Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мария Алексеевна Корабельникова

ПРОЕКТ на тему: Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Огонек» (с/п ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы, д /с «Огонек»)ПРОЕКТна тему: Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте Выполнила: воспитатель первой категории Корабельникова М.А.Самара, 2020СОДЕРЖАНИЕВведение 3 Педагогический проект «Развитие связной речи с использованием серии сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте» 7 Заключение 10 Литература 12 Приложение 14 ВВЕДЕНИЕРечь – это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им.Г. ГегельВ настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.Актуальность.Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Поэтому развитию речи в ДОО уделяется особое внимание. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.ПроблемаНа сегодняшний день остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому важной  задачей является развитие связной речи.Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.По мнению Е.А.Смирновой  и О.С.Ушаковой важным средством  в развитии  связной речи  дошкольников является серия сюжетных картин. Ими были  обоснованы  и  раскрыты  возможности использования серии сюжетных картин в развитии монологической  речи.Серии сюжетных картинок используются в работе с детьми в дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова, Е. И. Тихеева, В. Гербова и др.Тема развития связной речи детей относится к образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО, которая включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. (см. Приложение 1)Тем не менее, обучение построению развернутого повествовательного высказывания (текста) по серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания. Оно стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.Проект «Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте»Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (3 зимних месяца).Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы «Подсолнушки».Цель:Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через обучение составления рассказа по серии сюжетных картин. Задачи:- Изучить информацию по развитию связной речи дошкольников среднего возраста.- Создать проект «Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте».- Реализовать данный проект в средней группе «Подсолнушки» при помощи родителей (учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, собранных во время проекта).- Создать альбом по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста «Речевичок», в котором будут размещены серии сюжетных картин, подобранные с помощью родителей и соответствующие темам календарно- тематического плана на зимние месяцы;- Провести показ открытого НОД по развитию речи с использованием серии сюжетных картин.Этапы работы над проектомI этап – погружение в проект. На данном этапе происходит подготовка детей и родителей к проектной деятельности.3.12.19. – проводится родительское собрание на тему «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей средней группы.На данном собрании происходит распределение тем серии сюжетных картин в соответствии с календарно-тематическим планом, которые каждая семья должна будет подготовить (найти и распечатать цветным на формате А4).II этап –планирование деятельности.На данном этапе происходит разработка проекта с указанием сроков выполнения тех или иных действий и отвественных.С 4.12.19. по 9.12.19 – родители приносят серии сюжетных картин, темы которых были им даны на родительском собрании.С 9.12.19 по 13.12.19 - серии сюжетных картин на тему «Зимушка-зима» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию, а также в режимные моменты.С 16.12.19 по 20.12.19 и с 23.12.19 по 31.12.19. – серии сюжетных картин на тему «Новый год у ворот» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию и в режимные моменты.С 8.01.20. по 10.01.20. - серии сюжетных картин на тему «Рождество Христово» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию, а также в режимные моменты.С 13.01.20. по 17.12.20. – серии сюжетных картин на тему «Зима. Зимние забавы» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию, а также в режимные моменты.С 20.01.20 по 24.01.20. – серии сюжетных картин на тему «Звери зимой» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию, а также в режимные моменты.С 27.01.20 по 31.01.20. – серии сюжетных картин на тему «Зимующие птицы» включаются воспитателем в НОД по речевому развитию, а также в режимные моменты.С 3.02.20. по 7.02.20. – серии сюжетных картин на тему «В гостях у сказки» включаются воспитателем в НОД, а также в режимные моменты.С 10.02.20. по 14.02.20. – серии сюжетных картин на тему «В стране геометрических фигур» включаются воспитателем в НОД, а также в режимные моменты.С 17.02.20. по 21.02.20. – серии сюжетных картин на тему «Праздник пап» включаются воспитателем в НОД, а также в режимные моменты.С 24.02.20. по 28.02.20. – альбом по развитию связной речи «Речевичок» оформляет воспитатель совместно с детьми.28.02.20.- проведение открытого НОД по развитию речи с использованием серии сюжетных картин.III этап – осуществление деятельности по решению проблемыНа данном этапе происходит осуществление запланированных действий. То есть серии сюжетных картин включаются в НОД и в режимные моменты. Происходит обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин. А также оформляется альбом «Речевичок» воспитателем совместно с детьми. И происходит подготовка к открытому НОД по развитию речи с использованием серии сюжетных картин.IV этап – презентация результатовПроведение открытого НОД с использованием серии сюжетных картин на тему «Зима. Зимние забавы».V этап – оценка результатов и процесса проектной деятельностиВ ходе проекта дети познакомились с некоторыми сериями сюжетных картин, и овладели навыками рассказывания по серии этих картин.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств, что  является  эффективным  условием  в  развитии связной повествовательной речи.Монологическая  речь - это речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста. Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте.В процессе реализации проекта «Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте» были решены следующие задачи:- изучена информацию по развитию связной речи дошкольников среднего возраста;- создан проект на тему «Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте»;- данный проект реализован в средней группе «Подсолнушки» при помощи родителей;- создан альбом по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста «Речевичок», в котором размещены серии сюжетных картин, подобранные с помощью родителей и соответствущие темам календарно- тематического плана на зимние месяцы;- проведен показ открытого НОД по развитию речи с использованием серии сюжетных картин.В будущем планируется осуществить подобный проект по всем темам календарно-тематического плана, изучаемым в течении года.ЛИТЕРАТУРА1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.3. Гербова В. В. Развитие течи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - 1998.- №№1, 2, 3, 4.4. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.5. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада /Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др. – М.: Просвещение, 1993.6. Козырева Л. А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.7. Поддъяков Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ под ред. Н. Н. Поддъякова. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988.8. Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.9. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.10. Струнина Е. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7. – с. 49.11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. Сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981.12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 144 - 148.13. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 10.14. Ушакова О. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.15. Ушакова О., Шадрина Л. Развитие связной речи. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2.16. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2006.17. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Просвещение, 1974. - Т. 1. - 348с.18. Фокина Э. Развитие речи детей // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 1.19. Эльконин Д. Б, Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: «Педагогика», 2000.20. Яшина В. Речевая среда и дети. // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 8.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Приёмы работы по формированию связной речи. 1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок.Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами. 3. Беседа (диалог).Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.Пример «усложнённой» беседы.  - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.4. Составление описательного рассказа.Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.Пример составления описательного рассказа по схеме. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».Примеры серии сюжетных картинок.6. Составление рассказа по сюжетной картине.При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям: - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; - на картине должно быть небольшое число действующих лиц; - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.Примеры сюжетных картин:7. Пересказ.В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов.    Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X