Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Волчкова Марина Петровна

История вопроса о творческих способностях младшего школьного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Методический доклад на тему: "История вопроса о творческих способностях младшего школьного возраста"Выполнила: Волчкова М. П преподаватель по классу аккордеон, баян ДШИ 9г. Иркутск «…духовная жизнь ребенка полноценналишь тогда, когда он живет в мире игры,сказки, музыки, фантазии, творчества».В.А Сухомлинский. Известно, что у детей младшего школьного возраста ярко проявляется творческое начало, они чрезвучайно изобретательны в передаче интонаций, подражаний, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои силы, творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, интуицию, мышление, наблюдательность, целеустремленность, что необходимо во всех видах деятельности. Прежде всего, под творчеством понимается деятельностью по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Творчество - основной резерв совершения любой деятельности, том числе музыкальной. «Человек, испытывающий хоть немного в какой – либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» - утверждал Б.В. Асафьев. Б.В. Асафьев - известный композитор, ученый который особое место уделял продуктивной творческой деятельности. Самостоятельное творчество может создать условия, при которых активизируются определенные психологические механизмы, что в будущем поможет реализовать специфическое качество человека - способность к преобразовательной деятельности, то есть к творчеству. По мнению психолога К.Тэйлора творческие люди обладают рядом общих черт личности, которые отличают их от людей с неразвитыми творческими способностями. Это стремления быть первыми, желания брать свой путь, независимость суждений, склонность к риску, богатая фантазия и интуиция, способность видеть явления и предметы оригинальным взглядом, разрешая ситуации нестандартными путями, любознательность и трудолюбие. Эти черты можно увидеть и у младших школьников обладающих творческими способностями.Огромный вклад в проблему творчества, а именно в теорию музыкальных способностей внес известный психолог Б.М Теплов. В понятие «способность», он заключил три признака:1. Способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека, от другого.2. Способности – это не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения каких- либо видов деятельности.3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Способность к тому или иному виду деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувства, творческого отношения. При формальном подходе к деятельности способности могут быть утрачены или остаться не выявленными, и наоборот, творческое отношение к деятельности поднимает способности на более высокий уровень, обуславливает их успешное развитиеБ.В. Теплов обратил внимание на ранее проявление музыкальных способностей, их три:1. Ладовое чувство - эмоциональное восприятие и узнавание мелодии.2. Способность к музыкально-слуховым представлениям проявляющиеся в воспроизведении мелодии по слуху.3. Музыкально – ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Первое появление всех трех основных способностей в отдельных случаях наблюдаются на первом году жизни. На третьем году жизни в отдельных случаях, можно наблюдать довольно высокое развитие слуха и чувства ритма. Конечно, понятие «способность» нельзя понимать как врожденные возможность индивидуума, поэтому способности являются индивидуально - психологическими особенностями человека не могут изначально быть составляющей его сущности. Врожденными можно считать лишь задатки, которые являются основой развития способностей. «Способность» понятие динамическое, оно существует только в движении и только в развитии. А развитие осуществляется в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. В психологии различают разные виды способностей – общие и специальные. Общие- это способности на развитие многих видов деятельности, а специальные (музыкальные, изобразительные, литературные , математические) – характерны для того, или иного вида деятельности. Они связаны между собой. Например: общие способности к мыслительному представлению форм имеют значения для умственных и математических задач и необходимы в изобразительном искусстве. Однако успех в изобразительном искусстве требует специальных способностей, например чувство цвета.Из выше сказанного можно сделать вывод, что успешное проявление творческих способностей благотворно влияет на любую из видов деятельности. Детское творчество представляет познавательно- поисковую музыкальную практику. Творчество тем и ценно, что дети сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.Большое внимание уделяли творческим способностям педагоги - музыканты, ученые как Д.Н Зарина, А.Л. Маслова. Творчество детей видели в исполнительской интерпретации песен и вокальной импровизации и предлагали творческие задания. А.Л. Маслов провел специальное исследование, в процессе которого пришел к выводу, что у всех физически здоровых детей есть музыкальный слух, развитый в равной мере, необходимо развивать музыкальный слух путем индивидуального подхода к ним. Музыкальная школа и уроки основного инструмента, как нельзя лучше подходят для этого развития, ведь работа с учеником ведется индивидуально, учитывая способности ребенка. Воспитательное значение детского творчества оценивается высоко педагогом - музыкантом, ученым Б.Л. Яворским. Он утверждал, что: «Воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка». В исследованиях Б.Л. Яворского высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей свойственны определенные этапы:- накопление впечатлений;- самопроизвольное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях; - импровизации: двигательные, речевые, музыкальные и иллюстративные в рисовании;- создание собственных композиций являющихся отражением какого-нибудь впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.;- музыкальное творчество.В процессе творческих проявлений ребенка, необходимо раскрыть следующие средства музыкальной выразительности:- ладовую организацию;- ритмическую организацию;- динамику;- штрихи;- жанровые связи;- фактуру изложения.Таковы принципы творческого развития детей Б.Л. Яворского. Творческая деятельность, как и любая другая обладает определенной структурой, элементами которой являются потребности, мотивы, цели. Основой воли к деятельности является потребность. Потребность в свою очередь, трансформируется в цель. Также существуют и психологические качества, которые призваны служить творческим способностям:Творческое воображение - это основа всякой творческой деятельности, проявляется во всех сторонах культурной жизни. Все то, что нас окружает и то, что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы – все это является продутом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Дети 6-8 лет характеризуется активизацией функции воображения. Воображения обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций, формирует осознание нравственных норм связанных с развитием такого качества в человеке как оптимизм.Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступны немногим избранным социума. Но в каждодневной жизни творчество есть необходимое условие существования и все, что входит за пределы обыденного, и в чем заключена хоть капля нового , обязана своим происхождением творческому процессу.Творческое мышление представляет собой порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком деятельности. Мышление помогает получить новые знания, также обладает такими качествами как оригинальность и необычность идей.Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для образного мышления. Этот вид мышления наблюдается у людей искусства. Для развития мышления способствует опыт, детские игры, сказки, знакомство с различными видами искусства. Творческая активность является ведущей при анализе сущности личности, интеллекта, воли, характера. Ученые Теплов Б.М., Анохин П.К., доказали что активность с одной стороны предлагает умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, желаний найти новое, новые пути; и с другой стороны самоконтроль и организованность развита в человеке хорошо. Для детей младшего школьного возраста это очень актуально и творчество будет влиять на все сферы деятельности ребенка.О.А Апраксина считает, что: « Вызвать творчество, значит, прежде всего обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал. Путей это сделать много, но самый сложный импровизация, он должен стоять в конце, но не стоит мешать ребенку проявлению данных способностей. Самый простой, с чего надо начинать это импульс к творчеству - это значит заинтересовать детей изображением подголосков или вариантов напева».Младший школьный возраст считается уникальным для формирования у детей творческих способностей с помощью искусства.Иркутск 2020

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X