Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Нина Николаевна Гайкова

Литературоведческие исследования студентов и преподавателя «Сохранённая душа живая»

скачать документ

Вернуться назад

5118735-4991103549015-544830546735-5829302040255-582930-1015365-544830 Литературоведческие исследования студентов и преподавателя «Сохранённая душа живая»204025588900-628658636043414958636036969703721102217420372110-552450334010-729615571520402551574805240655346075-809625259715Московского техникума космического приборостроенияФГБОУ ВО «Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана»2021 год.2261235140335516445556515-588645-19685399859556515889000565152154555146050412051514859048069527940-7258052463805341620246380 (https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u) Содержание Предисловие сборнику.…………………………………………….……………….…..стр.3«Глубокое видение «русского апокалипсиса»(Преподаватель словесности МТКП МГТУ им. Н.Э.Баумана, член Российского Союза Писателей Гайкова Н.Н.)………………………………………………………………….………….…..стр.4«Нравственный выбор человека» (Студентка ТБД-31 Соловей А.А. и студентка ТР-31 Гордеева Д.Д.)…… ……………. стр.19«Природа – воплощение живой связи с Небесами и веры русского сердца (Студент ТИП -13 Вагапов Е. В.Р.)………………………………….……..………….....стр.23 «Многогранность образа русской природы в нашей литературе» (Студент ТР-11 Шестаков А.Д.)…………………………………………..………….…. стр.26«Самое главное богатство России»(Студент ТР-11 Глобин С.В.)………………………………………………………..……..стр.29«Обращённая к Небу Молитва» или «Молитва русских писателей»(Студен ТР-12 Юров М.А.)……………………….………………………….…………..…..стр.32Очерк «Третье июля…». (Преподаватель словесности МТКП МГТУ им. Н.Э.Баумана, член Российского Союза Писателей Гайкова Н.Н.) …………….……………………………………………………...................стр.35-672465-3695704326255-407670Предисловие к сборнику «Сохранённая душа живая…»Этот сборник, как и предыдущий, создавался во время скорби, моровым поветрием принесённой – во время «отнятых» дней осенних – отнятых именно у наших студентов. Дай Бог, чтобы эти две недели тоже в нескончаемое безвременье не превратились. Наверно, нам сейчас немного легче – только связь живая всё равно порушена. Дай Бог, чтобы ненадолгоСоздавался он, как и предыдущие, из студенческих работ – дело для нас обычное. Здесь только одна завершённая работа студенток 2 курса, «выращенные» из экзаменационных сочинений, в скорбное время разделения написанных. Все стальные – завершённые фрагменты, которые должны «перерасти» в полное исследование Часто конкурсные исследования из письменных работ по литературе «вырастали» - в этот раз ещё и из экзаменационных сочинений. А начало и финал, по традиции, труды преподавателя, работы собравшего. Исследование творчества поэта Серебряного века, властью антихриста убиенного, и напоминание о «русском Китеже». Снова следует вспомнить, что само слово «сборник» - пример некого единства – потому что от «соборности» происходит. Соборности во времени и пространстве – оттого во многих исследованиях словно «нить» незримая протянулась от поэзии времён Российской Империи к Слову Поэтическому, в окаянном веке двадцатом под тараном беснования уцелевшему.Некая логика в последовательности работ, конечно, есть – но не самое это главное. Главное – труды студентов первого и второго курсов, в сотворчестве с преподавателем написанные И напоследок о названии… Мир после грехопадение человека, изгнания его из Рая лежит во зле. Но для того и пришёл в Мир Спаситель, страданием своим грехи наши искупивший и даровал каждому возможность, если угодно «право» на Спасение. Но он, как сказал один из Отцов Церкви «не спасёт нас без нас» - без нашего понимания, желание стать лучше.И, наверное, осмысление нашей боговдохновенной литературы помогает человеку стать лучше. Сохранить душу свою. Составитель – преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей, дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2020 Гайкова Нина Николаевна 1811655291465-672465-499110Глубокое видение «русского апокалипсиса». Вступление. Это выстраданное во многом исследование творчества О.Э.Мандельштама стало продолжением написанного ранее – «От любомудрия к Истинному Христианству». Для меня этот прекрасный и трагический поэт - один из мучеников неявленных, как и Н.С. Гумилёв, А.А.Ахматова, М.А.Волошин. Если в предыдущем исследовании мы говорили об отразившемся в творчестве разных лет духовном становлении, то ныне речь пойдёт об устоявшемся, выстраданном духовном видении. Духовном видении того, что называют «русским апокалипсисом». Поэт, имеющий возможность покинуть обезумевшую Россию, остался, разделив скорби, разделив Крестный Путь Родины. Итак…-66484529845 Глава первая «Вальс русской трагедии».Я вернулся в мой город, знакомый до слез,До прожилок, до детских припухлых желез.Ты вернулся сюда, — так глотай же скорейРыбий жир ленинградских речных фонарей.Узнавай же скорее декабрьский денек,Где к зловещему дегтю подмешан желток.4463415435610Одно из самых известных, самых трагических, болью души кровоточащей преисполненных творений. «Рыбий жир ленинградских речных фонарей», «зловещий дёготь» ничего хорошего сулить не могут - в душе мрак и отчаяние. И, конечно, не только в душе лирического героя и самого поэта.-360045419735 И «кричит» от боли и отчаяния израненная, исстрадавшаяся душа!Петербург, я еще не хочу умирать:У тебя телефонов моих номера.Петербург, у меня еще есть адреса,По которым найду мертвецов голоса. Прежде, чем продолжить «погружение», заметим, что написано стихотворение анапестом - в ритме «скорбного вальса» - да и, действительно, стали строки эти песней. Стали, когда была ещё в опале поэзия Серебряного Века и лишь иногда пробивалась, подобно берёзкам сквозь асфальт. Конечно, размер стиха не самое главное. Он лишь форма, содержание облекшая, «эстетическая материя», как сказал знаменитый русский мыслитель И.А.Ильин.И всё же для выражения охватившей всех скорби, анапест, наверное, немного более других подходит. А нечасто встречающаяся смежная рифмовка создаёт образ бесконечности – замкнутого круга, из которого нет выхода. Нет, как в самой жизни, в той реальности, в которой оказался О.Э.Мандельштам, как и тысячи, миллионы соотечественников наших... А теперь о самом воплотившем петербургскую скорбь произведении. Именно петербургскую, хоть и названо стихотворение «Ленинград». И напрасно спела эстрадная прима: «Ленинград, я еще не хочу умирать». Потому что в таком случае весь смысл рушится! Нельзя же в самом деле обращаться, словно к живому, к любимому человеку, обращаться словно в молитве, к городу, который лишь о «рыбьем жире» и «зловещем дёгте» напоминает! Именно Петербург, который вместе с Россией отнят! С Россией, в которой ныне, говоря словами другого Поэта-Мученика, «расплясались, разгулялись бесы»; в которой «иуды» власть захватили. А потому Петербург и Ленинград не просто разные названия, а антитеза, отражающая пропасть между великой некогда Россией и страшной новой реальностью. Ещё жива память в сохранившихся «телефонных номерах» – но «хозяева» номеров сгинули. Сгинули под пулями «новых творцов жизни», как назвал незаконно власть захвативших И.С.Шмелёв, или вдали от Родины. И потому столь жуткий финал:Я на лестнице черной живу, и в високУдаряет мне вырванный с мясом звонок,И всю ночь напролет жду гостей дорогих,Шевеля кандалами цепочек дверных. Всё проникнуто скорбным ожиданием прихода «гостей дорогих», которые наденут «кандалы» на всех «неугодных». А может быть, сразу приговор в «исполнение» на «чёрной лестнице» приведут… Сколько великих творений русских поэтов, в песни, в романсы превращённые, звучат в ритме вальса! Творения разных веков! А здесь, в стихотворении О.Э.Мандельштама, "зазвучала" в ритме бессмертного вальса русская трагедия окаянных тридцатых. Зазвучал "вальс" скорби разорённого, униженного величия Северной Столицы. "Вальс" скорби всего народа русского, кровавой властью в "лагерную пыль" превращённого... На три счета вьюга кружит ночами,На три счета передернут затвор...Забываю... Это было не с нами...На три счета звездой догорает костер.-741045223520И эти «в ритме вальса» скорбью преисполненные строки созданы ленинградцем, петербуржцем - А.Я.Розенбаумом. Созданы десятилетия спустя. Неутихающей боли преисполненное воспоминание - «этот вальс танцевали мы в тридцать седьмом»... А О.