Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Узденова Марина Магометовна

Нижне-Архызское городище

скачать документ

Вернуться назад

Нижне-Архызское городище.Узденова М.М. МКОУ»СШ п.Эльбрусский»Учитель истории и обществознания Нижне-Архызский музей-заповедник расположен на территории средневекового городища именуемого Нижне-Архызское городище. Археологические раскопки показали, что нижние слои городища датируются 8 веком до нашей эры, а верхние – керамикой золотоордынского времени 13-14 веков. Историки считают, что именно здесь находилась столица Алании-города Магас (Маас). Этот город был и перекрестком важнейших дорог Великого Шелкового пути. Аланское царство торговало с русскими княжествами, Закавказьем, Византией и ближним Востоком. Высока была политическая значимость алан и в юго-восточной Европе. Городище простирается на 4,5 километров. Отчетливо выделяются три улицы, множество переулков, несколько площадей. До сих пор сохранились храмы, каменные стены, развалины культовых сооружений и мастерских. На территории городища археологи обнаружили мастерскую с уникальным для того времени горном. Изготавливаемое здесь оружие другие аланские изделия высоко ценились на всем Северном Кавказе. По свидетельствам арабского историка аль-Масуди в 10 веке Алания была довольно мощным государством. Армянский летописец Шапух Баргратуни восторженно описывает Аланию того времени: «Эта страна полна всяческих благ, есть в ней много золота, великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камней». Учеными признано, что такой, как в Нижнем Архызе концентрации памятников христианства на Северном Кавказе больше нет. Это позволяет говорить, что именно здесь располагался и религиозный центр Аланского царства. Следует отметить, что приобщение аланской знати к христианству началось ещё в 7 веке. К 660 годам относится упоминание христианского правителя алан по имени Григорий. В летописях, говорится о горной «резиденции истинно христолюбивого патриция и правителя той самой области Алании». В августе 668 года упоминается «монастырь Иоанна Крестителя, так называемый Бетапапеос в Алании». В первых десятилетиях 10 века началась вторая волна христианизации алан. Её начал константинопольский патриарх Николай Мистик, направивший к аланам византийских миссионеров. В послании к своим проповедникам в Алании патриарх пишет: «Знаю, что много нужд, много скорбен стесняет ваше святое там пребывание. И сам представляю себе пустынность страны, нравы людей, с которыми живете вы, чуждые обычаи…. Довершите ваше блаженное дело и всеми силами постарайтесь утвердить в вере новопросвещенных….». Уже при Николае Мистике в Алании была учреждена церковная область, о чем упоминается в «Уставе» императора Льва Философа. Таким образом, Алания была крещена, по крайней мере, за несколько десятилетий до Киевской Руси. Видимо резиденция главы епархии уже тогда располагалась в Нижнем Архызе, где именно в том веке был возведен кафедральный собор - нынешний нижнеархызский Северный храм. В 920 году патриарх рукоположил (возвел в сан) архиепископа Алании Петра. В приобщении аланской знати к христианству большую роль сыграл абхазский царь Георгий 2, который был союзником Византии на Северо-Западном Кавказе. В письме к нему Николай Мистик просит содействовать «пастырю соседнего народа, если тот, находясь в чужой стране, нуждается в самом необходимом». В другом послании патриарх уже восхваляет абхазского царя за ревность в деле обращения в христианство князя Алании и тех, «которые вместе с ним удостоились святого крещения». Городище имеет сложную систему фортификационных сооружений, состоящих из трех каменных стен и дозорных башен. Ворота городища были устроены в главной крепостной стене, въезд был укреплен выступами на стене - двумя боковыми стенками, поставленными перпендикулярно по отношению к основной стене. На городище выявлены небольшие жилища, состоявшие обычно из одного – двух помещений. Стены возводились из тесаных каменных плит без применения раствора. Некоторые из таких домов имели цокольные этажи, благодаря чему пол жилых помещений был поднят над поверхностью земли на 1,5 - 2 метра, что было весьма целесообразно в условиях влажного климата, ибо предохранял от сырости.Жилища состоятельных людей имели несколько помещений. Они штукатурились и белились. Использовалось тонкое оконное стекло. Делались деревянные полы. На балках прогонах держалась крыша, которая покрывалась досками, которые выкладывались упиравшимися одна в другую глиняными плитами, иногда большими и толстыми. Выявлены кухонные помещения с остатками пищевых отходов. На территории городища выявлены три храма – Северный (кафедральный) храм, Средний храм, Южный храм. Средний храм – большой монументальный культовый объект явно предназначался для коллективных богослужений значительной массы верующих. Он располагался на северо-восточной окраине городского поселения. Отмечается большая прочность кладки и надежность всех конструктивных узлов храма, который возведен из больших, тщательно отесанных блоков и плит с применением известкового раствора. Главный вход, высокий портал с арочным завершением, вел через экзонартекс - пристройку, которая в христианских храмах помещалась с западной стороны и предназначалась для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. Храм не имеет несущих столбов, а арки опираются на противолежащие угловые выступы. В свободное пространство через узкие окна купола падает свет, создавая в полумраке условия для духовного созерцания или сосредоточенности.Южный храм представляет собой небольшую церковь крестовокупольного типа. Он имеет три апсиды, в каждой из которых по одному узкому окну. Монахи царского времени провели реставрацию, сильно исказившую первоначальный облик храма-стены были переделаны, покрыты толстым слоем штукатурки и выбелены, сделан дощатый барабан с куполом луковичной формы с железной кровлей. Этот храм единственный трехапсидный храм, который расположен среди жилых кварталов города. Возможно, это родовая или семейная церковь, на что указывает ее небольшой размер. Полы в храме сделаны из коричнево-розовой цемянки - известкового раствора с добавлением толченого кирпича. Северный храм – расположен к северо-востоку от городского поселения. Является самым большим на Северном Кавказе монументальным христианским храмом средневековья длиной 25,5метров, высотой 20 метров. Он также относится к числу крестовокупольных храмов. Имеет три открытых притвора. С западной стороны вход шел через притвор-экзонартекс, предназначавшийся для оглашенных – новообращенных, но ещё не получивших права входить во внутрь храма. Далее следовал нартекс – комната для женщин, она была продвинута ближе к алтарю. Здесь же плита с отверстием в центре-водосток, закрывавшийся пробкой. В крещальне новообращенные аланы проходили обряд крещения. Рядом с крещальней начиналась каменная лестница, которая вела вверх на хоры. Близ Среднего храма находится выложенный из камня 88-метровый круг. Археологи выявили здесь выделенные сектора, а затем смогли сопрячь их с точками солнечных восхождений. Внутри круга есть выложенные из камня фигуры напоминающие созвездия, очевидно, что этот круг солнечные часы. Территория городища богата каменными изваяниями – одним из них является воин с оружием на поясе и рюмкой в правой руке. Все подобные скульптуры найдены с отбитыми головами. В 1887 году царские власти открыли на территории городища мужской монастырь, одной из задач которого было обращение горцев в христианство. С мая названного года монастырь назывался «Александро-Афонская Закубанская пустынь», а затем, в сентябре того же года определение «Закубанская» была заменена на - Зеленчукская, иногда именовался «Александро-Невским».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X