Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Щелчкова Татьяна Геннадьевна

Развитие и коррекция речи у воспитанников с ОВЗ во внеурочной деятельности.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие и коррекция речи у воспитанников с ОВЗ во внеурочной деятельности.Щелчкова Татьяна ГеннадьевнаКировское областное государственноеобщеобразовательное бюджетное учреждение«Школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья№ 1 г. Нолинска» (КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Нолинска)ВоспитательБольшую часть своего времени дети, проживающие в школе-интернате,проводят с воспитателем.На всех этапах своей работы воспитатель развивает и закрепляет навыки правильной речи, повышает речевую активность воспитанников, способствует их речевому общению.Для эффективной воспитательной работы необходимо всестороннее изучение ребенка с ТНР воспитателем. Воспитатель знакомиться с медико-педагогической документацией ребенка. Беседует с родителями. Из личного дела ребенка выясняем особенности речевого развития ученика:появление первых слов, речевые недостатки и т.дВ процессе работы мы ведём систематическое наблюдение за воспитанниками - изучаем черты характера ребенка, особенности его поведения в игре, при подготовке домашних заданий, в разных видах деятельности. Особое внимание обращаем на самостоятельную речь учеников. В повседневной жизни выясняем, к какому виду деятельности стремиться воспитанник, к изобразительной деятельности (рисование, лепка и т.д.) к спортивной.Собранные воспитателем факты являются важными для составления общей характеристики детей с ТНР. Они позволяют нам более четко определить задачи, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы.Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра.Воспитатель работает над формированием речи во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда, в том числе дежурства), а также во время игровой деятельности и целевых прогулокВажное место в своей работе отводим охранительному режиму. Это чёткий во времени, спокойный и привычный для ребёнка день, разумное чередование умственной и физической деятельности, посильность предъявляемых к воспитаннику требований, перспективность планирования мероприятий на день, неделю, месяц, год.Практика показывает, что низкая двигательная активность детей не способствует улучшению функциональных возможностей ребёнка, а значит, и состоянию его здоровья. Страдают и нервная имышечная система, внутренние органы. Учитывая это, в распорядок дня включается утренняя зарядка. Утренняя гимнастика снимает «сонное» торможение в ЦНС, благодаря чему ребёнок быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Воспитанники, которые в школе живут не первый год, сами без напоминаний организуют зарядку, проводят комплекс упражнений, (проговаривая команды, название упражнения, в силу своих возможностей), проговаривая счёт упражнения.С момента поступления ребёнка в нашу школу отрабатываем санитарно-гигиенические навыки. Для этого используем показ, пример, объяснение, пояснение, беседы. Применяем в работе с младшими школьниками игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Использование мультимедийных презентаций помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Одновременно проводим работу по формированию потребности в речи, побуждаем к использованию оречевлениясвоих действий. Если не получается – даём образец произношения. « Что ты делаешь?». -Я умываюсь.- Я заправляю кровать.Одновременно закрепляем и пополняем словарный запас. Но дети становятся старше, и стараемся постепенно предоставить им всё больше самостоятельности. Переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.).Такие режимные моменты как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «позавтракать», «пообедать». Закрепляем названия блюд. Побуждаем детей к проговариванию ингредиентов блюд.Чтобы речевые навыки закрепились и стали прочными, необходимо, чтобы в семье и школе предъявлялись единые требования. Поэтому проводим с родителями консультации при встрече. Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности. И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать педагогам. Мы стараемся создать условия для эффективного взаимодействия с родителями детей. В начале учебного года учитель приглашает родителей на индивидуальную консультацию. В течение всего учебного года корректируем работу с родителями. При разговоре грамотно консультируем, как организовать режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки. Обращаем внимание на активную социальную жизнь - позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники. В этих ситуациях родители в силу своих возможностей — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и детей. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности родителей и педагогов. Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь..В режим дня школы-интерната включена прогулка, игры на свежем воздухе. Ежедневные прогулки являются эффективным средством оздоровления организма. Прогулки перед учебной деятельностью обогащают организм кислородом, пробуждают мозговую деятельность и носят познавательный характер. На прогулках в дневное время организуем подвижные игры с правилами или творческие. Подбирая игры для прогулки, учитываем группу здоровья, погодные условия и абсолютную безопасность. При организации строго соблюдаем гигиенические требования. Преодоление незначительного переутомления во время игр для ребёнка может быть полезным. Оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов, тренирует нервную систему, повышает её устойчивость и работоспособность. Что крайне необходимо нашим воспитанникам. Часто прогулки проводим за пределами школы- это экскурсии. Наши дети часто путают понятия «навстречу», «напротив», «спереди». Проводим коррекционную работу по развитию ориентировки в пространстве¸ так как данное направление работы влияет на развитие письменной речи. Задаём направления:- повернём налево- остановимся напротив.