Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Волкова Светлана Борисовна

«Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей с ОВЗ по ФЭМП, разработанного учителем-логопедом»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для педагогов детского сада«Использование нетрадиционного игрового оборудования для детей с ОВЗ по ФЭМП, разработанного учителем-логопедом»Учитель-логопед Волкова Светлана БорисовнаГБОУ СОШ №10 г.о.Кинель структурное подразделение детский сад «Лучик»Цель:Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами использования нетрадиционного игрового пособия, направленного на развитие элементарных математических представлений, эмоциональной сферы, мелкой моторики руки, речевой активности детей учителем-логопедом. Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые речевые, психо-речевые нарушения и задержку психического развития, с которыми ведется коррекционно-развивающая работа. Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. При организации интегрированной деятельности с детьми с ОВЗ учитель-логопед должен с одной стороны – поддержать познавательный интерес ребёнка, а с другой – оформить его в такой продукт, который бы представлял интерес для воспитанников. Это и подтолкнуло к поиску и созданию нетрадиционных игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. Подбор игр и упражнений педагогами направлен на чередование состояния активности и пассивности, повышение подвижности нервных процессов, снятие физического и психического напряжения. На интегрированных занятиях с использованием нетрадиционных пособий логопед применяет артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию связной речи, по формированию элементарных математических представлений, развитию эмоциональной сферы, высших психических функций. Для эффективной работы с детьми с ОВЗ данные игровые пособия используются и воспитателями старших групп детского сада. Сегодня нами будет представлено вашему вниманию нетрадиционное игровое пособие «Веселый клоун» (Приложение 1). Это изображение клоуна, выполненное гуашью на ДВП. В изготовлении данного пособия использовались атласные ленты, ткань, бигуди, пуговицы, липкая лента, картон.С целью развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ (способности понимать, осознавать, выражать эмоциональное состояние, переживания другого человека) учитель - логопед использует это пособие в игре «Развесели клоуна». Детям демонстрируют «клоуна»-пособие с грустным «лицом» (глаза печальные, уголки рта опущены вниз). Учитель – логопед задает детям серию вопросов: - Какой на портрете клоун? (грустный). - Как вы догадались? (у него грустные глаза, уголки рта опущены вниз, катятся слезы). - Как вы думаете, что могло с ним случиться? (ответы детей). - Какое у вас лицо, когда грустно вам? Покажите.- Как мы можем его развеселить? (сказать добрые слова, похвалить, поиграть). После этого учитель – логопед снимает с «клоуна» с липких лент печальные глаза и рот, сделав замену на веселые. В конце игры педагог спрашивает: - Что изменилось на лице у нашего клоуна? (он стал веселым, улыбается).С помощью упражнения «Украсим шляпу» педагоги закрепляют и обогащают представления детей о свойствах предмета: цвет, форма; учит определять верх, низ, право, лево, между на плоскости; порядковому счету от 1 до 5. Инструкция. Размести:- синий прямоугольник в верхнем правом углу шляпы;- желтый прямоугольник в верхнем левом углу;- круг между синим и желтым прямоугольниками;- на цветок в середину шляпы желтый треугольник;На полях шляпы разместим разноцветные квадраты.- 1-й квадрат красный- 2-й квадрат зленый- 3-й – синий - 4-й – желтый Ответьте на вопросы:- Синий квадрат находится между какими по цвету квадратами?- Какой квадрат находится слева от зеленого квадрата, а справа?- Какой по цвету квадрат второй? Четвертый? Учитель - логопед использует данное пособие для развития связной речи, автоматизации звуков в упражнении «Бигуди». При накручивании бигуди дети повторяют чистоговорки со звуком «С».- Са – са – са – по арене бегает лиса.Со – со – со – медведь катит колесо.Су – су – су – воздушные шары несу.Си-си-си - кошка едет на таксиСы – сы – сы – у клоуна усы.Ас – ас – ас – рассмешил клоун нас.                                       Ос – ос – ос – у клоуна красный нос.                                   Ис – ис – ис – раздал клоун нам ирис.                                           Для закрепления и обогащения представлений детей о свойствах предмета: цвете, размере; для развития мелкой моторики руки педагоги применяют упражнение «Бант», в котором дети застегивают пуговицы на бантике. При этом дается словесная инструкция: застегни самую маленькую пуговицу, большую пуговицу, красную, розовую, золотую, коричневую. Пособие «Веселый клоун» использовался на интегрированном занятии «В цирке» в старшей группе, разработан учителем-логопедом (Приложение 2). Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование созданных в детском саду нетрадиционных пособий в сочетании с традиционными методами позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставляемых знаний. Такое комплексное использование средств обучения всех видов создает благоприятные условия для решения основной задачи обучения – улучшение качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности. Приложение 12853055631190

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X