Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Скирдина Елена Михайловна

Открытый урок на тему: «Развитие и воспитание музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образованияОмутинская детская школа искусств (МАУ ДО ОДШИ)Открытый урок. Тема: «Развитие и воспитание музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями» преподаватель Скирдина Елена Михайловна с. Омутинское. Тюменская область. Россия.Учащийся: Осинцев Андрей, возраст 13 лет, 6 класс Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», со сроками реализации 8(9) лет, предметная область - «музыкальное исполнительство», предмет- специальность.ВведениеРазвитие и воспитание музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот. Музыкальный слух учащегося баянного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации. Ещё на начальном этапе обучения педагог должен развить у ребёнка:- звуковысотный- мелодический- полифонический- гармонический- тембро – динамический- внутренний слух.Цель развития музыкального слуха – научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух.Цель урока: Оптимизировать процесс восприятия, запоминания и осознанного исполнения музыкальных произведений через слуховой контроль, гармонический анализ, образные ассоциации.Задачи:Обучающие: 1.Обучать учащихся основным навыкам, умению играть эмоционально с тщательным слуховым контролем разные музыкальные произведения (полифония, вариационная форма, обработки народной музыки, этюд, пьесы)2. Овладеть метроритмическими особенностями и формировать, совершенствовать и закреплять ранее усвоенные знания, умения, навыки (ЗУН) необходимые для овладения культуры музыкального исполнительства. 3. Обеспечивать мотивацию и принятие учащимися учебно-познавательной деятельности. Развивающие1. Развивать профессиональные навыки учащегося: способы звукоизвлечения (нажим, толчок, удар). 2. Развивать слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к изучаемым музыкальным произведениям.3. Создавать на уроке условия для формирования и развития у учащегося познавательных интересов, творческой активности.4. Способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности на начальном этапе обучения.Воспитательные:1. Формировать социально коммуникативные навыки.2. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.3. Воспитывать звуковую культуру: звуковедение , звукоизвлечение, выразительное интонирование, артикуляция.3. Стремиться к совершенствованию, самоконтролю и творческой самореализации.Мотивационная: Создать мотивацию успеха посредством участия в конкурсах.Форма занятия – индивидуальный урок.Тип урока: КомбинированныйТехнические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, компьютер.Репертуарный план урока:1.Гамма ля минор различными длительностями.2.Г Лак «Этюд» ля минор.3.А. Ноздрачев. Вариации на тему русской народной песни «Жил-был у бабушки…»4. В.Алякин «Экспромт» 5. И.Паницкий «Увядшие розы»Ход урока:(подготовительный этап)1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока и постановка учебной задачи.2. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.(контроль в течение урока)(основной этап)1. Игра гаммы ля минор ( гармонический). Учащийся проигрывает гамму восьмыми длительностями, и упражнение восьмыми триолями со счетом вслух. -Смена меха при игре восьмыми- через восемь( по октавно). - Контроль за плавным и ровным меховедением, -Внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. Рука идёт вслед за пальцами, кончики пальцев активные, живые. Работа с гаммой разными штрихами (legato, stассato). Стаккато, легато, нон легато - это музыкальные термины, которые относятся к одному общему понятию – штрихи!Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.Нон легато (итал. Non legato «раздельно») - применяется часто в подвижном темпе, привзволнованном характере музыки. При игре этим штрихом клавиши нажимаются иосвобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по кнопке и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.2. В метроритмической системе:а) восьмыми длительностями б) упражнение восьмыми триолями, в восходящем движении- с предыдущим звуком, в нисходящем- с последующим звуком (с четвертной в басу), в две октавы в параллельном движении;Работа над Музыкальным материалом.Г. Лак «Этюд»Произведение разобрано по нотному тексту, находится на стадии отработки нотного теста и элементов выразительного исполнения.Вспомнить структуру построения этого произведения (3 части с репризой 1части и финалом).Основная тональность – Ля минор. Вид- гармонический. В 1 части мелодия формируется из фраз по 2 такта, штрих- legato, разнообразно выстроена по длительностям партия левой руки, что украшает мелодические обороты и создаёт техническую нагрузку при исполнении и контроле гармонии. Динамически - многообразен, Особенности формирования звука в четкости, цепкости пальцев правой руки, но и в легкости, беглости для точности штриха, при яркой работе меха и четкости, точности ритмической партии левой руки.Вначале предлагается ученику проиграть «Этюд» в удобном, но слегка подвинутом темпе. По окончании проигрывания анализируется исполнение ученика. Выявляются трудные (неудачные) места и методы их преодоления (раскладываются на фрагменты и отрабатываются различными способами до доведения технически сложных мест до состояния положительного результата). Поработаем над динамическими оттенками, погружаясь в гармонию звуков и слушая баланс мелодии и партии аккомпанемента. Приёмы работы: игра в медленном темпе. Ученику предлагается сыграть этюд в медленном темпе крепкими и активными пальцами.