Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кравцова Ирина Сергеевна

Мастер-класс «Что делать, если травля уже началась»

скачать документ

Вернуться назад

Открытое занятие социального педагога ГБУ «ППЦ» г.о.ТольяттиКравцовой Ирины Сергеевны на городском семинаре«Профилактика социального неблагополучия и жестокости в подростковойи молодежной среде»Мастер-класс «Что делать, если травля уже началась».Актуальность.Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Как утверждают психологи, за последние 10 лет характер общения между подростками в школе изменился самым кардинальным образом. Почему проявляется жестокость в подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных молодых людей? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Цель: актуализация проблемы моббинга в подростковой и молодежной среде.Задачи:- ознакомить с понятием «моббинг»;- рассмотреть признаки и виды моббинга;- дать возможность осознать и осмыслить причины моббинга; - оказать компетентную помощь педагогам в выработке стратегии поведения при возникновении ситуации моббинга.Целевая аудитория: заместители директоров по УВР, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители.Форма проведения: мастер-класс.Ход занятия.Показ социального ролика «Подростковая агрессия».Вступительное слово.Упражнение «Знакомство» (так как все педагоги из разных организаций).Часто действия юношей и девушек просто выходят за рамки разумного. К сожалению, в нашу жизнь вошло такое понятие как моббинг. Упражнение «Ассоциации» (в кругу).Сейчас очень часто мы слышим это слово. С чем или кем ассоциируется слово моббинг – первое, что приходит в голову, когда слышим это слово.Что же такое «моббинг».Этот термин введен доктором Ханц Лейманом в начале 1980-х. Изучая отношения между служащими в Швеции Лейман дал следующее определение моббингу: «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюся критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения. Моббинг (травля) – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Известно, что травля приводит к тяжелейшим последствиям, однако нередко остается без внимания учителей и других взрослых.Я предлагаю вам подумать и ответить:- сталкивались ли вы в детстве с моббингом?- что вы помните о том времени?- какие чувства и эмоции вызывала эта ситуация тогда?- как вы с ней справлялись?Проигрывание ролей.Сейчас нужно выйти трем участникам и вытянуть карточку с ролью. Кто и кем будет – участники выбирают сами (карточки предлагаются перевернутые, педагоги вытягивают карточки, не зная, какая роль достанется).Жертва, агрессор, наблюдатель.Один из участников будет жертвой, другой – агрессор, третий – наблюдатель.Предлагается ситуация, которую нужно обыграть.Ситуация: в классе есть ученик, который проявляет агрессию. Он обижает других, однако, остальные не поддерживают его агрессивное поведение, осуждают и проявляют сочувствие к пострадавшему.Обсуждение:- Вы в этой ситуации «жертва». Вам нравится быть «жертвой»? Почему?- Вы в этой ситуации «агрессор». Вас устраивает, что вы «травите» жертву? Почему?- Вы в этой ситуации «наблюдатель». Вам комфортно от того, что видите? Вы хотите что-то изменить. Как вы думаете, каким образом это можно сделать?Случается, что даже если учителя и замечают переживания ученика-жертвы, то часто они не обладают соответствующими компетенциями для оказания помощи. При этом последствия для ребенка могут носить самый драматичный характер: ухудшается социально-психологический климат в классе, у жертв моббинга появляются жалобы психосоматического характера, они начинают испытывать чувство социальной изоляции, депрессию, снижается успеваемость – это лишь некоторые, но весьма существенные симптомы изменений, происходящих в классе. Таким образом, моббинг может иметь следующие последствия:- Низкая самооценка и её последствия; - Ухудшение здоровья; - Одиночество; - Агрессия; - Невротические заболевания; - И даже мысли об убийстве или самоубийстве.Выражаться моббинг может прямо или косвенно. Может проявляться физически, например, в виде побоев, вербально – в виде оскорблений, или в отношениях, например, в виде бойкота или изоляции человека. К проявлениям насилия относят: подтрунивание, запугивание или насмешки над жертвой, отказ от совместной с ним работы, демонстрацию неприязни (отворачивание головы в сторону), игнорирование или угрозы. В отношении жертвы могут совершаться следующие действия: ее толкают, бьют, отбирают или ломают личные вещи, распространяют слухи и сплетни, а также клевещут и распространяют компрометирующую информацию в сети Интернет (кибермоббинг). Порой используется шантаж, чтобы на продолжительное время исключить жертву из группы и изолировать ее. Объектом нападения у жертвы может служить ее тело, психоэмоциональное состояние или имущество. Итак, выделяют следующие виды моббинга:- Обзывание; - Придирки; - Насмешки; - Толкание; - Дразнение; - Клевета, наговоры и ложные слухи; - Бойкот; - Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации). Мозговой штурм «Причины возникновения моббинга.