Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Симбирёва Светлана Александровна

«Формирование тактильных ощущений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой».

скачать документ

Вернуться назад

«Формирование тактильных ощущений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой».Симбирёва Светлана АлександровнаМуниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №9 (МАДОУ ДС№9) г.Белогорск Амурская областьФормирование тактильных ощущений в дошкольном возрасте в процессе ознакомления с неживой природой ,довольно плотно исследуется и применяется в детском саду. Дети охотно проводят эксперименты с неживой природой, тактильные ощущения играют не маленькую роль в воспитании детей. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание детей.Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. [1; с.124].Анализ исследований по проблеме сенсорного воспитания позволяет выделить противоречия, разрешение которых могло бы способствовать совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.Эти противоречия имеют место в теоретическом и научном, психологическом аспектах педагогической деятельности и обнаруживаются между:- достаточно высоким уровнем теоретического обоснования сенсорного воспитания в дошкольном возрасте и недостаточным использованием его в разных видах деятельности и составных частей воспитания, в частности, экологическом;- большим воспитательным потенциалом сенсорного воспитания в процессе ознакомления с неживой природой и недооценкой этого педагогами ДОУ.Элемент новизны. Эффективность комплексных занятий в формировании сенсорных способностей: общение с объектами неживой природы стимулирует познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс ДОУ разработанных занятий по ознакомлению с объектами неживой природы; возможностью использования научно-методических рекомендаций по сенсорному воспитанию дошкольников в системе повышения квалификации педагогов.В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о физических явлениях, то есть о неживой природе, позволяющие выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений.По системе Марии Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Когда, например, знакомить детей со свойствами воды? Неужели проводить для этого специальные занятия? Конечно, нет! Во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке педагог обучает воспитанников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут различные предметы и др.).Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Сенсорное воспитание идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Фридрих Фребель, Марии Монтессори, Елизавета Ивановна Тихеева и др.)Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве [1; с.128-129].Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.Элемент новизны. Эффективность комплексных занятий в формировании сенсорных способностей: общение с объектами неживой природы стимулирует познавательные интересы детей дошкольного возраста.Ребенок рано сталкивается с живой и неживой природой и стремится познать их, начинает с ней взаимодействовать, контактировать. Поэтому актуальным стоит вопрос о развитие естественнонаучных знаний у детей при ознакомлении с неживой природой. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. [2]Основой этой системы, на наш взгляд, должна стать изменяемость и взаимопревращаемость всех физических реальностей. Принцип изменения и взаимопревращения имеет общий и всеобъемлющий характер. Исследования показали, что реализация этого принципа на уровне детей дошкольного возраста может быть осуществлена в следующих пределах.1) Формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, а в аспекте основных связей с другими предметами и явлениями: пространственно-временных, причинно-следственных и простейших функциональных зависимостей.2) Формирование первоначальных представлений о наиболее простых и доступных детскому пониманию изменениях свойств и качеств предметов.3) Формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает неявно.Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. [3; с.44].Перечень игр:«Холодно-тепло-горячо»Описание: Показать детям лед, теплую воду и горячую воду.Провести с ними эксперимент.2. «Тактильная коробка»Описание:Коробка наполнена разными материалами неживой природы (камни, ракушки, крупы и т.д) Дети с большим интересом исследуют руками эти предметы. Можно с закрытыми глазами и описывают их.3. «Сенсорная книга»Описание:Для книги используются крупы, веточки, камни и т.д.Дети с интересом рассматривают такую книгу. Исследуют руками.4. «Что внутри?»Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков.Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелоч-ках.В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.5. «Золушка»Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.Действительно не живая природа имеет огромное значение в развитии у детей тактильных ощущений и сенсорного развития в целом.Ведь через сенсорное восприятие, а именно тактильное ощущение ребенок общается как с неживой, так и с живой природой. Ребенок с младенчества пытается все пощупать потрогать.Воспитатель обязан помочь ребенку познать не живую природу через тактильные ощущения, которые являются частью сенсорного воспитания. Ведь именно в детском саду дети познают окружающий его мир, воспитатели проводят различные опыты с песком, водой, камнями и т.д. Дети трогают песок и понимают, что он состоит из мелких песчинок, что он может быть как сухим, так и мокрым ,сыпучим и т.д., ощупывают камни разных размеров и пород, шершавые или гладкие и многое другое. В первую очередь детям это интересно они погружаются в этот процесс, и с энтузиазмом ловят все, что им говорит и оказывает воспитатель.Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.)Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М.: Педагогика, 1980. - 216с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X