Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Елисеева Юлия Николаевна

Воспитание детей с ДЦП

скачать документ

Вернуться назад

Воспитание детей с ДЦП Елисеева Юлия НиколаевнаГосударственное бюджетное учреждение «Комплексный реабилитационно – образовательный центр» (ГБУ «КРОЦ»), город Москва, воспитательДетский церебральный паралич (ДЦП) является одним из наиболее тяжёлых заболеваний, который характеризуется комплексом нарушений (двигательные, речевые расстройства, нарушение познавательной деятельности и т. д.)[3]Изучение особенностей воспитания детей с диагнозом ДЦП является очень важной проблемой. Актуальность обусловлена значительным ростом количества детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования личности.Перед психологами и воспитателями, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.Отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий «индивид» и «личность».Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т.е. личностного развития. Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно - исторического, так и онтогенетического развития человека [14].Специфические особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены не только факторами, связанными с характером заболевания, но также и социальными условиями (воспитание и обучение ребенка в семье и в учреждении). Из этого можно сделать вывод, что на формирование личности ребёнка кроме его болезни очень большое влияние оказывает окружающая его атмосфера в семье, и в учебном заведении [9]. Условия формирования личности ребёнка с ДЦП сильно отличаются от условий развития нормального ребенкаДля большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития, а именно, незрелость эмоционально-волевой сферы личности. Интеллект ребенка может вполне соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера отстаёт и остается несформированной [14].Поэтому для таких детей характерны следующие особенности поведения [6]:Они не способны продуктивно работать в коллективе, свои желания соотносить с интересами других, потому что на первое место ставят личное эмоциональное удовольствие. В старшем школьном возрасте признаки незрелости эмоционально - волевой сферы могут проявляться в неспособности к волевому усилию над собой, а также в повышенной внушаемости. Таким детям свойственна также повышенная утомляемость.Эмоциональные нарушения могут проявляться по-разному [9]: У некоторых детей наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, беспокойство, иногда – агрессия. Для таких детей характерны резкие перепады настроения: то они веселы, то раздражительны.Другую группу детей отличает медлительность, пассивность, излишняя застенчивость. Таким детям трудно бывает наладить контакт с незнакомыми людьми, привыкнуть к новым условиям.По уровню волевого развития дети с ДЦП делятся на три группы [11]:1 группа – характерно общее снижение эмоционально-волевого тонуса, волевой инфантилизм. Свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.2 группа – характерен высокий уровень волевого развития. Дети проявляют настойчивость в достижении терапевтического эффекта, упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.3 группа – средний уровень волевого развития. Дети эпизодически проявляют достаточную волевую активность. Это зависит от самочувствия и других обстоятельств Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л. С. Выготского о сущности дефективности, в которой подчеркивается, что огромную роль в развитии личности аномального ребенка играет социальная среда и общество. Л. С. Выготский отмечал, что физический недостаток сам по себе не делает ребенка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере [5]. В. Н. Мясищев, изучая структурно-динамические характеристики личности, подчеркивал, что к первичным особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребенка может быть вызвано рядом причин, к которым относятся переживания по поводу физического дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье ребенка. Все это приводит к нарушению системы отношений ребенка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие перед ним проблемы, то это может привести к нарушению социальной адаптации [14].Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на: внешние, к которым относятся характер заболевания, и отношение окружающих людей к больному ребенку и внутренние - это отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни [10].Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания.В некоторых случаях у детей с сохранным интеллектом и с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями можно наблюдать тормозные формы поведения (замедленная реакция, отсутствие активности и инициативы). Такую форму поведения дети выбирают осознанно, тем самым они пытаются скрыть свои двигательные и речевые недостатки [13].Воспитание с гиперопекой приводит к тому, что ребенок надеется на то, что близкие и окружающие его люди всегда и во всём ему помогут. И это вполне устраивает ребёнка. Он смиряется со своей болезнью и не хочет стремиться к самостоятельности. У ребёнка появляется эгоцентризм, стремление манипулировать людьми. У родителей, воспитателей и у окружающих его людей ребёнок заимствует оценку и представление о себе и своей болезни. Или он будет считать себя человеком, который может найти себе место в обществе и может добиться определённых успехов, или инвалидом, который не имеет шансов занять активное место в обществе.Поэтому для детей с ДЦП особенно важна воспитательская позиция родителей и воспитателей. Необходимо у таких детей воспитывать правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям и поощрять самостоятельность ребёнка в пределах допустимого. Родители и воспитатели должны формировать у ребенка адекватную самооценку. Ребёнок не должен считать себя хуже других.Переживания физической недостаточности наиболее остро проявляются в подростковом и юношеском возрасте. Переживания одних подростков занимают центральное место в жизни, и уводят их от активной деятельности, а других подростков эти переживания мобилизуют на борьбу с болезнью, на занятие полноценного места в социальной жизни.Разница в реакциях на дефект определяется направленностью личности ребенка[12]: У одних переживания связаны с повышенным вниманием к своему внешнему виду, т.е. к внешней стороне дефекта. У других проявляется внимание к внутреннему содержанию, то есть к интеллектуальным, волевым и нравственным сторонам личности.В целях правильного развития личности очень важно преодолеть переживания, направленные на внешнюю сторону дефекта.Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП кроме специфики заболевания, во многом зависят от отношения к ребенку родителей и воспитателей. А потому не стоит считать, что причина трудности воспитания – заболевание ребенка. Система коррекционного воспитания и обучения должна формировать у ребёнка чувство своей полезности, препятствовать возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности[1].При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Очень важно в системе коррекционной работы опираться на принцип личностно-ориентированного подхода, который позволяет рассматривать каждого ребёнка как личность, которая обладает особыми возможностями, интересами, потребностями и в связи с этим нуждается в специальном подходе для реализации своих потенциальных возможностей.Очень важно также обеспечение ребёнка максимально полной и ранней социальной адаптацией, и развитие у ребёнка позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.Также необходим принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами. Он предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.Список литературы:1. Алексеева Е.А. Экспериментальное изучение особенностей эмоционально – личностного развития детей дошкольного возраста с ДЦП. - Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009, № 94.2. Бадалян Л.О. Невропаталогия. – М., 1987.3. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев, 2003.4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения - М., 1990.5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология АСТ/Астрель, - М. 2008.6. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.7. Винокурова И.П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. - № 9. 8. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М, 1993.9. Камежнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Метод рекомендации. – М., 1982. 10. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации [Текст] Э.С. Калижнюк. - М., 1982.11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст] В.В. Лебединский. - М., 1985.- 289 с.12. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой и социально-трудовой реабилитации. – М, 1989.13. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М. 1999.14.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебн. пособие для студ. высш.учеб заведений. – М.; ВЛАДОС, 2004.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X