Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Людмила Дмитриевна Лаврентьева

"Край родной, как ты чудесен"

скачать документ

Вернуться назад

Рабочая программа по курсу "Край родной, ты – край чудесный"Пояснительная записка.Рабочая программа курса «Краеведение » для 2 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10; Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;Учебный план МАОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельностиавторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно-математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской Федерации. ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.Курс краеведения «Край родной, ты – край чудесный» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.Курс краеведения «Край родной, ты край - чудесный» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира во 2 классе. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.Теоретической базой данной образовательной программы явились: психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.); основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.); закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.). Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается: в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику; в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника; в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры;в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.Образовательная программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год. Формы и режим занятий Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие). Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссийигры-практикумы;проблемные ситуации;сюжетно-ролевые игры;конкурсы, викторины; беседы;коллективно-творческие дела. Формы проведения рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка, походпрактическое занятие, викторина, консультацияпроблемная лекция, работа в музеях встречи с участниками исторических событий Цель и задачи данной образовательной программы:Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:Обучающие:развитие познавательного интереса к изучению природы края;приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;повышение интеллектуального уровня учащихся.Развивающие:развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу; привитие навыков познавательной творческой деятельности;развитие творческих способностей учащихся.Воспитательные:формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;привитие навыков здорового образа жизни. Ожидаемые результаты реализации программы: Учащиеся будут знать:Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.Писателей и поэтов округа, их творчество.Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.Учащиеся будут уметь:Вести самостоятельные наблюдения в природе.Узнавать изученные растения и животных.Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.Работать с элементами народного творчества.Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу.Критерии результативности Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);Участие в социально-значимых проектах;Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.Основное содержание программыДля достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.Список литературы по реализации программы. Для учителя:Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008. Для ученика:Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.Учебно-тематическое планирование по курсу«Край родной, ты – край чудесный»№темыТемаКол - вочасовТип учебного занятияВид контроляДата проведенияПланФакт 1Наш край ХМАО-Югра 1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 2Что нас окружает? 1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 3Живая и неживая природа. 1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 4Явления природы. Народный календарь Югры. 5Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья. 1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 6Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний.Практическая работа 7Урок-экскурсия.Югорские леса и лесные чудеса. 1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 8Урок-экскурсия.Югорские леса и лесные чудеса.1 часЗакрепление знаний. 9Югорские леса и лесные чудеса. КВН.1 часОбобщение и систематизация знаний 10Ягоды нашего края.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 11Ягоды нашего края.1час.Закрепление знаний.Самостоятельная работа 12Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 13Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.1час.Изучение и первичное закрепление новых знаний. 14Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 15Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний.Практическая работа 16Наши грибы.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 17Лес даёт нам стол и дом.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний.18Жилище народов Севера раньше и теперь.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 19Домашняя утварь – искусное мастерство северян.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний.Самостоятельная работа 20Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 21Праздники в нашем доме. У нас гости.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 22Праздники в нашем доме. У нас гости.1часЗакрепление знанийПрактическая работа 23Дружная семья: дети помощники родителей.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 24Дружная семья: с мамы начинается Земля.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 25Дружная семья: наша бабушка.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 26Образы детей в Югорских сказках.1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 27Образы детей в Югорских сказках.1часЗакрепление знаний 28Образы детей в Югорских сказках.1 часЗакрепление знаний. 29Игры и игрушки детей Югры.1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 30Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний.Самостоятельная работа 31Народный календарь.1 часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 32Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"1часИзучение и первичное закрепление новых знаний. 33Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"1 часИзучение и закрепление знаний. 34Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»1 часОбобщение пройденного материалаКР

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X