Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Волкова Светлана Борисовна

«Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей с ОВЗ по ФЭМП, разработанного учителем-логопедом»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для педагогов детского сада«Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей с ОВЗ по ФЭМП, разработанного учителем-логопедом»Учитель-логопед Волкова Светлана БорисовнаГБОУ СОШ №10 г.о.Кинель структурное подразделение детский сад «Лучик»Цель:Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами использования нетрадиционного игрового пособия, направленного на развитие элементарных математических представлений, эмоциональной сферы, мелкой моторики руки, речевой активности детей учителем-логопедом. Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые речевые, психо-речевые нарушения и задержку психического развития, с которыми ведется коррекционно-развивающая работа. Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. При организации интегрированной деятельности с детьми с ОВЗ учитель-логопед должен с одной стороны – поддержать познавательный интерес ребёнка, а с другой – оформить его в такой продукт, который бы представлял интерес для воспитанников. Это и подтолкнуло к поиску и созданию нетрадиционных игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. Подбор игр и упражнений педагогами направлен на чередование состояния активности и пассивности, повышение подвижности нервных процессов, снятие физического и психического напряжения. На интегрированных занятиях с использованием нетрадиционных пособий логопед применяет артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию связной речи, по формированию элементарных математических представлений, развитию эмоциональной сферы, высших психических функций. Для эффективной работы с детьми с ОВЗ данные игровые пособия используются и воспитателями старших групп детского сада. Сегодня нами будет представлено вашему вниманию нетрадиционное игровое пособие «Веселый клоун» (Приложение 1). Это изображение клоуна, выполненное гуашью на ДВП. В изготовлении данного пособия использовались атласные ленты, ткань, бигуди, пуговицы, липкая лента, картон.С целью развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ (способности понимать, осознавать, выражать эмоциональное состояние, переживания другого человека) учитель - логопед использует это пособие в игре «Развесели клоуна». Детям демонстрируют «клоуна»-пособие с грустным «лицом» (глаза печальные, уголки рта опущены вниз). Учитель – логопед задает детям серию вопросов: - Какой на портрете клоун? (грустный). - Как вы догадались? (у него грустные глаза, уголки рта опущены вниз, катятся слезы). - Как вы думаете, что могло с ним случиться? (ответы детей). - Какое у вас лицо, когда грустно вам? Покажите.- Как мы можем его развеселить? (сказать добрые слова, похвалить, поиграть). После этого учитель – логопед снимает с «клоуна» с липких лент печальные глаза и рот, сделав замену на веселые. В конце игры педагог спрашивает: - Что изменилось на лице у нашего клоуна? (он стал веселым, улыбается).С помощью упражнения «Украсим шляпу» педагоги закрепляют и обогащают представления детей о свойствах предмета: цвет, форма; учит определять верх, низ, право, лево, между на плоскости; порядковому счету от 1 до 5. Инструкция. Размести:- синий прямоугольник в верхнем правом углу шляпы;- желтый прямоугольник в верхнем левом углу;- круг между синим и желтым прямоугольниками;- на цветок в середину шляпы желтый треугольник;На полях шляпы разместим разноцветные квадраты.- 1-й квадрат красный- 2-й квадрат зленый- 3-й – синий - 4-й – желтый Ответьте на вопросы:- Синий квадрат находится между какими по цвету квадратами?- Какой квадрат находится слева от зеленого квадрата, а справа?- Какой по цвету квадрат второй? Четвертый? Учитель - логопед использует данное пособие для развития связной речи, автоматизации звуков в упражнении «Бигуди». При накручивании бигуди дети повторяют чистоговорки со звуком «С».- Са – са – са – по арене бегает лиса.Со – со – со – медведь катит колесо.Су – су – су – воздушные шары несу.Си-си-си - кошка едет на таксиСы – сы – сы – у клоуна усы.Ас – ас – ас – рассмешил клоун нас.                                       Ос – ос – ос – у клоуна красный нос.                                   Ис – ис – ис – раздал клоун нам ирис.                                           Для закрепления и обогащения представлений детей о свойствах предмета: цвете, размере; для развития мелкой моторики руки педагоги применяют упражнение «Бант», в котором дети застегивают пуговицы на бантике. При этом дается словесная инструкция: застегни самую маленькую пуговицу, большую пуговицу, красную, розовую, золотую, коричневую. Пособие «Веселый клоун» использовался на интегрированном занятии «В цирке» в старшей группе, разработан учителем-логопедом (Приложение 2). Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование созданных в детском саду нетрадиционных пособий в сочетании с традиционными методами позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставляемых знаний. Такое комплексное использование средств обучения всех видов создает благоприятные условия для решения основной задачи обучения – улучшение качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности. Приложение 12853055631190

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X