Хороводная игра «Ау!»Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.Подвижная игра «Возьми игрушку»Цель. Развивать навыки общения, умения просить.Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.Дидактическая игра «Закончи предложение»Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.Дидактическая игра «Вежливые слова»Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.Ход игры .Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).Игра-упражнение «Пожалуйста»Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.Игра-драматизация  «Репка»Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.Ход игры .Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник  урожая.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X