Постепенно ребёнок начинает понимать смысл терминов, а также закрепляет правила движения. Во время экскурсии знакомим детей с улицами, которые находятся вблизи школы, рассказываем об истории города. Тем самым идёт работа над обогащением словаря. Задавая вопросы в ходе прогулки, активизируем речевую деятельность детей, для этого нужно заинтересовать детей. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы. Наблюдения должны быть не растянутыми по времени, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь воспитателя, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Тематические прогулки увлекают детей. Они с удовольствием узнают, откуда берётся снег, и как он формируется из огромного количества снежинок. Изучаем свойства снега: он мягкий, рыхлый, тяжелый, очень быстро тающий при воздействии тепла и превращающийся в лед при минусовой температуре.Детилюбят рассматривать снежинки, которые падают на одежду.Рассматриваем деревья. Рассказываем, откуда берутся деревья, как посчитать их возраст по кольцам на пеньке, почему важно деревья беречь, зачем белят кору и что человек производит из дерева.Город Нолинск - купеческий. Много исторических зданий, интересные постройки. Во время прогулок рассматриваем понравившееся здание, читаем вывески, связанные с историей. Детям нравятся такие прогулки. Они активно вступают в разговор, делятся своими впечатлениями. Своевременная систематическая работа в данном направлении необходима для наших детей. Это поможет провести коррекцию познавательной деятельности, повышает речевую активность.Значительное время в режиме отведено на самоподготовку. У нас называется «Школьный час».Задача воспитателя на «Школьном часе» - создать условия для самостоятельной работы детей с ТНР. •Повседневная связь в работе учителя и воспитателя позволяет выработать единые требования к воспитанию личности ребёнка.•В начале каждой учебной четверти учитель знакомит воспитателя с календарным и тематическим планом, обращает внимание на прохождение трудных тем, т.к. перед воспитателем следует ставить вопрос о речевых и индивидуальных особенностях детей.Соблюдение щадящего режима(учёт возрастных особенностей, проведение игр, упражнений) позволяет настроить детей на работу. С первых минут работы создаём благоприятную атмосферу, располагающей к работе. Проводим беседу о прошедшем дне, успехах, положительных моментах на уроках. Развиваем личностные действия, способность соотносить свои поступки с общепринятыми нормами.Чтобы активизировать мыслительную деятельность воспитанников проводим разминку.( загадки, таблица умножения, вспоминаем , например, название месяцев….)Создаём ситуацию успеха на дальнейшую работу. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации способствует развитию коммуникативных навыков.Затем проводим чёткий инструктаж, в ходе которого даём чёткие указания на выполнение заданий. В начальных классах нацеливаем детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть дети учатся планировать свою деятельность по этапам. Аккуратность, внимательность, планомерность работы, умелое планирование и расход рабочего времени - вот основные моменты, на которые мы обращаем внимание детей.Словесные методы( речевая инструкция, проговаривание, объяснение, вопрос) помогают активизировать речевую деятельность. Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со всем классом, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Мы помогаем таким детям в организации подготовки домашнего задания с учетом их индивидуальных особенностей. Обязательно даём установку: «Говори правильно, красиво, не торопясь. Сначала думай, формулируй мысль, а потом её высказывай так, чтобы остальные поняли,что ты хотел до них донести» На протяжении всего «Школьного часа» проводим речевую работу с воспитанниками.1.В младших классах закрепляем речевые навыки, которые ученик получает на индивидуальных занятиях.- Проводим артикуляционную гимнастику. Даём задания на диф. и автоматизацию звука.-проговариваем трудные примеры, закрепляем порядок действий 2. При закреплении учебного материала, расширяем словарь по заданной теме. Проверяем понимание новых слов.3. Работа над связной речью –одна из основных работ воспитателя с детьми с ТНР.При работе над связной речью, выполнение задания начинаем со словарной работы. Учитель представляет новое слово, а воспитатель восстанавливает понимание новых слов в памяти детей.Этапы: 1.Слово записываем на доске( для зрительного восприятия), ставим ударение, дугами делим на слоги, произносим.2.Выясняем значение слова через определённые понятия, описания, через синонимы, через однокоренные слова.3. Составляем словосочетания, предложения с этим словом;4.Проводим закрепление в активной речи детей. После этого идёт чтение. Чтение проводим с предварительным заданием. Например, -Прочитайте и посмотрите на какие смысловые куски можно разделить текст.-Выберите слова, с помощью которых вы можете рассказать текст-Придумайте подписи под картинками.4. Весь ход «Школьного часа»сопровождаем коррекцией, постоянным исправлением неправильно произнесённых слов, звуков, структуры слова, грамматической конструкции фраз.5. Даём дополнительные задания в соответствии с речевыми отклонениями:- работа над словарём, здесь подразумевается использование речевых игр, упражнений, подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов.-работа над грамматической структурой речи. Сюда относятся все упражнения, развивающие связную речь, составление рассказов, пересказ, игры.-задания на звукопроизношениеСтруктура слова, развитие фонематического слуха.( игра « один- много», «Договори звук», проблемные задания – Называю звуки, если встречается дежурный звук – хлопни)-работа над письменной речью необходима для детей, страдающих дисграфией. Даём задания на составление кроссворда, речевые игры, требующие записи слов и фраз, письменные ответы на вопросы.