Э.Мандельштам и те, чьи «телефонные номера», чьи «адреса» у него ещё остались, жили в этой залившей кровью Петербург и всю Россию реальности… И наконец…Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.Разве не похожие чувства ужаса, отчаяния испытывает и лирический герой знаменитого «Реквиема» А.А.Ахматовой?! (Тоже анапестом написанные строки, хоть и на одну стопу меньше). Здесь даже имя любимой Северной Столицы уже не звучит – лет пять - шесть прошло...Именно тогда – в годы создания А.А.Ахматовой «Реквиема» сгинул в пересыльном лагере и О.Э.Мандельштам... Очень похожие произведения двух великих петербуржцев, двух поэтов-мучеников, Россию не покинувших. -63436527940 Глава вторая «Как Россию опутала мгла». А вот ещё созданные в начале окаянных тридцатых строки в «ритме трагического вальса».Мы живем, под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца, -Там помянут кремлевского горца. Нет сомнения, что в плане художественном произведение на порядок ниже многих, поэтом созданных, – и нет необходимости приводить стихотворение целиком. Знаменитая эпиграмма на Сталина, за которую жестоко поплатится поэт - ссылка, арест, смерть в пересыльном лагере…«Мы живем, под собою не чуя страны» - потому что над каждым навис дамоклов меч НКВД – и жизнь человеческая обесценилась… Пройдёт немало лет - и выйдет на экраны фильм, потрясающий ужасом происходящего. А ещё более потрясающий, ужасающий тем, что всё показанное – бьющая наотмашь правда, почти каждой семьи коснувшаяся. «Утомлённые солнцем»! Думаю, все помнят, как после ареста главного героя, словно зловещая тень, вырастает и поднимается над землёю огромный портрет вождя. Словно зримое воплощение великим поэтом сказанного в те зловещие годы, когда жили, «под собою не чуя страны»… Но всё же мы говорим о глубоком видении О.Э.Мандельштама – видении того, что в конце двадцатого века назовут «русским апокалипсисом» - а значит, - вместе со страданиями явленным «откровением». -554990147320 А потому обратимся к этим прекрасным и преисполненным трагизма строкам:Небо вечери в стену влюбилось -Все изрублено светом рубцов -Провалилось в нее, отразилось,Превратилось в тринадцать голов.Bот оно, мое небо ночное,Пред которым как мальчик стою, -Холодеет спина, очи ноют,Стенобитную твердь я ловлю.И под каждым ударом таранаОсыпаются звезды без глаз, -Той же вечери новые раны,Неоконченной росписи мгла.Конечно, гораздо более глубокое отражение не только сути всего, со страной происходящего, но и сути самого поэта. Повторю одну только мысль ранее написанного исследования – многие стихи О.Э. Мандельштама подобны картинам, которые вблизи выглядят, как беспорядочно наложенные мазки красок, – а полностью увидеть, понять, оценить можно, лишь отойдя на некоторое расстояние. (См. «От любомудрия к Истинному Христианству»). Тайная Вечеря, на стене храма написанная. В честь этого Судьбоносного для всего человечества События и назвал поэт одно из лучших и самых трагических творений своих.Наверное, многим сразу вспоминается Великое Творение Леонардо да Винчи. Но образ сей и в большинстве православных храмов есть. Разумеется, в этих почти «кричащих от боли» строках речь идёт о варварстве, святотатстве, которое в те годы окаянные совершалось повсеместно, став «нормой» жизни. И сам поэт оказался невольным свидетелем убийства одной из петербургских святынь. Да сколько их было, по всей Руси мятежной убитых! Оттого и возникает страшный образ «изрубленной» стены храма, образ «тарана», словно по каждому верующему сердцу ударяющего… -710565810895 Но хотелось бы ещё и высказать предположение, почему именно Тайная Вечеря, а не Рождество Христово или Благословение Дмитрия Донского Преподобным Сергием, например. Изображённое Судьбоносное Событие - преддверие Крестных Мук Спасителя, и, конечно, – предательства Иуды. Эти строки не только о «зримом» ужасе, новой властью сотворённого, - попрании святынь, богохульных, богомерзких лозунгах, откровенном кощунстве, предательстве. «Новоявленные иуды», как скажет через много лет один из русских поэтов, «срубали головы церквям» и «славили нового царя». Нового «ирода», конечно... О.Э.Мандельштам глубоким «зрением» истинно христианской души видит «повторение», «продолжение» самых скорбных евангельских событий. «Той же вечери новые раны» - горький, трагический и глубоко осмысленный «вывод». И неважно, что в отличие от Н.С.Гумилёва или А.А.Ахматовой, не был поэт с детства воспитан в вере православной – он к Кресту через страдания пришёл. И духовно прозрел, и суть с Россией происходящего увидел… «Неоконченной росписи мгла» - когда умер Сын Божий на Кресте, тьма покрыла землю. «Неоконченной росписи мгла» - скорбь учеников, скорбь пришедших ко гробу жен-мироносиц, не знающих ещё, что Христос Воскрес. «Неоконченной росписи мгла» - мгла, в которую погрузили, сбросили Россию от Христа отрекшиеся и требующие отречения народа, угрожая тюрьмой и расстрелами.Распята, во мглу погружена некогда Великая Россия – рушатся Святыни её, втаптываются в грязь души людей... Невольно вспоминается и созданный почти «вслед» «Реквием» великой А.А.Ахматовой – прежде всего, глава «Распятие», потому что, как мы уже сказали, Тайная Вечеря - преддверие Крестных Мук. А ещё «чёрные сукна», страдания народа русского «покрывшие» - наверное, чтобы не видеть, не задумываться. И «оплывшая свеча», которой больше уже никогда не возгореться. И, конечно, «звёзды смерти», Небо Живое от русских людей закрыть пытающиеся. (См. «Реквием по России»)... Много веков назад обожествлявшие себя римские императоры со звериной жестокостью уничтожали всех, что во Христа уверовали и от веры под пытками не отреклись. И «обожествившая себя» власть «неоязыческая» - власть «иуд, «иродов» и «валтасаров» физически истребляет всех инакомыслящих, «инаковерующих»...И вот воцарилась над сияющей ещё недавно золотом куполов Россией «неоконченной росписи мгла» - мгла безбожия, мгла отречения, мгла святотатства... Но Христос Воскрес – и Россия Воскреснет! Возродится подобно Фениксу из пепла поруганных святынь! … -405765809625 Мы же пока поговорим ещё о нескольких в окаянные годы рождённых трагических произведениях великого О.Э.Мандельштама, мятежную Родину не покинувшего и крестный путь России многострадальной разделившего… Глава третья «Как волкодав явился на Руси». За гремучую доблесть грядущих веков,За высокое племя людейЯ лишился и чаши на пире отцов,И веселья, и чести своей.Мне на плечи кидается век-волкодав,Но не волк я по крови своей,Запихай меня лучше, как шапку, в рукавЖаркой шубы сибирских степей.Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,Ни кровавых кровей в колесе,Чтоб сияли всю ночь голубые песцыМне в своей первобытной красе,Уведи меня в ночь, где течет ЕнисейИ сосна до звезды достает,Потому что не волк я по крови своейИ меня только равный убьет.Вот и снова трагический «вальс». И снова, как в знаменитом «Реквиеме» А.А.Ахматовой, Сибирь. Быть может, образ этот - напоминание о великом множестве в ссылку угнанных; но, возможно, и удалённость от ужаса, в Ленинграде, в Москве происходящего. Но главный образ – конечно же, «волкодав», что «на плечи кидается», чтобы «загрызть», уничтожить. Только не волков, а людей, «волками» не ставших, – потому что такие новым «царям» России «не ко двору» пришлись. «Не волк… по крови своей» и лирический герой – потому, наверное, и стремится он подальше от «труса», «хлипкой грязцы», «кровавых кровей в колесе». «Чтоб не видеть» всего ужаса, в двадцатом веке сотворённого. Во время чтения этих строк невольно приходят мысли об образах иконописных – не конкретных, конечно, а как самой идеи. На иконе самые жуткие страдания, самые бесчеловечные казни лишены западного натурализма. Не может быть на иконе «кровавых костей в колесе». Это так – заодно… Образ зверя… В русской литературе зверь чаще всего не животное, кроме, наверное, «человек и зверь, и пташка» у Л.Н.Моздалевского или «первого зверя» у Н.С.Гумилёва. Зверь – образ антихриста, к власти стремящегося и жалости не знающего. Зверя, святыни разрушающего и желающего всех кровью «повязать».А лирический герой «не волк», а великий русский поэт, через заблуждения, сомнения, страдания к Кресту пришедший и Родину не покинувший - впрочем, об этом уже говорили. -611505147955Только убили его вовсе «не равные», как и многих, новым «царям» неугодных... Он идет, великий Хам, многорукий, многоногий, Многоглазый, но без-богий Беззаконный, чуждый нам.