Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Игнатова вера Алексеевна

Образовательный проект "Юные туристы"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара(МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара)ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»Автор-составитель: Игнатова Вера Алексеевна, инструктор по физической культуреСыктывкар, 2019 г.«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является ознакомление детей дошкольного возраста с туризмом.Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию умения интересно и содержательно организовывать свой досуг, повышает мотивацию ребенка и взрослых на здоровье и здоровый образ жизни. На формирование навыков здорового образа жизни всех участников образовательных отношений направлен образовательный проект МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара «Юные туристы».Цель проекта: приобщение к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.Задачи: В работе с детьми:Развивать физические качества: быстроту, выносливость, силу, ловкость.Расширять знания о детском туризме.Учить ориентироваться на местности с помощью знаков.Формировать осознанное отношение к своему здоровью.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.В работе с родителями (законными представителями):1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений. 5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. В работе с педагогами ДОО:1. Расширение представлений о формах работы с семьями воспитанников.2. Организация распространения передового педагогического опыта по работе с семьей в ДОО.Участники проекта: родители (законные представители), педагоги ДОО, воспитанники подготовительных к школе групп.Вид проекта: познавательный, краткосрочный.Сроки реализации проекта: один месяц.Предполагаемые итоги реализации проекта:Для детей:1. Увеличение двигательной активности детей.2. Расширение осведомлённости детей о туризме.3. Ориентировка с помощью знаков на местности.4. Бережное отношение к своему здоровью. Для педагогов:1.Расширение представлений педагогов о детском туризме.2. Применение элементарных знаний о туризме (костёр, верёвочные узлы, ориентирование по знакам и приметам) на практике. Для родителей (законных представителей):1. Формирование представлений об использовании элементов туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОО.2. Повышение интереса родителей (законных представителей) к детскому туризму, как средству совместного здорового семейного отдыха. Особенностью проекта является то, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.Этапы реализации проекта:1 этап - проекта установочный (1 неделя):Цель: проектирование деятельности, подготовка локальных актов.Направления деятельности:Построение «картины» состояния педагогического процесса по рассматриваемой проблеме на основе анализа педагогического опыта.Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме).Поиск путей решения проблемы на основе рационального выбора эффективных условий (методов, форм, средств).Разработка плана проведения мероприятий с детьми, родителями и педагогами дошкольной образовательной организации, сроков реализации проекта.Разработка положений по конкурсам. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по рассматриваемой проблеме.2 этап проекта основной:Цель: реализации плана деятельности с воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогами ДОО. План деятельности по реализации проекта «Юные туристы»НеделяДень неделиМероприятияНаглядная пропагандаС воспитанникамиС родителями (законными представителями)С сотрудниками1ПонедельникТематическое НОД:«Что такое туризм?»Презентация проекта«Юные туристы»(на групповых родительских собраниях)Консультация:«Туризм в детском саду»Оформление тематического стенда:«Интересный мир туризма»ВторникИзобразительная деятельность:лепка«Костер туриста»СредаПрактическая деятельность:«Собери рюкзак»ЧетвергТуристическая прогулка с элементами ориентирования(по территории ДОО)ПятницаСпортивные соревнования:«Веселые туристы»(качества, присущие туристу)2ПонедельникТематическое НОД:«Снаряжение туриста»Мастер-класс:«Туристические узлы»Оформление фотовыставки «Семейный туризм»ВторникИзобразительная деятельность:аппликация«Турист»СредаПрактическая деятельность:«Вязание узлов»ЧетвергТуристическая прогулка с элементами ориентирования(вокруг ДОО)ПятницаСпортивные соревнования:«Вместе весело шагать»3ПонедельникТематическое НОД:«Топографические знаки»Конкурс макетов:«Привал туриста»Конкурс дидактических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с туризмомВыпуск папки-передвижки:«Дети и туризм»ВторникИзобразительная деятельность:рисование «Топознаки»СредаПрактическая деятельность:«Установка палатки»ЧетвергТуристическая прогулка с элементами ориентирования(по микрорайону)ПятницаСпортивные соревнования:«Туристическая полоса препятствий»4ПонедельникТематическое НОД:«Опасности, подстерегающие туриста»Туристическая полоса«Вместе весело шагать!»Выпуск памятки:«Правила поведения туриста в природе»ВторникИзобразительная деятельность:макет:«Место отдыха туриста»(коллективная работа)СредаПрактическая деятельность:«Завтрак туриста»ЧетвергТуристическая прогулка с элементами ориентирования(по городу)ПятницаИтоговое мероприятие:Туристический слет семейных команд«К Берендею за здоровьем!»3 этап проекта обобщающий, заключительныйЦель: подведение итогов, анализ деятельности, построение перспектив.Организация и проведение праздника «Туристический слет».Проведение мониторинга удовлетворенности работой над проектом педагогов (круглый стол).Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей (законных представителей) и детского сада (анкетирование).Мультимедийная презентация-отчет о проделанной работе.Подведение итогов работы, определение перспектив.ПриложенияТуристическая полоса препятствийТуристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.Препятствие «Бревно»Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина. Более сложный вариант — когда бревно перекинуто через небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховывать ребенка. Еще более сложный вариант, если бревно тоже подвешено на некотором расстоянии над землей. В этом случае оно представляет собой довольно условную «твердую» опору, и двигаться по нему гораздо труднее.