Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Лушникова Ольга Юрьевна

«Развитие танцевально – игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

скачать документ

Вернуться назад


«Развитие танцевально – игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Введение

Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Основная цель – научить детей слышать любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.
Учёные давно заметили, что творческие люди совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!
Неважно, чем ребёнку придётся заниматься во взрослой жизни: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить заводы. Главное – делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним обязательно будет интереснее. Конечно, все люди разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, сочиняет стихи, танцует. Несомненно, такой дар есть в каждом ребёнке. Может быть, он и не подозревает, какие богатства в нём скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. Задача взрослого – помочь ребёнку испытать ни с чем не сравнимое счастье творчества, а потом и сама жизнь предоставит ему множество ситуаций, где он проявит свою фантазию.
Музыкально - ритмические движения – благоприятная почва для становления и развития творчества детей. Движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.










Основная часть
Движение под музыку это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
форма произведения и структура двигательной композиции.
Музыкально - ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:
Способности.
Музыкальные:
общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)
специальные (координация движений, музыкально творческие)
Художественные:
развитие восприятия художественного образа и импровизация его.
Интеллектуальные:
побуждение ребёнка выбирать правильный ответ из двух предложенных в процессе элементарного моделирования танцев и т. п.
Физические:
развитие координационных движений, точность, регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.
Нравственная сфера ребёнка, ориентирование на общечеловеческие ценности.
Развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным-персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений.
Воспитание любви к своей семье, родному дому.
Познавательные процессы:
Восприятие:
музыки, театра, поэзии
слуховое
зрительное
Память:
побуждение к запоминанию (способы выполнения движений: основных, танцевальных).
Воображение:
развитие музыкальных впечатлений и музыкально-двигательных представлений.
Мышление:
побуждение к пониманию простых логических связей в процессе музыкально-дидактических игр.
Речь:
развитие умения объяснить эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
Внимание:
развитие устойчивости и произвольности.
Личностные новообразования:
Подражательность:
содействие подражательности в передаче через движение действий животных, птиц и т. д.
Инициативность.
Самостоятельность:
побуждение к участию в свободных плясках, музыкально-игровых импровизациях.
Креативность:
побуждение в игровых ситуациях к различным импровизациям (музыкально-игровым, танцевальным)
побуждение к элементарным творческим проявлениям своего впечатления у музыки в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку.

Детей пятого года жизни целесообразно учить инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Для развития творческого потенциала необходимы определённые условия: умение детей выполнять различные движения, яркая атрибутика, которая вызывает желание проявлять творческую активность в различных ситуациях.
В этом возрасте можно инсценировать песни «Конь» муз. Е. Тиличеевой, «Лиса и гуси» муз. Ф. Гершевой, «Воробей» муз. А. Филиппенко.
Для активизации творческих проявлений у детей шестого года жизни в Программу включено инсценирование песен, игр, хороводов, которое требует от ребёнка умения выразительно двигаться, танцевать, изображать действия героя («Заинька», р.н. песня). Участие в инсценировках позволяет детям легко включаться в образное пространство произведения, что содействует проявлению ими творчества.
В целях его развития используются творческие задания, которые помогают детям продумывать комбинации танцевальных движений (Изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя, и т. п.).
В программе написано, что в работе над движением уместно развивать детское творчество, для чего целесообразно использовать различные приёмы, такие, как: прослушать музыку, определить её характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнить упражнение с воображаемым предметом; угадать, что показывают мальчик, девочка, или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить взаимоотношения персонажей в той или иной игре (спектакле), находящихся в эмоциональном состоянии (грустят, радуются и т. п.); самостоятельно придумать игру.
Для реализации этих задач необходимы следующие условия:
Выполнение достаточного объёма двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
Выбор оптимальной системы занятий.
Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

Творческое самовыражение, в движении под музыку, ребёнка возможно на основе развития его двигательных возможностей и опыта. Развитие танцевально-игрового творчества происходит постепенно. Начинать с формирования основ элементарных танцевальных игровых творческих проявлений. Затем переходить к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Процесс обыгрывания песен, импровизации более длительной, чем просто разучивание. Так, с начала детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем – игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, ни в коем случае не перехватывать их инициативу, и помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.
Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные задания, например пластические импровизации на классическую музыку. На этом этапе работы можно использовать следующие методические приёмы:
Слушание музыки, и беседы о ней, рисование, словесные описания музыкальных образов.
Подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ.
Танцевальные импровизации детей, «пробы» – без показа педагога.
Показ вариантов движений педагогом – детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это задание ещё сложно для дошкольников.
Танцевально-игровое творчество у детей возможно только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной интерпретации музыкальных произведений в движении, необходимо большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.

Формы организации творческой деятельности детей:
Создание игровых ситуаций.
Создание сказочных сюжетных линий.
Доминантные занятия для старших детей.
Новые виды занятий: фольклорные (с младшей группы), занятия современной музыкой (со средней группы), занятия классической музыкой (со старшего возраста).

Для сочинения детьми своего танца на заданную музыку предлагаю условно-схематический рисунок (схема формы танца). Моделируем танцы на столе, фланелеграфе, на карточках, доске и т. д. Предлагаю детям самостоятельно придумать композицию танца или хоровода, выкладывая карточки с изображением фигур в определённой последовательности (или рисуя мелом на доске, ручкой на листе бумаги), соотнося свою модель со структурой музыки, удобством пространственных перестроений.

Заключение

К концу года дети средней группы могут использовать программные танцевальные движения в свободной пляске. В старшей группе дети умеют импровизировать в танце, творчески передавать различные музыкально-игровые образы, владеют танцевальными движениями. В подготовительной группе к концу года дети способны выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж;
исполнить парный танец;
сочинить танец по данному плану;
активно участвовать в выполнении творческих заданий;
импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца;
инсценировать игровые песни;
придумать варианты образных движений в играх и хороводах.























HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X