Слышим, слышим - это он С грубой наглостью смеется;Это он галдит, плюется И смердит со всех сторонПосмотри - он на глазах Топчет розы, рушит зданья, Вековые изваянья Повергая дерзко в прах.Видишь - он уж здесь и там, Возле нас и вместе с нами;Мы стоим пред ним рабами, Шепчем: "Сжалься, грозный Хам" "Шапки к черту предо мной! Я пришел, стихийно-дикий! Я - ваш царь, я - Хам великий, Вам ниспосланный судьбой.В красной пляске круговой Храмы я, смеясь, разрушу;Вырву сердце, вырву душу У живущих головой.Я заставлю пред собой Колебаться в страхе троны;Я к ногам своим короны Брошу с дьявольской хулой.Позабудьте навсегда Знанья, роскошь и искусства:Я вам дам иные чувства, Чувства, чуждые стыда. Одно из самых страшных, самых трагических произведений другого поэта Серебряного века – С.С.Бехтеева «Великий Хам». Они - ему поклонившиеся на людей «кидаются», чтобы всё чистое, светлое, всё человеческое разрушить. Чтобы «загрызть» каждого, человеком оставшегося. Чтобы погибли те, которые в рабов «Великого Хама» превратиться не захотели. Можно сказать, наверное, что у С.С.Бехтеева показана первопричина О.Э.Мандельштамом изображённого - сам зверь, сам антихрист, по России идущий. -733425598170Это из-за него всюду «кровавые кости в колесе» - ведь он пришёл осквернять, разрушать, убивать… Глава четвёртая «Век распятый»Век мой, зверь мой, кто сумеетЗаглянуть в твои зрачкиИ своею кровью склеитДвух столетий позвонки?Риторический вопрос – вернее, - крик души! С него начинается одно из самых скорбных, самых символических произведений поэта с неисчерпаемой глубины названием «Век».Век, зверем ставший – потому что… Кровь-строительница хлещетГорлом из земных вещей,Захребетник лишь трепещетНа пороге новых дней.4707255709930Образ льющейся повсюду крови, на которой строят «новый мир» «творцы новые». На крови тех, кто в «бытие» «новое» не «вписался», кто этот «новый мир» строить «мешает». На крови «старого мира», который возжелали «разрушить до основанья». (О том, что в «Интернационале» звучит призыв к бесам мир Божий разрушить, говорилось уже не раз - и отнюдь не только в авторских исследованиях). И вот появляется ещё один главный образ всего произведения – вернее, ещё одна аллегория. Тварь, покуда жизнь хватает,Донести хребет должна,И невидимым играетПозвоночником волна.Хребет, позвоночник как некая основа...Если все приводимые ранее произведения написаны усиливающим скорбь трёхсложным размером, то здесь скорбь вселенская отражена бодрым, часто «радостным» хореем.Но, как уже говорилось, ритм – лишь «эстетическая материя». А может быть, становится бодрый «ритм» антитезой отражённой в произведении трагедии.Словно нежный хрящ ребёнкаВек младенческой земли –Снова в жертву, как ягнёнка,Темя жизни принесли.Символ слишком очевидный. Снова вспоминается «Распятие» в знаменитом «Реквиеме» А.А. Ахматовой. И Само Распятие, и реки крови Мучеников Христианских во все времена… А после что-то вроде совсем маленького, крошечного «проблеска» в чёрной мгле, Россию окутавшей…Чтобы вырвать век из плена,Чтобы новый мир начать,Узловатых дней коленаНужно флейтою связать.Музыка - Высокое Искусство как спасение!А потому прежде, чем продолжить, обратимся к мыслям великих русских людей.Великие произведения искусства, по словам И.А.Ильина, создаются в тех «сферах», где «проносятся веяния Духа Божьего». А П.А.Флоренский говорил, что для творчества душа должна «напитаться впечатлениями духовного мира». Наконец, как изрёк кто-то из преисполненных Мудрости Духовной Оптинских Старцев, «музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к восприятию впечатлений Духовного Мира». А Отцы Церкви говорили о «Музыке Небесных Сфер», «музыке вращения земли». -817245499745Невольно вспоминается, как в первые века Христианства, для изображения Христа использовали образы античного искусства, наполняя их, конечно, содержанием Священного Писания. Одним из образов был прекрасный Орфей. Потому, может быть, что в царство умерших спустился – и вернулся живым. Но речь сейчас о другой, может быть, менее известной, но истинно прекрасной легенде. Орфей играет на музыкальном инструменте, на флейту похожем, – услышав музыку, выходят на поляну звери. Они не нападают на музыканта, не грызутся между собою – а, как заворожённые, стоят и слушают. О «Музыке Небесных Сфер», «музыке вращения земли» говорили ещё мудрые античные философы… Но ведь именно эта связь с Миром Духовным, самим Творцом неба и земли установленная, в те годы насильственно разрушается. Теперь «играют…ноктюрн… на флейте водосточных труб» (Все помнят, наверное). Теперь «звучит всечеловеческая песнь ненависти», как назвал русский, православный писатель И.С.Шмелёв не раз упоминаемый «Интернационал». Звучит он теперь вместо хвалебных гимнов Создателю.А потому распадается «симфония религии и культуры», о которой говорил великий Н.С.Гумилёв, и «культура», по словам убиенного большевиками П.А.Флоренского «становится не только антибожественной, но и античеловеческой». А потому «вырвать век из плена» и «новый мир начать» не получится, к великой скорби.Это век волну колышетЧеловеческой тоской,И в траве гадюка дышитМерой века золотой.Оттого и тоска, безнадёжность, отчаяние кругом! В древних духовных кантах есть образ «житейского моря», которое «играет волнами» -возможно, потому и у О.Э.Мандельштама образ волны не единожды встречается. По «морю жизни» идут зловещие волны и всех поглощают…-702945784860Поглощают – потому что «в траве гадюка дышит мерой века золотой». Образ гадюки отталкивает, конечно, сам по себе. Но ещё нельзя не вспомнить, что образ змея – это образ дьявола, явившегося людям в Райском Саду, чтобы от Любящего Бога отвратить, чтобы заставить возгордиться и «поклониться» греху. Чтобы быть из рая изгнанными… Мы уже не раз говорили, что образ зверя в русской поэзии чаще всего – образ антихриста, который, говоря вслед за И.С.Шмелёвым, «гонит… к иным мощам». Вот и стал он, по духовной слепоте людей, «мерой века золотой». Сами виноваты, возжелав, как со скорбью великой «констатировал» Патриарх-Исповедник Тихон, «построить… рай на земле без Бога и Святых Его». И ещё набухнут почки,Брызнет зелени побег,Но разбит твой позвоночник,Мой прекрасный жалкий век!Весна - время обновления, возрождения, радости! В одну из весенних ночей поём мы всем миром: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». А без этой песни – без искренней веры в Воскресение Христово – веры в Жизнь Вечную и «набухшие почки» на деревьях, и «зелени побег» смысл, значение теряют. Без веры в Победу над смертью «разбит…позвоночник» - уничтожена Сама Основа Жизни…И с бессмысленной улыбкойВспять глядишь, жесток и слаб,Словно зверь, когда-то гибкий,На следы своих же лап.Пожалуй, в этих строках слово «зверь», в отличии от «века-зверя» употребляется в самом обычном смысле. Обычном, но трагическом – раненого зверя в предсмертной агонии. Зверя, некогда большого и сильного, а ныне кровью истекающего. Скорбное зрелище – и скорбный символ…-61150595250И кто же виноват, что «глядеть» вперёд не на что и незачем?! Сами, от Истины отрекшиеся, не внявшие «предупреждениям» великих русских писателей в антинигилистических романах прозвучавших. (Прежде всего, имеются в виду Ф.М.Достоевский и Н.С.Лесков). И вот повсюду Кровь-строительница хлещетГорлом из земных вещей,И горячей рыбой мещетВ берег тёплый хрящ морей.Неслучайно первые две строки звучат дважды – почти в самом начале и перед финалом.Кровь «хлещет горлом» - перед смертью - как у того зверя раненого. Потому что всё на крови, на костях «строится», а не любовью созидается. Вспомнить хотя бы уничтожение Храма, память о героях Войны со слугой антихриста - Наполеоном хранившего и попытку возведения на месте убийства безобразного неоязыческого «капища». (Не получилось, к счастью). Да сколько примеров таких - трагических... И вот преисполненный скорби и столь «логический» финал:И с высокой сетки птичьей,От лазурных влажных глыбЛьётся, льётся безразличьеНа смертельный твой ушиб.518731531115Безразличие… значит, Небо от людей отвернулось?! Нет – люди отвернулись, посчитав, как сказано в 13 псалме, в безумии своём, что небеса «пустые».