Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: ЮМАТОВА ЛИДИЯ ЮРЬЕВНА

Некоторые особенности школьного краеведения

скачать документ

Вернуться назад

«Некоторые особенности школьного краеведения»Юматова Лидия ЮрьевнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Никольска Пензенской области(МБОУ СОШ № 4 г. Никольска Пензенской области)учитель истории и обществознанияИзучение истории Родного края имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далёкими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. Поэтому краеведческую работу необходимо вести систематически и целенаправленно.В понятие “краеведение” вкладывалось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось, как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в строительстве всего края на основе всестороннего его изучения. Были также высказывания о нём, как об особой науке, предмете преподавания.Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п., вплоть до археологического.Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в истории. По мнению учёных, объект и методы изучения истории и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малую историю”, точнее, как малое страноведение”. Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как историческое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении предметом изучения является местность, выдающиеся люди и знаменательные события, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В государственном краеведении изучение края находится в ведении сотрудников краеведческих музеев и исследовательских организаций. В школьном краеведении главная роль в изучении малой Родины принадлежит учащимся, которые действуют под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организации дополнительного образования. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем рассмотрении обучающимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует для изучения края обучающихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.В преподавании истории краеведение – одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию исторических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность обучающихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание истории на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по истории с теми умениями и компетенциями, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции, работы исторических клубов.Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они тесно связаны друг с другом, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных и воспитательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных обычаев, традиций, объектов и т.д. Общим является также обязательное руководство учителя всей краеведческой работой.Список использованной литературы:Паламарчук В.Ф. «Школа учит мыслить» – М.: Просвещение, 1987«Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе» – Пенза, 1987«Методические рекомендации по поисковой работе» – Министерство образования Пензенской области.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X