Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Михайлова Виктория Игоревна

Детский исследовательский проект "Радуга чудес"

скачать документ

Вернуться назад

Детский исследовательский проект «Радуга чудес»Михайлова Виктория ИгоревнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» (МБДОУ «Белочка»), г. ЧерногорскВоспитательАктуальностьС самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное  и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.       Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в  неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей. Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга. В соответствии с этим, у детей возник вопрос: «А как образуется радуга?» Гипотеза: если мы проведем экспериментальную работу, то узнаем, почему на небе появляется радуга, какие цвета в ней бывают. А самое главное сами получим радугу в домашних условиях.Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Достоинством данного проекта является возможность проведения исследовательских работ без специальных поездок на природу, т.е. на территории детского сада, в домашних условиях. Здесь представлены наблюдения и эксперименты, которые помогают поддерживать интерес, любознательность у детей, а так же способствует развитию логического мышления, индивидуальных способностей детей.Цель проекта: создание социальной ситуации развития детей в ходе проектной деятельности «Радуга чудес».Задачи проекта: Создать условия для ознакомления со способами образования радуги в процессе экспериментальной деятельности.Развивать поисково - познавательную деятельность детей. Содействовать развитию навыков взаимодействия детей друг с другом.Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.Способствовать формированию умения наблюдать за красотой природных явлений родного края (Республики Хакасия).Механизмы реализации проектаВ ходе подготовительного этапа проекта была организована предварительная работа с детьми. Рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А. Саврасова «Радуга», К. Сомова «Пейзаж с радугой», А. Куинджи «После дождя», «Радуга». Чтение художественной литературы: В. Катаев  «Цветик - семицветик», стихи» А. Венгера «Цвета радуги», В. Степанова «Радуга», Л. Грана «Радуга», Г. Лагздынь «Радуга», С. Маршака «Радуга. Разгадывание загадок о цветах радуги, разучивание малоподвижной игры «Радуга-дуга», подвижной игры «Краски». Слушание песен Г. Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя». В ходе деятельностного этапа проекта с детьми была организована экспериментальная деятельность:Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов. Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет, чтобы получить голубой цвет надо смешать белый и синий цвет. Мы смешивали краски и нарисовали радугу.Эксперимент 2: Радужная пленка. Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей. Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.Эксперимент 3: Радуга появись. Материал: зеркало, миска с водой.Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент 4: Радуга в пузырях. Материал: баночка с мыльными пузырями. Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри, в них можно увидеть радугу.Эксперимент 5: Радуга на диске. Материал: компакт-диски. Если взять компьютерный диск и направить на него свет, то увидим цвета радуги.В ходе заключительного этапа проекта с детьми была организована работа по художественно-эстетическому развитию: аппликация «Разноцветная карусель». Дети разучили считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и играли в дидактическую игру «Собери радугу». Также была организована работа с родителями: найти другие способы получения радуги и провести в домашних условиях экспериментальную деятельность с предоставлением фото отчета для итоговой презентации проекта в детском саду.В презентации проекта были представлены фотоматериалы проведения экспериментальной деятельности в рамках проекта «Радуга чудес» и творческих работ детей (рисунки и аппликации), а также результаты проведенных экспериментов совместно с родителями в домашних условиях.ВыводыВ результате проделанной работы в рамках проектной деятельности «Радуга чудес» поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились получать радугу разными способами. Дети сделали выводы, что радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется она, когда солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их всего семь. И выучили считалочку, в которой каждая первая буква в слове - это цвет радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»!Список использованной литературы:1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г. 3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X