Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Хвойна Наталья Михайловна

"Формирование у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения в природе"

скачать документ

Вернуться назад

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть.По возможности – всё избежать,А где надо – на помощь позвать.Актуальность данной темы заключается в том, что безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с вышесказанным возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей предполагает формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Рассмотрим одно из направлений: формирование у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения в природе, которое воспитывает у детей навыки безопасного поведения в природе, способность предвидеть опасные события и по возможности избегать  их, а при необходимости действовать. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению в первую очередь собственным примером, чтобы успешно  формировать у дошкольников правила безопасного поведения.Работа ведется по разделам:- лекарственные и ядовитые растения; - явления природы; - съедобные и несъедобные грибы; - контакты с насекомыми и животными; - охрана природы; - оказание первой  медицинской  помощи.ООП ДОУ определены цели и задачи направленные на работу по формированию безопасного поведения в природе.Цели:  Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в природе.Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельностиРазвитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в природе.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.Задачи: заинтересовать детей, уточнить и  систематизировать их знания о правилах безопасности в природе; вооружить знаниями умениями и навыками; формировать умение находить выход из опасных ситуаций; контролировать свои поведенческие реакции; развивать у детей самостоятельность и ответственность; формировать  культуру поведения в природном окружении.Совместную деятельность с дошкольниками осуществляем через:Наблюдения за природными явлениями (метель, гроза);Беседы: - «Как избежать неприятности»; - «Спички детям не игрушки»;- «Правила поведения в лесу, у водоема»Эксперименты: «Огонь – друг, огонь – враг» (со свечой) Чтение художественной литературы: С.Маршак «Пожар»; - Е. Хоринский «Спичка – невеличка»; - Жидков «Пожар в море»; - Детские энциклопедии: серия книг «Я познаю мир»; - К.Люцис «Азбука здоровья в картинках»; - сборники пословиц и поговорок, загадок; Д/И: «Опасно-безопасно» определение опасных для жизни ситуации, грозящих их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных;- «Что такое хорошо, а что такое плохо» уточнение представлений детей об экологически правильном поведении;- «Наши помощники растения» знание о лекарственных растениях;- «Выбери съедобные грибы и ягоды»- «Лесник» правила поведения в лесу;- «Соберем рюкзак в дорогу» расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях;- «Буду осторожен в природе» закрепление представления детей об опасных ситуациях в природе;С-р/и «Безопасная прогулка», «Служба спасения», «Скорая помощь»Открытый показ НОД «Безопасность в лесу», «Мишка потерялся», «Правила безопасности»;Продуктивную деятельность: рисунки детей по теме; - Изготовление книжек-малышек «Азбука безопасности на природе»;- Составление коллажа «Съедобные не съедобные грибы»; - «Что с собой возьмём в поход»; - Создание фотоальбома «Весело отдыхаем про безопасность не забываем»Музыкальную: слушание звуков природы, грозы, воды, огня, животных.Для более успешной реализации поставленных задач по формированию правил безопасного поведения в природе, необходимо осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, объясняя им всю важность формирования у детей правил безопасного поведения в природе. Мы используем различные формы работы с родителями:папки–передвижки; анкеты по проблеме ознакомления родителей с правилами безопасности в природе;консультации «Привычка к безопасности», «Обрати внимание!», «Опасные игры», «Наши верные друзья»;выпуск буклетов «Как избежать опасных ситуаций на природе»;выставки рисунков;показ открытых мероприятий;памятки для родителей «Воспитание безопасности игрой»;видеофильмы;Обобщая, можно сказать, решение задач обеспечения безопасного поведения, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком: вместе обсуждаем и находим решение проблемы, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждую НОД следует позитивно. В тоже время не следует превращать обыгрываемую ситуацию в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.Список литературы:1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.:  АСТ, 1998.2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X