Так ка же можно ждать «участия» от Того, в чьё бытие не веришь?! Финал скорбный, но Небеса от мира падшего всё же не отвернулись. Ведь есть, те, что, несмотря ни на какие угрозы и внушения, верили и не отрекались «до смерти». Для кого Воскресение Христово не «сказка», а Духовная Реальность и основа всего на земле происходящего… А потому… В следующей – завершающей главе. Глава пятая вместо заключения «Из бездны к Небесам»!-794385118745Заблудился я в небе - что делать?Тот, кому оно близко,- ответь!Легче было вам, Дантовых девятьАтлетических дисков, звенеть.Не разнять меня с жизнью: ей снитсяУбивать и сейчас же ласкать,Чтобы в уши, в глаза и в глазницыФлорентийская била тоска.Не кладите же мне, не кладитеОстроласковый лавр на виски,Лучше сердце мое разорвитеВы на синего звона куски...И когда я усну, отслуживши,Всех живущих прижизненный друг,Он раздастся и глубже и выше -Отклик неба - в остывшую грудь.С этого четверостишия начинаются два единство составляющие стихотворения. Заблудился – но не отчаялся – потому что в Небе, а не в беспросветной мгле, не «на лестнице чёрной», не в лабиринте лагерей смерти или в лесу с вышками. Прорыв, полёт, поиск истинного пути, духовное преображение и восхождение! Невольно вспоминается знаменитое «Зеркало» А.А.Тарковского. Бесконечные, тёмные, узкие коридоры типографии словно безысходность, словно «ад» на земле. И выход только один – Любовь. Так и в этих загадочных произведениях О.Э.Мандельштама – от мглы и храмы уничтожающего «тарана», «чёрных лестниц» и «сброда тонкошеих вождей», «труса, хлипкой грязцы» и «зверем» ставшего «века» к Небесам! Снова приходит мысль о том, что многие произведения Поэта-Мученика напоминают картины, которые увидеть, понять, постичь можно только на расстоянии – и не только в пространстве, но и во времени. Кстати, и знаменитое есенинское «большое видится на расстоянье» тоже о времени – возможно, о духовном взрослении. Как некий вывод, итог жизненного пути звучат и многие произведения Поэта, Крестный Путь России, разделившего. А эти строки созданы в окаянном тридцать седьмом – за год до смерти в пересыльном лагере... Вот уж поистине – дано великим, много выстрадавшим видеть за границами земного бытия… «Тот, кому оно близко,- ответь!». К кому же обращается лирический герой, явно, считающий себя «неофитом»? Кому Небо «близко»?! Конечно же, Святым, Угодникам Божиим! И вопрошает их поэт вместе со своим лирическим героем. И звучит «вопрос» сей словно «Все Святые. Молите Бога о нас». О Богопознании, о Спасении… Очевидно, отразилась в произведении и Тайная Вечеря, которой посвящено одно из самых трагических произведений – мы уже говорили о нём. Отразился, очевидно, и глубоко символический образ Тернового Венца – повторяться не стоит.Главное, что Небо больше не безразлично к людям, что есть надежда… На что?! На то, что «раздастся и глубже и выше - отклик неба - в остывшую грудь». Что прекращение земного бытия не конец – что есть «продолжение» - в Небе. Потому что Небо «откликнулось»… А самое главное, что отразил поэт, как и многие другие - великие, духовное восхождение, лирическим героем совершаемое. Восхождение, отразившееся и в Русском Осмогласии – потому что музыка и стих неделимы, даже если стихи на музыку не положены. А у О.Э.Мандельштама большинство великих произведений в «ритме вальса» создано…-75628578105Но, как мы помним, состоит произведение из двух неделимых по сути частей. И вот - продолжение - не только литературного текста, но и восхождения. Заблудился я в небе — что делать?Тот, кому оно близко, — ответь!Легче было вам, Дантовых девятьАтлетических дисков, звенеть,Задыхаться, чернеть, голубеть.Если я не вчерашний, не зряшний, Ты, который стоишь надо мной,Если ты виночерпий и чашник —Дай мне силу без пены пустойВыпить здравье кружащейся башни Рукопашной лазури шальной.Голубятни, черноты, скворешни,Самых синих теней образцы, —Лед весенний, лед вышний, лед вешний —Облака, обаянья борцы, —Тише: тучу ведут под уздцы.Снова много загадочных образов, снова, наверное, можно сказать о дохристианских символах, смыслом Священного Писания наполненных. Прежде всего, конечно, «виночерпий и чашник», который «стоит над» лирическим героем, да и над всеми, конечно. Если в предыдущем стихотворении обращается лирический герой к «тем, кому» небо «близко», то здесь к тому, кто «над» - к тому, кто выше. Значит, снова «используя» образ первых веков Христианства, обращается поэт к Самому Создателю! Обращается, потому что «не вчерашний, не зряшний» - а духовно обновлённый, хоть немного начинающий понимать суть и смысл бытия.Дай мне силу без пены пустойВыпить здравье кружащейся башни Рукопашной лазури шальной.«Дай мне силу» быть причастным Вечному Мирозданию, причастным Небу! А образ тучи, которую «ведут под уздцы», стал, возможно, отражением Последней - Самой Загадочной Книги Писания, в которой явлено Откровение. Ведь под уздцы ведут коня. Позволю себе предположить, что здесь – в контексте творчества поэта и времени, когда создавались эти загадочные строки, стала «туча» образом некого преддверия. Сейчас сядет всадник на коня, чтобы потом произнести знаменитые слова: «Иди и смотри» и снять печать с Книги Жизни… В стихотворении, созданном несколькими годами раньше, стремился лирический герой быть причастным Вечной Руси - её многострадальной истории.Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахеИ для казни петровской в лесу топорище найду. 4554855232410Да и само название «Сохрани мою речь» говорит о том же. А теперь причастность Небу. Вроде бы ни слова о России - но написать такие строки мог только истинно русский поэт, сердцем «видевший» суть с нами происходящего и готовый на жертву. В следующем году земная жизнь О.Э.Мандельштама оборвалась… Я скажу это начерно, шепотом,Потому, что еще не пора:Достигается потом и опытомБезотчетного неба игра.И под временным небом чистилищаЗабываем мы часто о том, Что счастливое небохранилище -Раздвижной и прижизненный дом.Эти - созданные в том же кровавом тридцать седьмом строки стали духовным завещанием поэта, разделившего скорби многострадального Отечества нашего и принявшего мученическую кончину. И пусть «чистилища» в православном понимании нет – это скорее всего символ. Главное – помнить о том, что Царствие Божие «нудится», завоёвывается жертвенным служением – независимо от времени земного бытия. И что «назначенье поэта», как и любого, в этот мир пришедшего, «открывает» Господь.1621155-102870Автор - преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей; дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2015, 2019, 2020, лауреат той же номинации 2016, 2017, 2018; автор книг: «Боговдохновенная русская литература» и «Подвиг, возводящий к небесам», автор публикаций литературного сайта «Проза Ру» при Российском Союзе ПисателейГайкова Нина Николаевна Литература.Кошемчук Т.А. «Русская литература в христианском контексте».Сборник поэзии Серебряного века Москва 1995год«Сохрани мою речь» - сборник произведений О.Э.Мандельштама Н.М.Тарабукин «Смысл иконы».Трубецкой Е.Н. «Три очерка о русской иконе» Программа из цикла «Библейский сюжет»канала «Культура», посвящённая О.Э.Мандельштаму «Иосиф Аримафейский» Собственная сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Русский путь»1499235561340 Собственная публикация «От любомудрия к Истинному Христианству». 1651635-529590Творческое исследование «Нравственный выбор человека».Часть первая «Можно ли оставаться равнодушным к добру и злу?!» Добро и зло — основные понятия нравственности. А потому они составляют основу большинства сюжетов мировой литературы, воплощаются в произведениях живописи, музыки. Литературы – прежде всего. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. И добрые, и злые поступки способны менять жизни людей. А отличать их друг от друга, различать добро и зло нас учат с самого раннего детства, Учат сначала на примерах несущих нравственное начало русских сказок, былин, а потом начинает человек постигать Заповеди. -6724656221730 Нельзя равнодушно относиться к добру и злу – потому что это может привести к жестокости и несправедливости по отношению к невинным людям, погубить другого человека. Одним из примеров является произведение "Уроки французского" В. Г. Распутина. Главный герой рассказа - мальчик Володя, находясь далёко от дома, вынужден голодать, кроме того, из-за малокровия ему необходимо молоко. Володя был гордым и самостоятельным, поэтому отказался от помощи, предлагаемой учительницей - Лидией Михайловной. Тогда она, рискуя своей работой, своей репутацией начала играть с учеником в «чику» - потому что другого способа дать ему денег не видела. