Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Беляева Елена Юрьевна

"Проект позитивного отношения детей в детском творческом коллективе средствами современных образовательных технологий"

скачать документ

Вернуться назад

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №117 им. Т. С. Зыковой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»«Проект развития позитивного отношения детей в детском творческом коллективе средствами современных образовательных технологий» Выполнила: Беляева Елена Юрьевна Педагог дополнительного образованияГБОУ школа - интернат №117 им. Т. С. ЗыковойСамара 2020 г.СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1.Характеристика детского творческого коллектива «Глиняная игрушка» ГБОУ школа – интернат №117 им. Т. С. Зыковой.2. Содержание, формы и методы развития позитивного отношения детей к декоративно-прикладному искусству в детском творческом коллективе «Глиняная игрушка» ГБОУ школа-интернат №117ЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРАВВЕДЕНИЕ«Творческий коллектив: понятие, классификация, структура».Современный уровень развития науки, результатом которого являются многочисленные научные открытия и изобретения предъявляет к человеку ряд новых требований, одним из которых выделяется творческая адаптация к изменяющемуся миру, где творчество выступает неотъемлемой частью самоактуализации личности (С.Д. Юдина).Огромным потенциалом творческого развития и воспитания личности обладают творческие коллективы в сфере искусства, обеспечивающие сохранение и пропаганду творческого наследия мировой культуры. Однако, несмотря на то, что проблемы творчества как создания новых идей (В.М. Бехтерев, А.В. Брушлинский, Э. Боно, А. Матейко, К. Роджерс и др.); совместного (коллективного) творчества (Ч.М. Гаджиев, О.А. Колосова, А. Матейко, Я.А. Пономарев, А.В. Семенова, О.С. Сетова и др.); развития коллектива (М.Д. Виноградова, А.А. Захаренко, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротов, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.В. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.) являются широко разработанными, проблема изучения и развития творческих коллективов в области искусства (музыкальных, хоровых, хореографических, театральных и др.), отдельно не ставилась.Форма указания на нормативные документыАктуальность работы обусловлена реализацией основных положений, целей и задач:- «Концепции развития дополнительного образования детей» нацеленной на расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования и предполагающей привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования родительской общественности;- «Основ государственной культурной политики» направленной на создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала и обеспечение доступа граждан к знаниям, в том числе инновационным методам обучения;- «Стратегии развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года» направленной на обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей;- «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», нацеленной на внедрение современных технологий обучения, создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях;- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;- Адаптированная основная общеобразовательная программа общего общего образования для обучающихся с нарушением слуха ГБОУ школа - интернат №117 им. Т. С. Зыковой.Цель работы – разработать проект развития позитивного отношения детей к декоративно – прикладному искусству детей с ОВЗ в детском творческом коллективе «Глиняная игрушка» школы – интернат №117 им. Т. С. Зыковой с использованием современных образовательных технологий.Задачи:1. Охарактеризовать детский творческий коллектив коллектив «Глиняная игрушка».2. Раскрыть содержание, формы и методы развития отношения детей к ДПИ в детском творческом коллективе «Глиняная игрушка» ГБОУ школы – интерната №117 им. Т.С. Зыковой.1.Характеристика детского творческого коллектива «Глиняная игрушка» ГБОУ школы – интерната №117 им. Т.С. Зыковой.«Детский творческий коллектив» - это сплоченная группа детей, объединенная совместной творческой деятельностью, общей социально – значимой целью, ценностями, отношениями ответственности и зависимости (Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования: учебно – методическое пособие/ С.С. Смирнова – Самара: ПГСГА, 2015. – 189 с.).По классификации творческих коллективов объединение относится к кружковым творческим коллективам, в которых творческая деятельность является содержанием внеурочной деятельности.По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений является первичным (кружок).