А. Ноздрачев. Вариации на тему русской народной песни «Жил-был у бабушки…»Имя ростовского музыканта Анатолия Николаевича Ноздрачева хорошо известно в донском регионе как педагога, воспитавшего за более чем 50-летнюю работу свыше ста юных музыкантов-баянистов, 30 из которых в дальнейшем продолжили свое образование и стали профессиональными музыкантами. Кроме достижений в педагогической работе Анатолий Николаевич известен как автор произведений для баяна и аккордеона, аранжировок и переложений для оркестра баянистов и ансамблей русских народных инструментов.Произведение находится в стадии закрепления разбора и отработки текста.Структура построения - тема с вариациями. Что это такое ? Вариационная форма – форма, состоящая из изложения темы и ряда ее повторений в измененном виде.Разновидность - вариации на выдержанную мелодию.  По местоположению темы: с темой в начале, построение - фактурно-тембровое со звукоизобразительными эффектами.Неизменность темы определяет сохранение структуры в вариациях. Варьирование – фактурно-орнаментальное, с сохранением опорных точек мелодии.В каждой вариации меняется темп разнообразии изложение текста : 1 вариация.- восьмыми, 2 вариация.- триолями,3 вариация.- шестнадцатыми, 4 вариация.- аккордами в правой и восьмыми в левой, 5 вариация -с шестнадцатыми и аккордовым рикошетом. Тема звучит в среднем темпе умеренно, сдержанно,проведена на штрих legato, мягкое снятие окончаний фраз, характер шутливый. Туше – нажим. Проработка текста темы аккордово связно (напевно), с размахом кисти на подголосках, оттянутым звуком на акцентах в правой руке. В первой вариации, при игре Non legato, нужно передать характер- allegretto archly (аллегретто архили), т.е. игриво, лукаво, насмешливо, хитро. Во второй вариации - беглые триоли восьмых и короткая восьмая на второй доле в аккомпанементе создают порывистое движение с чувством. Третья вариация выписана шестнадцатыми, которые бегло на legato, передают шутливость темы порывисто с чувством. Четвертая вариация выписана с мелизмами (форшлагами), очень энергичная в первой половине и грустная аккордовая во второй с выдерживанием всех аккордов, помогает штрих портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно non legato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой. Замедление на ритэнуто к окончанию вариации, готовит нас к началу финальной части – Пятой вариации, где темп Аllegro bravura (ит. аллегро  бравура) – скоро, бравурно, создают беглые шестнадцатые, готовя вторую половину пятой вариации к кульминации пьесы, завершая как бы в искусном мастерстве с приемом рикошета мехом. Характерным для рикошета является равномерное чередование ударов верхней части меха и нижней.  При этом важно помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не может прерываться. С началом на форте и привидением аккордов на sf (сфорцандо) и ff (фортиссимо) в конце вариации.Для достижения цели необходимо объяснить учащемуся средства выразительности, используемые при исполнении на баяне:- штрихи- динамика- приёмы звукоизвлечения (пальцевая артикуляция, меховая артикуляция, мехо-пальцевая артикуляция)- способы прикосновения к клавишам (туше):- нажим- толчок- удар- умелая и грамотная смена меха.Обратить особое внимание учащегося: на работу по частям, на ведение меха, обязательное интонирование во время исполнения, развитие звука внутри фразыВячеслав Алякин «Экспромт» Автор этого произведения Вячеслав Владимирович Алякин, наш современник, с 80-х годов прошлого века – композитор, педагог из семьи потомственных музыкантов баянистов центрального Казахстана. Его старший брат Владимир Алексеевич был руководителем оркестр баянистов, которому в1984 году было присвоено почетное звание«Народный».Об общей характеристике, образном содержании музыки, ее форме, жанре, стилевых особенностях, средствах музыкальной выразительности, оговорено ранее. На этом занятии работать по частям, соответственно поставленным штриховым и динамическим задачам, на основе создания образного ряда (образные сравнения, ассоциации), придать художественную окраску и своеобразие интерпретации музыкальному произведению. В первой части, при игре, уделить внимание соблюдению точной аппликатуры, артикуляции. Дом заданием было: проработать исполнение шестнадцатых длительностей разными штрихами, аккуратное снятие с разрешаемых восьмых нот, добиваться точности фраз и четкости исполнения. Пережить каждую интонацию и каждую музыкальную мысль довести до логического завершения, опираясь на внутренний слуховой контроль. Контролировать точность и четкость исполнения мелизмов: форшлагов, трелей, глиссандо. Туше – нажим, толчок и пальцевой удар.При полном слуховом контроле использовать различные туше (нажим, толчок, удар). Произведение по стилю исполнения можно отнести к виртуозному. Особенно точный подбор аппликатуры во второй медленной (meno mosso (мэно моссо) - спокойнее, не так быстро, как предыдущая часть) аккордовой части, позволит соблюсти штрихи, фразировку, задуманную композитором.5. И.Паницкий Вальс «Увядшие розы»Андрей знаком с творчеством И.Я.Паницкого… В статьях, научных трудах и воспоминаниях современников Ивана Яковлевича подробно воссоздается облик замечательного музыканта, исследуется связь творчества с личной судьбой автора. Приведем слова одного из первых исследователей и пропагандистов творчества И. Я. Паницкого – домриста, заслуженного деятеля искусств РСФСР Арама Николаевича Лачинова (1905-1992), который писал: «Он извлекал из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок» Домашним заданием по этому произведению было - выразительное исполнение.