Предлагается поделиться на группы. Каждой группе дается задание подумать: почему возникает моббинг. После того как все группы озвучат результаты своей работы, инициируется групповая дискуссия, целью которой является осознание важности обсуждаемой проблемы и предлагается ознакомиться с причинами, которые выделяют специалисты, работающие по данной проблеме. Формальным основанием для травли может стать любая особенность школьника, отличающая его от других – успешность в учебе, ношение очков, наличие дорогостоящего телефона, ориентированность на поступление в ВУЗ, внешние отличия (лишний вес, худощавость, высокий рост), принадлежность к более статусной или неблагополучной семье, другой национальности или религии. Причинами возникновения моббинга, его распространения в школах являются:Недостаток воспитания. Желание найти повод, направить гнев на другого человека нередко возникает при недостаточном участии родителей и педагогов, не научивших толерантности, управлению эмоциями. Собственный пример взрослых – неуважение, притеснение отдельных членов семьи или школьного класса – также становится основой для развития моббинга.Недостатки организации школьной жизни. Причинами являются равнодушное отношение учителей к разворачивающейся травле, их агрессия (словесная, физическая) к неуспевающим ученикам, выбор «любимчиков». Явления моббинга чаще наблюдаются в многочисленных классах, при частых заменах классного руководителя, слабой организации внеучебного досуга.Негативный опыт агрессоров. Унижение человека группой бывает основано на заниженной самооценке активистов и лидера, их неумении разрешать конфликты. В агрессивных действиях нередко принимают участие дети, имеющие опыт в роли жертвы травли.Развитие интернет-технологий. Общение подростков в сети позволяет усилить давление группы на подростка-жертву. Преследование в цифровом пространстве получило название киббермобинга. Он включает различные виды унижения через смс, чаты, комментарии, публикацию фото, видео.Популяризация насилия. Кинофильмы, реалити-шоу культивируют идею соперничества, относительной дозволенности и безнаказанности открытого проявления агрессии. Сцены притеснения жертв подпитывают негативные эмоции подростков, реализующиеся в отношениях со сверстникамиПросмотр видеоролика: фрагмент передачи «Человек и закон». Выпуск от 30.11.2018г.Как распознать моббинг. Признаки моббинга. Ученик на всех переменах один.Он всегда один выполняет задания в малых группах.Учащийся приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.Послушный ребенок вдруг стал опаздывать на занятия или сидеть в классе после занятий, чего-то выжидая.Стал хуже учиться.Притворяется больным, чтобы избежать посещения учебного заведения.С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.Никто из одноклассников не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать в гости.Группа учащихся после занятий ждет кого-то на школьном дворе.Часто плачет без очевидных причин.В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.Часто возвращается подавленным.Подросток просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.Упражнение "Памятка коллеге". Участники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам. Памятка называется так: "Что делать если травля в группе подростков уже началась". Памятка должна содержать пять-шесть пунктов. Участники могут использовать свой личный опыт, а также приобретенные на нашем семинаре знания, которые они считают наиболее полезными.Когда памятка составлена, авторы передают ее соседней паре справа. Получив памятку, пара знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит всех участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе. В завершении предлагается ознакомиться с рекомендациями психологов, занимающихся проблемой моббинга.Рекомендации: Если травля уже началась!Оставаться спокойными и контролировать ситуацию.Отнеситесь к случаю или рассказу о нем серьезно.Окажите поддержку потерпевшему.Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем коллективе этого терпеть не намерены.Показать обидчику(кам) свое отношение к ситуации.Оценить ситуацию и описать ее для обидчика с точки зрения потерпевшего.Провести беседу с родителями всех участников моббинга. Направить их на консультацию к психологу.Укреплять в последующее время положение, статус преследуемого подростка в классе (внимательнее относиться к неудачам, поддерживать начинания, хвалить за выполненные задания, показать своим отношением, что он важен и нужен в классе). Рефлексия.Что запомнилось? Что было важно? Поделитесь впечатлениями.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X