Кружок основан в 2010 году на базе школы – интерната №117 Кировского района г о Самара. Является постоянным детским творческим коллективом. Руководителем кружка «Глиняная игрушка» является педагог дополнительного образования, мастер ДПИ Самарской области Беляева Е. Ю. Занятия проводятся в мастерской по расписанию. Возраст детей 7 – 13 лет.Работа ведется по Адаптированной программе «Глиняная игрушка» для слабослышащих детей. Она составлена с учетом психофизических особенностей детей (ЗПР, состояние после кохлеарной имплантации, позднооглохнувшие дети). Лепка из глины является основополагающим видом занятий для слабослышащих детей. У них недостаточно развита речь. Они отличаются неустойчивостью внимания, отставанием в развитии процессов запоминания, сложностями в восприятии изображений, отставании в развитии сложных видов осязания, испытывают трудности в овладении словесной речью. Личность характеризуется трудностями понимания эмоций других людей, низкой самооценкой, проявляемой в импульсивности. Вовлечение их в творческую деятельность позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния.Глина – прекрасный тренажер для рук, развивает их физическую силу, моторику, координацию движений рук и глаз. В работе с глиной задействованы обе руки (в левом полушарии находится центр речи). Лепка, разминание, оглаживание – как метод коррекционной работы очень эффективен.Совместная творческая деятельность в детских коллективах является частью учебно – образовательного процесса и рассматривается как аспект процесса обучения. Творческий учебный процесс как элемент художественного образования нацелен на «освоение совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества» (Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. С. 116). Как элемент художественного воспитания художественно – творческий учебный процесс направлен на формирование «способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно – творческой деятельности» (там же).Основной вид занятий – практический. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях (номинация ДПИ). «Мир, в котором я живу», «Волжские забавы», «Краски Радуги», «Зимняя сказка», «Зеркало природы», «Мое любимое животное», «Человек от края до края», «Радужная кисть», «Наш дом – планета Земля», «Мы - вместе!», «Символы великой России», «Свет Бересты», «Подарок маме». Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки:-однодневные (проводятся после каждого занятия с целью обсуждения)-постоянные (в мастерской, где работают дети)-итоговые (в конце года с участием родителей, педагогов)К оценкам результатов творчества относиться похвала за самостоятельность, награждение дипломами, фотографирование изделий для альбома лучших работ кружка.Коллектив принимает участие в городских мероприятиях на праздник «Масленица», «Пасхи», «Новый год » с проведением мастер – классов по лепке из глины.В 2016 году коллективу присвоено звание «Образцовый», чем они очень гордятся, достигнув поставленную перед собой цель. На занятиях присутствует доброжелательная обстановка. Среди детей есть и трудновоспитуемые. Могут отнять например, стек или сломать поделку у соседа, подраться. Педагог улаживает конфликт между ребятами. Ценностное – ориентационное единство творческого коллектива – это единство систем ценностей членов коллектива, определяющее основные ориентиры деятельности и поведения.Психологический климат рассматривается также в качестве одной из важнейших характеристик коллектива, влияющей как на деятельность как всего коллектива, так и на отдельных его членов. «Ценность» является одним из ключевых понятий в современной педагогической науке.Ценности как одна из форм проявления отношений в коллективе и обществе являются ориентирами деятельности личности. Под ценностями мы понимаем социально и личностно значимые ценности, являющиеся регуляторами деятельности и поведения.Вместе с тем мы рассматриваем ценности – цели как нормативные идеалы, формирующиеся на основе убеждений и ценности – средства как индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в поведении личности. (Смирнова С. С. Творческий коллектив как объект психолого – педагогического исследования: учебно – методическое пособие / С.С. Смирнова - Самара: ПГСГА, 2014. -189 с.)В коллективе «Глиняная игрушка» занимается девочка с диагнозом ДЦП. Ей обязательно помогают одноклассники дойти до мастерской. После занятий одеться, застегнуть одежду. Так же помогают при трудностях выполнения работы. Это способствует развитию коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности.Для сплоченности коллектива педагогом придуман «Кодекс чести мастеров – игрушечников»:- Заповедь: Уважай мастера! У мастера ранимая душа, доброе сердце.- Будь бережлив и осторожен, работая с красками, кистями, стеками, ножами.- Береги свою работу, но…..Чужую береги трижды.Хороший мастер радуется чужому успеху.-У доброго человека и работа добрая!!!- Будь благороден,- Не обижай слабых- Не сквернословь- Учись сдержанности- Изучай историю родной земли. Расти добрым, справедливым человеком. Этот кодекс помогает в воспитательной работе в коллективе.2.Содержание, формы и методы развития отношения детей к декоративно – прикладному искусству в детском творческом коллективе детей с ОВЗ «Глиняная игрушка» ГБОУ школы – интерната №117 им. Т. С. Зыковой.Методы развития коллектива.Методика «Коллективное творческое дело» ( И. П. Иванов).Цель – организовать выставку творческих работ коллектива, посвященную к празднику 8 Марта для мам, бабушек, сестер.На первой стадии проводиться предварительная работа коллектива по определению конкретных воспитательных задач и путей реализации КДТ: провести беседы о празднике 8 Марта, для кого этот праздник проводится, о его возникновении. Намечается дата мероприятия. Педагог должен понять, что хотят дети? Все дети будут принимать участие. Метод групповых дискуссий. Педагог спрашивает у детей какие они знают литературные произведения о маме? А также просит рассказать о своих мамах. Дополнительно дети предлагают сделать стенгазету «Моя мамочка». Познавательные методы.На второй стадии – коллективного планирования происходит детальное обсуждение коллективного творческого дела. Дети говорят какие работы они будут выполнять по заданной теме ( кто-то предложил слепить свою маму, вазочку с цветами, панно цветы ). Педагог предлагает детям нарисовать эскизы будущих работ, учит анализировать произведения о мамах, развивает грамотную речь детей, при составлении описательного характера о мамах. Двум ученикам дается задание найти стихи и выучить их (С. Тетерин стихи для детей «Будет мама очень рада», «Моя мама лучше всех»). Метод самоорганизации обучения.На третьей стадии - каждый ребенок выполняет свое конкретное задание. Педагог показывает иллюстрации, фото на тему Подарок маме. Это наглядный метод. У некоторых работы могут не получаться. Педагогом предлагается работать в группе с другим ребенком. Метод взаимообучения. Оформляется стенгазета тремя учениками (приклеиваются фото). Работа в группе. Дети рассказывают выученные стихи.На четвертой стадии - проводиться само мероприятие. Выставка, стенгазета оформлена. Готовы подарки для любимых мам, сделанные своими руками. Родителям понравились выступления учеников. Подведение итогов. Что конкретно получилось? Кто больше всего постарался? Метод самооценки. Ребята высказывают свое мнение, кого нужно особенно отметить. Формы поощрения.На пятом этапе обсуждаются и недостатки. Что бы хотелось исправить, добавить? Методы итоговой рефлексии. Обсуждение проводиться за чаепитием в непринужденной обстановке.На шестой стадии изучается общественное мнение коллектива, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, его ближайшее последствие (Иванов И.П., 1982). На выставку приглашается завуч, воспитатели, директор. Детям важно услышать постороннее мнение, похвалу. Это стимулирует их дальнейшую работу в коллективе.ЗАКЛЮЧЕНИЕ- перед современной школой стоит важнейшая задача по созданию благоприятной среды для самореализации и развития личности каждого ученика. Дети с ОВЗ после школы войдут в другую жизнь. Необходимо создавать условия для самореализации личности ребенка, выявить и развить творческие способности. Это пригодится им в дальнейшей жизни.- дана характеристика творческого коллектива; раскрыты содержание, формы и методы развития позитивного отношения к ДПИ детей с ОВЗ детского творческого коллектива; - в дальнейшей работе применять другие формы и методы при работе с творческим коллективом. Оказывать поддержку одаренным и талантливым детям. Побольше применять технологии педагогической диагностики в виде опросов, тестов, викторин.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». М.: АСТ; 2008.2. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. , Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).3. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности под ред. Е. Г. Речицкой. М. , 2005.4.Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2015. – 172 с.5.Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. С.1166. Киселева М. В. Арт – терапия в работе с детьми. – СПБ.: Речь. 2006.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X