В обработке старинного Вальса «Увядшие розы», лирическое настроение выражается очень ярко. Это своеобразный вальс-элегия, в основе которого лежит мелодия задумчиво-печального характера с характерными для жанра элегии элементами декламационности. (Пример 1). По композиции - сложная 3-х частная форма, с контрастной серединой.Уже второй период первой части обогащается элементами полифонии. Основной мелодический материал изложен октавой выше, а в среднем голосе в это время звучит новая мелодия, усиливающая выразительно-смысловой характер лирического образа. (Пример 2). В общей репризе Вальса его начальная мелодия появляется на фоне выдерживания квинты в средних голосах с различной динамической нюансировкой. Все это позволяет сохранить рельефность звучания мелодических линий. (Пример 2). В коде для достижения нового художественного результата используется прием контрастного противопоставления регистров: основная мелодия Вальса звучит в высоком светлом регистре. Выразительность обработки старинного вальса «Увядшие розы» достигается различными приемами: импровизационным развитием материала, регистровыми и динамическими контрастами, полифонизацией фактуры, характеризующими баян как самобытный инструмент, имеющий большие потенциальные возможности. Это произведение ценнейший источник для воссоздания художественных образцов бытовой городской лирики середины прошлого века. В мелодии Вальса, используется певучая интонация малой сексты от V-й к III ступени, характерная в бытовой вокальной лирике. Выразительное значение имеет интонация с повышенной IV-й ступенью – V–#IV–V – в заключительных оборотах. Но главное, что характеризует это камерное сочинение – это воплощение тонких лирических чувств и переживаний, которые являются отражением душевного состояния автора – Ивана Яковлевича Паницкого, его поэтичности, мягкости и человеческой теплоты.При игре уделить внимание соблюдению точной аппликатуры, артикуляции. Туше – нажим, толчок и пальцевой удар.(заключительный этап)1.Подводя итог, можно отметить, что при работе над разными произведениями и упражнениями соблюдались средства выразительности, темповые рекомендации, поиски художественных образов, что способствовало воспитанию и развитию музыкального слуха.2.Отметка.3.Запись домашнего задания.Заключение:Развитие музыкального слуха идет одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте. Педагог-инструменталист занимается с учеником индивидуально и может использовать те методы, приемы, упражнения которые необходимы данному ученику.С первых уроков надо воспитывать исполнителя в тщательном слухом контроле.Музыкальный слух и интонация - качества, которые приобретаются и развиваются в результате систематического использования методически целесообразных приемов. Ученик, обладающий развитым музыкальным слухом, владеющий интонацией, свободно читающий нотный текст, будет продолжать самостоятельную работу. А это имеет большое значение, как для будущих музыкантов любителей, так и для тех, кто продолжит занятия в профессиональном учебном заведении.Методические указанияПеред уроком была проведена предварительная работа над произведениями:1. Знакомство с музыкальным произведением: общая характеристика, образное содержание музыки, ее формы, жанр, стилевые особенности, средства музыкальной выразительности.2 . Краткие биографические и исторические сведения.3. Прослушивание в записи произведений, содержащих основные стилевые черты и особенности изложения музыкального материала.Анализ урока:Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всестороннераскрыты:- четкость и ясность поставленных задач.- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческихспособностей ребенка.- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).- активизация слухового контроля.- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.- самоанализ учащимся исполняемых произведений.Урок прошел на достаточно хорошем уровне. Благоприятный психологический климат на уроке так же служит одним из показателей его успешности: заряд позитивных эмоций, полученных учеником на уроке, создаёт атмосферу творчества и взаимопонимания. Используемая литература:1. Варфоломос «Музыкальная грамота для баянистов, аккордеонистов».2. Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»3.А. Онегин «Азбука баяниста».4. Сборник произведений для баяна в обработке И.Я. Паницкого «Играй, мой баян». Вып.6., Военное издательство Мин. Обороны Союза ССР м., 1953г5. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне».6. Хрестоматия Баяниста. 4-5 классы ДМШ. Составитель А.Крылусов., Издательство «Музыка»1980г7.В.Алякин. Конкурсные произведения для баяна. Курган. МИР НОТ 2007г8. Концертные пьесы для аккордеона и баяна. Вып.2. Составление и исполнительская редакция Е.Левина и С.Мажукиной. Ростов-на-Дону «Феникс» 2014г9. Правильная ссылка на статью: Звездакова Н.Н. — Истоки лирики творчества И. Я. Паницкого // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2018. – № 4. – С. 8 - 17. DOI:17256/2453-613X.2018.4.28776URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=2877610. Статья «Аплодисменты за талант», от 10.08.2015   Рядом с нами   №93 11 августа 2015 года , интернет версия областной  общественно-политической газеты « Акмолинская правда»http://apgazeta.kz/2015/08/10/aplodismenty-za-talant/11. Ссылка на статью «Анатолий Николаевич Ноздрачев», автор Заслуженный артист РФ В.Ушенинhttp://www.ushenin.com/books/book57_about_author.php

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X