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна, защищая мальчика, всю вину взяла на себя. И вот талантливый учитель вынужден уволиться и уехать. Но на всю жизнь запомнил Володя уроки доброты, которые преподала ему Лидия Михайловна. В этом произведении мы видим одно из главных отличий добра от зла - доброта часто связана с самопожертвованием, а зло с эгоизмом.-626745765810 А теперь возвратимся в век девятнадцатый - и обратимся ещё к одному из многих и многих примеров доброты и самопожертвования. Знаменитая, добродетели научающая повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Главный герой – Пётр Гринёв по дороге в Белогорскую крепость встречает Пугачёва и, не зная человека, отдает ему заячий тулуп. Это показывает нам Гринёва лишь с хорошей стороны - этот поступок говорит о нём как о добром, щедром, гуманном человеке, способным понять скорби другого, не возвышающим себя над другими. И этот добрый поступок навсегда остался в памяти Пугачёва. Вскоре он, несмотря на свою ненависть к царским офицерам, помогает Петру спасти его возлюбленную Машу Миронову, оказавшуюся в плену. Ведь Гринёв решился помочь ему, несмотря на их социальное неравенство и уговоры Савельича не делать этого. Можно даже сказать, что он отнёсся к Пугачёву по-братски, а в ответ получил такое же отношение к себе. И снова один добрый поступок порождает другой. И вот ещё один пример - роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором мы видим, как люди, не рождённые злыми, злыми становятся. Григорий, один из героев произведения, не был равнодушным и эгоистичным, но окружение сделало его именно таким. Он рос при гувернантках и слугах, поэтому он так и не почувствовал теплоты семейного очага. А фальшивая любовь в светских гостиных разочаровывала его, делая холодным и расчетливым, именно поэтому он так бессердечно относился к женщинам. Именно поэтому без капли сожаления убил Грушницкого. 47986955825490В этом романе мы видим, что равнодушие к добру и злу приводит к злым поступкам. Добро само по себе - без должного воспитания не возникает. А значит, нельзя равнодушно относиться к добру и злу, ведь нет ничего хуже безразличия к чужому несчастью, нет ничего отвратительнее отсутствия желания противостоять злу и бороться за справедливость. Всё злое на земле совершается из-за молчаливого большинства, не оказывающего противодействия жестокости и беззаконию. Зло и добро всегда противостоят друг другу, но только сам человек может решить, на чьей стороне его душа и разум. Самое главное добро и зло не перепутать! И делать всё, чтобы наши поступки вся жизнь наша служила добру.-626745113665Часть вторая«Если человек не служит добру, он «помогает» злу».Можно ли назвать добрым добра никому не делающего, на жизнь безразлично смотрящего, к бедам других равнодушного назвать добрым, даже если зла он никому не причиняет?!Но разве неверно суждение, что не служащий добру злу помогает?! Верно – потому что зло чаще всего скрывается именно за равнодушием. Многим хорошо известны слова Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» И, конечно, не может не говорить об этом вся мировая литература. Те люди, которые не делают ничего, служат злу наиболее рьяно. У них нет идеи, нет желание чему-либо служить, поэтому их души словно пустоты, пустоши где легко поселится самая изощренная жестокость, и ей нечего будет противопоставить. 3937635756920Да вот хотя бы самый известный ещё со школьной скамьи пример - поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Перед нами «галерея» образов помещиков. Они не убивают, не грабят друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России исходит от них. Крепостной – это человек, находящийся в собственности и обязанный службой господину. Но разве может человек принадлежать другому человеку, словно он вещь?! Как могли православные люди творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? «Христианин может быть рабом, - писал Алексей Степанович Хомяков, - но не может быть рабовладельцем».Плюшкин, кажется, воплощает последнюю степень деградации человека. Чичиков принял его за ключницу — не за помещика (кстати, одного из богатейших), не за ключника даже, а за ключницу в грязном дырявом халате. Он настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьяне. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне. Сам автор называет Плюшкина дырой на всём человечестве. В нём возмущает всё – отказ от заботы о своих детях, ограниченность, нравственное уродство, пошлые, унизительные привычки. Помещик утратил человеческий вид, потерял остатки мужского обличья – -721995-177165“платье”, которое выглядывало из-под его верхнего одеяния было явно женским, вокруг шеи обмотан какой-то предмет одежды, а на голове – колпак. Жадность по отношению к себе сказалась на фигуре, внешности, здоровье помещика: худой, даже сухой, сутулый, неопрятный, беззубый старичок, дошедший в своей бережливости до нездоровой крайности. Он не вызывает жалости – к нему можно испытывать только отвращении. При взгляде на него понимаешь безграничную человеческую глупость, ужасающее безумие. Человек создан по Образу и Подобию Божию. Однако в Плюшкине всякие духовные качества отсутствуют.3526155469265Ещё одним примером является повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Безразличие Эраста погубило юную крестьянку. Сначала он признавался Лизе в своих чувствах, обещал ей счастливое совместное будущее. Девушка верила каждому слову юноши, искренне его любила. Но вскоре герой охладел к Лизе, а после внезапно исчез на долгое время. Когда героиня узнала о том, что Эраст помолвлен с другой женщиной, что он предал её, то не смогла выдержать такого удара и сбросилась в пруд. Чувствительная крестьянка находила смысл своей жизни лишь в любви. Поведение Эраста погубило Лизу, и в серьезности трагических последствий безразличия можно увидеть доказательство того, что наивысшая степень жестокости заключается именно в равнодушии.16211551102995Человек не может оставаться с стороне от добра и зла: он либо на одной, либо на другой стороне «баррикад». Даже если мы ничего не делаем, наше бездействие тоже играет на руку злому гению судьбы. Нужно прекратить закрывать глаза на проблемы - надо решать их и помогать решать тем, кто рядом - иначе будет поздно.Авторы – студентки, лауреаты конкурсов: «Новое поколение», «Сократ», «Мир олимпиад» - Соловей Анастасия Александровна и Гордеева Диана Дмитриевна. 4013835-300990«Природа – воплощение живой связи с Небесами-832485-1212850и веры русского сердца»Глава первая «Воплощение жизни и света» Живая связь природы и человека! Без неё не было бы жизни. И величайших литературных произведений не было – они бы просто не могли родиться. «Не то, что мните вы, природа – не слепок, не бездушный лик» - воскликнул однажды великий Ф.И.Тютчев. Она живая, потому что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Вы зрите лист и цвет на древе:Иль их садовник приклеил?Иль зреет плод в родимом чревеИгрою внешних, чуждых сил?..Вопрос риторический. Всё, зримое нами, создано Творцом Неба и земли. И живая связь человека с природой отражает связь нашу с Создателем, хоть поэт и не называет Его. Не садовник «приклеил» листья и сделал плоды зрелыми. Всё это «сделано» единой Рукою Творца.Только, к великому сожалению, есть такие, что не видят этой живой связи. «Живут в сем мире, как впотьмах» - говорит о них поэт. Поэт говорит, вернее, заставляет задуматься о том, что если человек не будет верить в то, что у природы «есть любовь и свобода», «душа и язык», то произойдёт трагедия распада. И потеряв связь с мирозданием, человек потеряет связь с Самим Создателем, потеряет свою душу.Таких «…не встревожит И голос матери самой!..» Поэт относится к этим людям с жалостью. Ему жалко их из-за того, что они не видят и не верят в то, что у природы есть чувства, есть любовь, есть свобода. Ведь тем самым, они не верят в Создателя, не видят чудес его – и жизнь свою делают скудной.-862965-118110Глава вторая «Потеря любви и доверия»А вот ещё одно очень невесёлое размышление - стихотворение другого великого русского поэта Е.