-работа над техникой чтения над пониманием текста, на развитие целостного восприятия слов.Применяем различные виды чтения, чтение слов с пропущенными буквами, чтение по ролям, жужжащее чтение.Постоянная речевая коррекция необходима на протяжении всей самоподготовки.При проведении итога работы на «Школьном часе» оцениваем,самостоятельность детей. Акцент делаем на успехах. Предлагаем повторить вслух трудные слова, правила.Учим выражать детей свои мысли, создавая ситуацию для обсуждения. Даём возможность самостоятельно проанализировать результат своей работы. Такая форма развивает познавательные способности учащихся.Завершаем самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаем тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта гарантируется охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии предъявляет серьезные требований не только к предметным результатам воспитанников, в частности, к необходимому достижению уровня освоения программы, но и к личностным. Это мы реализуем во внеурочной деятельности.Для детей с тяжёлыми нарушениями речи одним из первоначальных универсальных учебных действий является сформированность, прежде всего, коммуникативных навыков, которые необходимы для полноценного воздействия ребёнка с социумом. Задачи воспитателя заключаются не только в том, чтобы сформировать у ребёнка, необходимые коммуникационные навыки, а также сформировать умение пользоваться приобретёнными умениями в социальной среде. Встаёт вопрос о поиске педагогических технологий, которые бы эффективно содействовали достижению метапредметных результатов в коррекционно-развивающем обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к эмоциональной неустойчивости. Наша педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого эмоционального фона. Этого можно добиться при систематической планомерной работе.Слайд Для развития мимики лица использую известные ситуации: игры "Вы едите кислый лимон", "Вы встретили драчуна", "Вам больно", "Вы потеряли игрушку", "Вам подарили красивую книжку".Дети отражают различные чувства с помощью мимики.Упражнение «Мимическая зарядка»Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.Педагоги корригируют, сглаживают имеющийся речевой и психологический "дефект" у воспитанника с целью совершенствования личности воспитанника.Здесь живёт Хмурилка,Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей.Здесь живёт Дразнилка,Упражнение «Буратино», ребёнок показывает язык.Здесь живёт Смешилка,Указательные пальчики на щеках, ребёнок улыбается.Здесь живёт Страшилка,Глаза широко открыты, руки вытянуты.Это носик Бибка!Показывает на нос.Упражнение « Интонация»Одну и ту же фразу произносим с разной интонацией.Ты молодец- с насмешкойТы молодец – с восхищениемСпасибо тебе – с благодарностьюСпасибо тебе – с обидой.Упражнение « Иностранец»Ты оказался в другой стране, язык не знаешь. Покажи мимикой и жестами.- Тебе жарко.-Тебе холодно.-Ты хочешь спать.-Который час.Игровые упражнения помогают детям лучше усвоить материал и расширить словарный запас, поэтому во внеурочной деятельности большую часть занимают игровые технологии. Например, дидактическая игра «Найди и опиши». При организации этой игры нужно обязательно следить за речью, дополнять однословные ответы ребенка, просить повторить полное предложение. Для того чтобы навык у детей сформировался, необходимо регулярно играть в игры, а также просить детей объяснить свои игровые действия, то есть игра должна провоцировать ребенка говорить. Используем скороговорки и чистоговорки.Упражнение на развитие дикции.Это упражнения необходимо выполнять в движении. Именно сочетая речь и движение, дети учатся контролировать себя. Например: Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. // Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. //Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Поработав с готовыми образцам, дети могут сами включится в процесс сочинения чистоговорок. Педагог задает ритм и называет слог, к которому подбирается походящая стихотворная строчка. Например: су-су- В дом я сало принесу, со-со-со На дороге колесо. Это развивает чувство ритма, дикцию и обогащает речь ребенка.Упражнение на внимание. Игра проводится в кругу. Дети по очереди передают друг другу слово, добавляя к нему еще одно по принципу ассоциативной связи. Например: дом, мама, папа, комната и. т.д. Упражнение способствует расширению словарного запаса, памяти, внимания и развивает чувство партнера. Деятельность, построенная на игровых технологиях, помогает развивать память, внимание, ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требует от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Кроме того, способствует совершенствованию речевых навыков, что актуально для детей с ТНРВо внеурочной деятельности используем методы поисковой и исследовательской деятельности. Это приносит нашим воспитанникам удовольствие, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка.В процессе исследовательской деятельности обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий –тяжёлый).Благодаря такой работе дети стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.Таким образом, с помощью данных приемов, методов в работе воспитателя с учащимися, имеющих ТНР наблюдается положительная динамика в развитии речи , а также дети стали больше задавать вопросов. При выполнении устных предметов на самоподготовке – рассказывают правило без стеснения, пересказывают тексты. Наши выпускники успешно адаптируются в социуме после окончания школы.Список используемой литературы.1. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.2.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.3.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.4. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.5.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.6.Л.В.Омельченко Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей/ Логопед. 2008.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X