Препятствие «Параллельные перила»Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой.Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30—50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой — в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней. Препятствие «Бабочка»Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу. Там, где расстояние между ними шире, двигаться легче. Там, где расстояние уже, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути. На это решается не каждый турист.Препятствие «Паутина»Паутина — сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли. Очень трудное и очень захватывающее упражнение.Препятствие «Мышеловка»«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться. Организация туристской прогулки.1.Подготовка к туристской прогулке.а) При подготовке к туристской прогулке большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви. Одежда должна быть прочной, удобной, достаточно теплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, немаркой, соответствовать сезону и не стеснять движений детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, так как оно хорошо впитывает влагу. Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребенок, лучше на рифленой, не скользкой подошве, можно использовать кеды, кроссовки. На ноги, даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, т.к. они хорошо впитывают пот, не натирают ноги, амортизируют. Нельзя допускать движения детей в мокрой обуви, так как это приводит к появлению потертостей, а в холодную погоду - к простуде. Поэтому у каждого ребенка должны быть запасные сухие чистые носки.Не рекомендуется разрешить детям идти в поход в обуви на «босу ногу», так как это также приводит к образованию потертостей.б) Укладка рюкзака. Рюкзак для дошкольника  следует выбирать в зависимости от их роста и физических возможностей. Необходимо научить детей правильно укладывать рюкзак:- расстегнуть карманы - клапаны, положить пустой рюкзак спинкой вниз: вдоль спинки и дна уложить одеяло так, чтобы на дне образовался мягкий валик;- на дне разложить более тяжелые предметы: обувь, игрушки и т.д.;- в середину уложить продукты;- сверху уложить запасную одежду и обувь;- карманы рюкзака заполняются мелкими необходимыми в туристическом походе предметами;- завязать и застегнуть рюкзак и карманы;- надеть рюкзачок, проверить, удобно ли он уложен, отрегулировать длину лямок.Движение на маршруте.     Организуя туристическую прогулку, нужно предусмотреть участие в ней не менее 3 человек:- направляющий движение;- замыкающий его;- руководитель тур. прогулки.Структура туристической прогулки:Построение, осмотр, проверка одежды и обуви, уточнение, все ли взять, сообщение цели тур. прогулки и правил поведения.Прохождение дистанции:- впереди идут более ослабленные дети - они регулируют темп;- сзади – более сильные дети, которые не позволяют колонне растянуться;- дистанция между туристами на маршрутке менее 7 метра, что позволяет каждому своевременно заменить препятствие;- скорость движения в начале пути и после привала несколько меньше, она снижается и перед остановкой, чтобы перевести работу сердца и легких на более спокойный режим;- темп движения регулируется в зависимости от уровня физической подготовки детей, он должен быть таким, чтобы в конце пути дети ощущали приятную усталость, а не изнеможение.Показателем того, что темп, расстояние и скорость маршрута выбраны правильно, является поведение детей: подвижность, способность интересоваться окружающим жизнерадостность, говорливость, желание двигаться дальше, играть в различные игры.Об усталости говорят: молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы типа: «А когда мы придем?», «Скоро будем есть?» и т.д.Хорошим показателем является частота сердечных сокращений, которая измеряется в начале пути,в середине, и в конце. Оптимальная нагрузка по Зациорскому 180- возраст.«Подгоночный» привал - проводится через 5-10 мин, чтобы снять лишнюю одежду, сменная обувь, подогнать лямки рюкзака.«Промежуточный» привал - через 10 – 20 мин.Большой привал – организация отдыха детей, питание, развлечение.Общий сбор, возвращение детей в детский сад.Промежуточный привал – через 10 – 15 мин.Приход в детский сад, подведение итогов.Питание в туристской прогулке. Большое значение имеет питьевой режим, так как при физических нагрузках увеличивается  потоотделение и возрастает потребность в воде.Целесообразно во время движения предложить детям пополоскать рот и сделать 2-3 глотка.Лучше утоляет жажду настой из ягод, трав: шиповника, боярышника, черной смородины, мяты и др. Хорошо утоляет жажду и стимулирует работу организма изюм, который дети могут жевать во время движения.На промежуточных привалах- кислая карамель, т.к. при усилении дыхания увеличивается выход из организма кислот и повышается щелочность тканей.Организуя питание, следует предусмотреть и фрукты, овощи, пряники. Особый интерес вызывает печеная картошка, приготовленная на костре.Горячую пищу в туристическом  походе с дошкольниками готовить нецелесообразно.Организация привала.    Место для большого привала выбирают заранее, обеспечив безопасность детей.  Хорошо, если взрослые установят палатку, чтобы дети почувствовали настоящими туристами.Медицинский контроль.    Взрослые, сопровождающие детей в поход, должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую помощь.В содержание  походной  аптечки должно входить:Вата стерильная.Бинты стерильные.Индивидуальный пакет первой помощи.Лейкопластырь.Бакдерицидный пластырь.Йод.Раствор зеленки.Марганцовка.Настойка валерианы.Нашатырный спирт.Жгуты и шины.Вазелин.Сода питьевая.Синтамициновая мазь.Свинцовая вода.Жгут резиновый.Во время движения и на привалах необходимо следить за внешними признаками утомления детей, регулируя темп движения детей, не допуская переутомления.Программа туристического слёта семейных команд "К Берендею за здоровьем"9.00 ч. – Сбор команд – участников слета.9.10 ч. – Жеребьёвка.9.20 ч. – Открытие туристического слёта. Приветствие команд-участниц.10.00 ч. – Туристическая полоса препятствий.10.50 ч. – Конкурс блюд «Завтрак туриста».11.20 ч. – Конкурс художественной самодеятельности.11.50 ч– Подведение итогов туристического слета.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X