А. Баратынского - «Приметы». Пока человек естества не пыталГорнилом, весами и мерой,Но детски вещаньям природы внимал,Ловил ее знаменья с верой;Покуда природу любил он, онаЛюбовью ему отвечала,О нем дружелюбной заботы полна,Язык для него обретала.На любовь человека природа любовью отвечает и поможет во всех невзгодах.Почуя беду над его головой,Вран каркал ему в опасенье,И замысла, в пору смирясь пред судьбой,Воздерживал он дерзновенье.На путь ему, выбежав из лесу, волк,Крутясь и подъемля щетину,Победу пророчил, и смело свой полкБросал он на вражью дружину.Чета голубиная, вея над ним,Блаженство любви прорицала.В пустыне безлюдной он не был одним,Нечуждая жизнь в ней дышала.Там, где нет никого, где вроде бы нет самой жизни человек не был одиноким – потому что природа жила и живет всегда среди нас, в нас самих – потому что Создатель животворит и человека, и мироздание, которое рядом с нами. Но, чувство презрев, он доверил уму;Вдался в суету изысканий…И сердце природы закрылось ему,И нет на земле прорицаний.Но лирический герой утратил любовь к природе – а значит, и любовь к ближнему, «заменив» чувства холодным разумом, расчётом. И тогда природа тоже перестала любить и заботиться - и сердце своё закрыла.-542925601345Поэт скорбит об утрате этой живой связи и словно предупреждает людей. И становятся слова его пророческими…Глава третья «Утрата живой души». Перед нами трагедия века двадцатого в стихотворении крестьянского поэта Н.А.Клюева.Обозвал тишину глухоманью,Надругался над белым "молчи",У креста простодушною даньюНе поставил сладимой свечи.В хвойный ладан дохнул папиросойИ плевком незабудку обжег.Зарябило слезинками плёсо,Сединою заиндевел мох.Как и в предыдущем стихотворении, лирический герой полностью утратил уважение к природе, не говоря уже о любви если он «обозвал тишину глухоманью…» и «плевком незабудку обжег». Вернее, отношение его стало враждебным – и не только к самой природе, если можно «не поставить сладимой свечи» у Креста – потому что свеча символизирует устремлённую к Небесам молитву. Значит, не признаёт он Творца и Его творение – созданное Творцом мироздание – вернее, от Творца отрёкся. Оттого и враждебность, ненависть к Вечной Красоте. Конечно, всё сказанное не только о духовно слепом и злобном человеке. Это словно приход антихриста в окаянном семнадцатом году, когда стали разрушать храмы, разрушать Святость и любовь.И стала постепенно пропадать вера человека в душу мироздания и в её Творца. И потерявшая веру душа начала чернеть, погружаться во мрак. А потому …Светлый отрок - лесное молчанье,Помолясь на заплаканный крест,Закатилось в глухое скитаньеДо святых, незапятнанных мест.Заломила черемуха руки,К норке путает след горностай...Сын железа и каменной скукиПопирает берестяный рай.Мироздание «уходит» от почерневших душ в далекие, неизвестные им места, так как ему нет смысла оставаться там, где его не признают и не уважают. Этот поступок можно сравнить со стихотворением Е.А. Баратынского «Приметы». Как и в том произведении, природа оставляет людей, «закрывает» для них свое «сердце» и уходит. «Сын железа и каменной скуки попирает берестяный рай» - а вместе с ним «попирает» свою душу...2112645-3175Автор – студент, лауреат конкурса «Новое Поколение» Вагапов Егор Владиславович.-756285-544830 «Многогранность образа русской природы в нашей литературе»4128135154940Глава первая. «Обновление и торжество»Пришла, — и тает всё вокруг,Всё жаждет жизни отдаваться,И сердце, пленник зимних вьюг,Вдруг разучилося сжиматься.Всё проникнуто радостью, жаждой жизни, жаждой обновления. Но, наверное, и ещё чем-то бОльшим…Природа – образ её всегда играл огромную роль во всех художественных произведениях - особенно, русской литературы.«Пришла, — и тает всё вокруг…» - и смерть побеждена, и словно сливается с окружающим мирозданием, словно растворяется в нём лирический герой – да и не только он сам, конечно. А расцветающая природа словно «окрашивается» его настроениями и чувствами: «Заговорило, зацвелоВсе, что вчера томилось немо, И вздохи неба принеслоИз растворенных врат эдема.»-756285127635С древних времён хоровод всегда был связан с каким-либо празднеством - и здесь представляется хороводом лес - деревья, празднующие возвращение к жизни «…И в торжестве неизъяснимомСквозной деревьев хороводЗеленоватым пышет дымом» И зазвучала песня как вестник прихода Весны. Песня оттаявшего после зимних «оков» ручья. А также песни птиц, возвращающихся в родные края, которые разливаются по всему небу. «Поет сверкающий ручей,И с неба песня, как бывало;Как будто говорится в ней:Все, что ковало, — миновало.»И вот финал - о красоте, что выше всего земного.«Нельзя заботы мелочнойХотя на миг не устыдиться,Нельзя пред вечной красотойНе петь, не славить, не молиться»Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему песнь-хвалу. А здесь, с подобно Херувимской песни, воспевается победа над смертью. В этом стихотворении природа являлась ключом для отображения всей красоты Жизни, Красоты Небес, победы над смертью. Весна прекрасно это отображает и то, и другое, ведь несмотря на то какой холодной и суровой не была зима, Жизнь всегда приходит и торжествует над смертью. -733425425450Образ весенней природы помогает передать и атмосферу происходящего, и настроение лирического героя – его душевное состояние. Глава вторая «Вестник…»А вот пример из «другой жизни». Окружающая человека природа с помощью различных явлений даёт понять, что с героем произойдет что-то хорошее или плохое. Знаменитое «Слове о полку Игореве» — великий памятник русской литературы, переведённый поэтом двадцатого века Н.А.Заболоцким.Здесь природа является предвестником будущих событий. «Солнце тьмою путь ему закрыло,Ночь грозою птиц перебудила,Свист зверей несется, полон гнева…» -4059555236855Вся природа показывает нам, что идет беда - старается уберечь князя. А он не прислушался к ней «Вспала князю эта мысль на ум —Искусить неведомого края,И сказал он, полон ратных думЗнаменьем небес пренебрегая…»Хоть природа и старается огородить русских воинов от опасности, ей это не удастся, потому что Игорь и его войско желают достичь: «Князю – Славы, почестей – себе!». И попадает из-за ослепляющей гордости князь Игорь в плен к половцам.Но удаётся ему бежать – и побег, возвращение князя Игоря ознаменовано ликованием природы. «И, рассвет веселый возвещая,Соловьи ликуют вдалеке»И появление князя сравнивается с восходом солнца, наступившим после долгой ночи в плену, также солнечный свет передает ликование народа в честь возвращения Игоря –-74866587630«Но восходит солнце в небеси-Игорь князь явился на Руси»В поэме в том числе - и это очень важно – говорится сначала о скорби - о поражении русского войска, а потом и счастливом возвращении Князя на Родину, в и этом проявляется антитеза произведения. И выражается она через образ русской природы. Поражение отразилось через «траурный» вид природы, а возвращение – через природу ликующую. Через ликование родных Князю, как и всякому русому человеку, мест.-588645114300 Глава третья «Живой» рассвет»Мы же снова возвращаемся к поэзии великого и загадочного А.А.Фета«Плавно у ночи с челаМягкая падает мгла;С поля широкого теньЖмется под ближнюю сень;Жаждою света горя,Выйти стыдится заря;Холодно, ясно, бело,Дрогнуло птицы крыло...Солнца еще не видать,А на душе благодать»-5886452526030В этом коротком, но удивительно глубоком стихотворении явно выражено олицетворение природы: «Плавно у ночи с чела…» - у времени суток появляется часть человеческого тела; «Жаждою света горя, выйти стыдится заря» - у зари появляются чувства, присущие людям (жажда и стыд). И перед нами предстает не просто пейзаж – не просто ожидание солнца, а полноценная, насыщенная спокойствием сонной природы, красочная картина. Он вызывает трепет перед рассветом – перед благодатью, новым днём дарованной Образ природы является «краски», «палитру», с помощью которой поэт рисует для нас красоту рассвета. Но главное – солнце разгоняет тьму – тьма «убегает» от света. Так во всех сказках зло, ночью царствующее, перед светом дня становится бессильным. Как ледяные оковы падают с наступлением весны.Во всех приведённых здесь произведениях победу добра над злом отражает образ вечной природы, которая вокруг нас, рядом с нами.