Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бродзинская Наталья Михайловна

Конспект по изо деятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»

скачать документ

Вернуться назад

Конспект по изо деятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.Программное содержание:Образовательные (обучающие): закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.Развивающие: учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, осочки и т.д.).Воспитательные: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа.Предварительная работа:Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.Чтение художественной литературы по теме.Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.Оборудование.Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, стилизованные образцы, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы, видеофильм об истории появления хохломской росписи; «ленты мастеров».Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки, бочонки, ковши) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки.Ход занятия:Воспитатель: Здравствуйте, друзья!Всех вас видеть очень рада я!Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?Дети: По дереву.Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?Дети: Посуда, столовые приборы, детская мебель.Воспитатель: Ребята, а любите ли вы отгадывать загадки? Дети: (Да). Воспитатель: Тогда слушайте:Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.Засияла, поднялась, сладким соком налилась.А трава, как бахрома. Что же это? … Дети: (Хохлома)Воспитатель: Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.Сегодня на занятии вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и даже научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия - например, те, которое вы сами изготовили. Воспитатель: Посмотрите внимательно и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?Дети: Цветом, красками и элементами узора.Воспитатель: Правильно. Хохломская роспись различается цветовой гаммой и элементами узора. Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?Дети: Золотым, желтым, красным, черным и зеленым.Воспитатель: Какие цвета взяли народные мастера за основу?Дети: Черный, красный и золотой.Воспитатель: Я советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем, так как наши предметы сделаны не из дерева. Поэтому лучше за основу взять желтый или красный цвет. Тонировать вы умеете, поэтому выполните эту работу самостоятельно.Ребята самостоятельно тонируют изделия. Пока дети работают, воспитатель помогает советом тем, кому это необходимо.Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?Дети: Осочки, травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья...Воспитатель: Откуда народные мастера берут эти элементы узора?Дети: Списывают с деревьев, цветов, трав.Воспитатель: Это так называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока ваши изделия сохнут, посмотрите видеофильм о появлении такой росписи. Не зря говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Воспитатель показывает детям видеофильм (5 минут).Воспитатель: Как называют хохломскую роспись?Дети: Золотая, теплая, огненная, яркая...Воспитатель: Почему?Дети: От нее как будто веет теплом. Мастера расписывают изделия красками теплых тонов.Воспитатель: Какой тип орнамента применяют хохломские мастера?Дети: Растительный.Воспитатель: Что является основой растительного хохломского узора?Дети: Извивающийся стебель.Воспитатель: Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.По ходу рассказа воспитатель знакомит детей с этапами выполнения работы.Самостоятельная творческая работаВоспитатель: А теперь - внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи и мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью. А поможет нам в этом Жар-птица. Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.Физкультминутка.Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)Воспитатель: Ну, вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места. Приступайте к работе. Только сперва вспомним, как нужно правильно держать кисточку.Дети: Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель помогает, ребятам, испытывающим затруднения.Итог работыВоспитатель: Молодцы! Закончили свою работу. Пока подсыхает краска, вспомним еще раз: с каким народным промыслом вы сегодня познакомились?Дети: С хохломской росписью.Воспитатель: Какой тип орнамента применяют мастера?Дети: Растительный.Воспитатель: Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора?Дети: Криуль.Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось.Изделия выставляют на стол. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. Воспитатель не забывает отметить что- то хорошее и в слабых работах.Воспитатель: Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Поэтому за лучшие работы я присваиваю звание «народный мастер» следующим ребятам...Воспитатель называет имена и повязывает этим ребятам на голову «ленту мастера».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X