Великое множество писателей прибегает к литературному пейзажу. В итоге весь окружающий мир представляется нам в виде картины, благодаря которой мы можем погрузиться и прочувствовать литературные произведения русских писателей.Автор – студент, лауреат конкурса «Новое Поколение» Шестаков Андрей Дмитриевич3937635-590550-855345-445770«Самое главное богатство России». Глава первая.«Бедны внешне,но богаты духовно»Эти бедные селенья,Эта скудная природа —Край родной долготерпенья,Край ты русского народа!Образ России нашей, образ русского народа представлен во многих стихотворениях – это – одна из главных тем нашей литературы.-5353055080 Но в этом хорошо известном всем стихотворении, наверное, увидел, ощутил поэт главное, непреходящее. Внешняя бедность, простота, которая вроде бы сразу в глаза бросается – но ведь стихотворение совсем о другом. Внешняя бедность, неприглядность подчеркивают духовное начало, внутреннюю, с первого взгляда не видную высоту.Не поймет и не заметитГордый взор иноплеменныйЧто сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной.И вот, как нередко бывает в поэзии русской, отражён образ русского народа через антитезу с Западом. Гордый взор Запада не может заметить в нашей смиренной наготе духовное богатство. Потому что взор, ослепленный гордостью, видит только то что на поверхности, внешнюю бедность, он не может заглянуть глубже и увидеть внутреннюю красоту. Ослепляющая гордость и высшая добродетель христианская – Смирение – антитеза не только этого четверостишия, не только всего стихотворения, но и всей жизни человеческой. И вот заставляющий задуматься финал: Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде царь небесныйИсходил, благословляя.Это - главная мысль стихотворения и не только конечно. Это – суть России.Главная мысль чаще всего воплощается в последнем четверостишии – здесь тоже. Русская земля благословенная – её сам Спаситель благословил. Духовное богатство России «гордый взгляд» не увидит – но мы, русские должны видеть и беречь. А ещё должны мы помнить, что нашим писателям великим был дан дар пророчества. -573405-194310Глава вторая «Разные пути объединения» Из переполненной господним гневом чашиКровь льется через край, и Запад тонет в ней.Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —Славянский мир, сомкнись тесней...Стихотворение «Два единства» того же великого поэта. В нем представлена антитеза крови и любви, и говорится, что Запад спаивает железом кровью, а нам надо попробовать спаять его любовью. "Железо" отражает народ, и попытки "спаять" это попытки объединить народ. «Единство, — возвестил оракул наших дней, —Быть может спаяно железом лишь и кровью...»Но мы попробуем спаять его любовью, —А там увидим, что прочней... Кровь же является чем то материальным, внешним, а любовь это что-то духовное, внутреннее. Таким образом получается, что Запад объединяет народ чем-то материальным, Россия пытается объединить народ чем-то духовным. В последней строчке "А там увидим, что прочней..." автор не задает вопрос, а прямо говорит, что народ, объединенный духовно намного сплоченней и "прочней", чем народ, объединенный материально. И ныне во многих странах народы пытаются объединить при помощи материальных благ или запугать. Всем известна трагедия Славянского Мира в Малороссии. Люди, несмотря на наши единые корни, объединяются против России из-за материальных благ, предлагаемых Западом. И льётся кровь мирных людей, с распадом несогласных.Но объединение материальным очень ненадежно - от малейшего просчета оно разрушится. А духовное единство разрушить невозможно.-66484519685Глава третья «Трагедия, утративших духовное богатство»А теперь обратимся ещё к одному стихотворению великого поэта, сказавшего, что «в Россию можно только верить». Над этой темною толпойНепробужденного народаВзойдешь ли ты, когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?..Блеснет твой луч и оживит,И сон разгонит и туманы...Но старые, гнилые раны,Рубцы насилий и обид,Растленье душ и пустота,Что гложет ум и в сердце ноет,-Кто их излечит, кто прикроет?..Ты, риза чистая Христа...В этом стихотворении говорится о единственном пути преодоления порочности общества – вернее, людей. Людей, превратившихся в «темную, непробуждённую толпу». Души их покрыты «старыми, гнилыми ранами» и «растленны». И этот путь спасения - только вера во Христа. Только искренняя вера может излечить нас, избавить общество от порочности. В этом стихотворении, как и в предыдущих, говорит поэт о вере народа русского как о спасении – потому что она - самое главное духовное богатство. Без веры погрязнет России в порочности и погибнет.798195526415Значит, образ русского народа в литературе отражает прежде всего наше духовное богатство, несмотря порою на внешнюю бедность. Автор – студент, лауреат конкурса «Новое Поколение» Глобин Сергей Вячеславович.-687705-194310«Обращённая к Небу Молитва»или«Молитва русских писателей»Глава первая «Звезда, на Россию смотрящая»Звезда полей, во мгле заледенелойОстановившись, смотрит в полынью.Уж на часах двенадцать прозвенело,И сон окутал родину мою…Звезда полей! В минуты потрясенийЯ вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним,Она горит над зимним серебром…Всё произведение проникнуто любовью к Родине, к красоте родного края. Главные его образы – звезда и сам лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. И память об этой звезде помогает ему пережить все жизненные потрясения. Когда становится ему было тяжело, когда одолевают жизненные испытания, вспоминает он звезду, что тихо светит из-за холма – светит всегда - в любое время года. Она символ родного края. 4166235206375«Звезда полей» для автора, для его лирического героя, как и для всего народа, корней своих не утратившего, путеводной звездой. Она самая яркая и самая родная - звезда его любимой родины. Звезда которая освещает его жизненный путь, как две тысячи лет назад Вифлеемская звезда указала путь волхвам, пришедшим поклониться Божественному Младенцу, указала путь пастухам.-809625116205 Глава вторая «Звезда, начало Спасения возвестившая»В эту ночь Земля была в волнении:Блеск большой, диковинной звездыОслепил вдруг горы и селенья,Города, пустыни и сады -Написал задолго до рождения Н.М.Рубцова поэт-славянофил А.С.Хомяков.-80962511430Звезда привела в пещеру, в которой лежал в яслях Сын Божий, пришедший спасти людей. И русский народ всей душой, всем сердце, всем разумом своим принял веру Христианскую и сохраняет её, свято чтя Заповеди Божии. Можно сказать что звезда Вифлеема стала путеводной звездой для русского народа – и совсем неважно, что не говорит поэт прямо о Звезде Рождества – такими словами говорят о Вечном, о Святом. И потому…Звезда полей горит, не угасая,Для всех тревожных жителей земли,Своим лучом приветливым касаясьВсех городов, поднявшихся вдали.Но только здесь, во мгле заледенелой,Она восходит ярче и полней,И счастлив я, пока на свете беломГорит, горит звезда моих полей…Родных полей России… Глава третья «Благая Весть, в звезде воплотившаяся».-657225469904520565191770И снова обратимся к строкам великого славянофила:В час полночного молчанья,Отогнав обманы снов,Ты вглядись душой в писаньяГалилейских рыбаков, —И в объеме книги теснойРазвернется пред тобойБесконечный свод небесныйС лучезарной красотой.В стихотворении поэт нашёл великолепный образ звезды мыслей, звезды молитв - звезды, разгоняющей мглу сердца и заставляющей сердце гореть. Ведь смысл Слова Божьего так же бесконечен, как небесный свод с его бесчисленными звёздами.Одна, одна над белою землеюГорит звездаИ тянет вдаль эфирною стезеюК себе — туда.О нет, зачем? В одном недвижном взореВсе чудеса,И жизни всей таинственное море,И небеса.И этот взор так близок и так ясен,—Глядись в него,Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен —Царем всего. Строки великого русского мыслителя и поэта В.С.Соловьёва.Созерцание звёздного неба устремляет сердце к молитве, даже если не говорится о том напрямую.-733425275590Поэт говорит о звёздном, чистом, безграничном небе как об общении людей земли с Самим Творцом. Звезда сродни молитве, не имеющей границ во времени и пространстве. Смотрящая на землю Звезда тянет за собой «эфирный шлейф» - тянет «к себе туда» - в Небеса – к Создателю. Молитва человека - это обращение к Богу - и искренне молящийся человек открывается своё сердце и становится духовно чище и прекраснее. «Звёзды смотрят словно Божьи очи», - написал в одном из стихотворений А.С.Хомяков. И в произведении В.С.Соловьёва, как и в стихотворении Н.М.Рубцова, смотрит на землю Звезда Рождества, делая молящихся причастными Тайне Мироздания. 1057275266700Автор – студент, лауреат конкурса «Новое Поколение» Юров Михаил Андреевич.-611505-278130Очерк «Третье июля…»Озеро Белое, озеро Чёрное - словно пришли из далёких веков. Словно из сказок, из песен, былин.Может быть, даже из тех времён далёких, когда предки наши ещё в воды Днепра для Крещения Святого не погрузились… 503110527305 Может быть… Только ныне с озёрами рядом высятся два величественных Храма Православных – не монастырь, а Комплекс Храмовый. Один из них – тот что побольше – в честь Праздника Двунадесятого – Богородичного – последнего в Круге Лета Господня пред Новолетием Церковным. Вспоминает в Этот День Святая Церковь Православная о Её восхождении на Небеса после жизни земной. В честь Праздника Этого и Главный Собор Кремля Московского – Главный Собор Всея Руси возведён.-80200544450 Есть в Храме сем Чудотворная Икона Матери Божией, что Косинской зовётся - потому что Храм в бывшем селе, а ныне в юго-восточной окраине Столице – Косино.5132070391795Останавливалась пред Образом Чудотворным холера, исцелялись, недугом одержимые.И ныне нескончаемым потоком идут с Косинскому Образу - к Матушке - Заступнице со своими скорбями и радостями. И каждую субботу Акафист пред Образом Чудотворным читается. Есть список Иконы и в другом Храме, что в честь одного из самых почитаемых Святых всего мира христианского - помощника и путешествующих, и невинно осуждённых, и Тайного Благотворителя. -710565783590 Среди образов иконописных есть один очень редкий – Инок на Кресте, а рядом бес, пытающийся с Креста инока согнать. Веский повод задуматься о том, что ежечасно лукавый силится помешать каждому из нас свой Крест нести, выполнять Свыше Предначертанное. А ещё, находясь здесь, невозможно не обратиться к Мученикам Косинским, властью антихриста убиенных. Образы их тоже в обоих храмах – как им не быть?! Священнослужители: Алексий, Евгений, Иоанн и мирянин Николай Гусев, которому только восемнадцать было.-1024890741680468249071120Удивительный Образ! Блаженный Николай изображён в красной рубашке – цвет жертвенной крови – Мученик Николай на полигоне смерти близ села Бутово от рук безбожных палачей пулю «принял». За что?! Конечно, «за контрреволюционную деятельность», которая в том лишь и «состояла», что жил Блаженный Николай в шалаше, недалеко от Косино и людей исцелял. И был всеми верующими глубоко почитаем... А ещё Образ его Иконописный словно напоминает прекрасные картинки из сказок, былин. Именно таких - истинно русских парней и мужиков более всего ненавидела власть «иродов новоявленных» - и тысячами смерти придавала. А что уж о Служителях Церкви Православной говорить?!...-390525-151130 В память об их мученической кончине у входа часовня возведена… Однако рассказ наш «Третье июля» называется. А третье июля – День Памяти Косинской Иконы Матери Божией.А потому, прежде, чем продолжить, ещё раз внимательно вглядимся в Образ Новомучеников Косинских – трёх Священнослужителей и Мирянина, которого Блаженным называли. Стоят они на берегу озера, а за ними Храмы, о которых мы рассказали – их легко узнать. А Озеро не Чёрное и не Белое, а Святое – оно метрах в восьмистах отсюда. Рядом и улица Святоозерской называется. История Озера о Китеже напоминает – так и назвал один из авторов: «Московский Китеж». Много веков назад ушёл на дно Озера не город, конечно, а величественный Храм – ушёл до Второго Пришествия.5342255328930И вот однажды накануне Памятного Дня – второго июля после праздничной службы видели над Святым Озером очертания Храма, на дно ушедшего … Не дай Господь нам из гордости или по неразумению пытаться о том судить, объяснять...А третьего июля каждый год после Поздней Литургии идёт к Святому Озеру из Храма в Честь Блаженного Успения Ея Крестный Ход с чтение Акафиста пред Образом Косинским Матери Божией. Однажды даже взяли с собой благочестивые прихожане младенца новорожденного, которому Святое Крещение ещё только предстояло. На берегу Водосвятный Молебен совершается – а после садится Батюшка в лодку и плывёт с Образом Чудотворным, воды Озера освящая. Теперь уже и мирянам входить можно. Кто-то, по немощи телесной, у берега в воду погружается, а кто может плывёт с молитвой до середины и к берегу другому. (См. также «Небесное, в земном воплотившееся». Очерк первый. Глава третья).-748665106045 В этот раз из-за морового поветрия не было крестного хода... ну да что поделаешь?! Слава Богу, службы с Троицкой Субботы Родительской Субботы возобновились. Если очень много народа, так и на улице постоять можно – Благодать молитвы оттого не иссякнет… Ныне на берегу Святого Озера Храм солнечного цвета возведён – возведён в честь одного из самых удивительных Образов Ея, что Живоносным Источником именуется.5142230492125 Да как не быть Образу Сему рядом с водами Озера?! И как не быть в Храме Образу Ея Косинскому?! ... Вспоминается 2009 год – на берегу только доски для строительства будущей Святыни сложены. Да и вообще - всё вокруг неблагообразно. Святость на дне Озера сокрыта, а зримые образы почти за километр – отсюда не видать... Сейчас это трудно, невозможно представить – и не надо, не дай Бог представлять!!! И какая-то в людях, в Косино живущих, озлобленность, агрессия – не в тех, конечно, что Крестным Ходом пришли.Иногда такое ощущение возникало, что были здесь капища (Какое зловещее, неблагозвучное слово!) самых злых, коварных идолов – и до сих пор «стоят» незримо – и «отпускать» не хотят. А однажды после крестного хода и молебна вдруг бес в одной женщине взыграл – и начала она кричать и в истерике биться. Подошёл Батюшка и молиться стал, а потом дал ей Крест поцеловать – вроде бы успокоилась.Только во время происходящего рядом милиционер (тогда ещё милиция, а не полиция была) неотлучно находился зачем-то. Неужели всерьёз решил страж порядка, что беса скорее Батюшки, скорее Креста Животворящего, Исцеляющего «одолеть» сумеет?! Скорее грустно, чем смешно – издержки семидесятилетнего безбожия.-641985605790 Как не вспомнить, что в годы насаждаемого безбожия эти «стражи порядка» в Дивееве обувь молящихся в воду сбрасывали, «чтобы неповадно было» к Старцу Святому приезжать; как в Святую Ночь от Крестного Хода людей отваживали, несмотря на прописанную в Конституции «Свободу совести и вероисповедования»! Времена изменились – и стражи порядка вынуждены около святынь, во время крестных ходов на Праздники дежурить. Дай Бог, чтобы и сердцем к Духовному Началу, к Источнику Жизни оборотились…3676650885825 Как мы уже сказали, ныне на берегу, словно очистившись от многолетней мерзости запустения, вышел из небытия и забил Живоносный Источник. Дай Бог и людям, что в информационном пространстве безумствовали, от «агрессии неоязычества» очиститься, как очистились воды источника от ила и сорных трав. (См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего». Глава «Источник Жизни – Святости Источник»)...А через дорогу вознеслась к Небесам ещё одна Святыня, словно Свет Неземной отразившая. Храм Патриаршего Подворья в честь Троицы Живоначальной возведённый. (См. также «Небесное, в земном воплотившееся». Очерк первый. Глава третья). Возвышается он надо всей суетою – ведь Троица Живоначальная – Основа всего сущего… Осталось лишь вспомнить, что в том же 2009 году в этот День в Храме пред Образом Косинским Чудотворным прозвучала песня о Пресвятой Богородице, иноками Донской Обители сложенная. Ныне слова её хорошо известны-74866559055Богородице, Богородице,Матерь света, Любви и добра –Ты надежда моя, Богородице,И Руси возрожденья пора…Богородице, Богородице,Живоносный источник чудес,Вся Святая Русь Тебе молитсяИ долины, и горы, и лес… Мы же на сим завершаем путешествие во времени и пространстве и нашу небольшую беседу.-68008580010Ныне День Чудотворного Образа Косинского Матери Божией – Царицы Небесной, Заступницы за нас, грешных. О всепетая и всемилостивая Мати, приими ныне молебное пение наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и благоговением Тебе возносимое. Призри милостивно на веру и упование наше и всесильными Твоими молитвами избави нас от всякия напасти, болезни, внезапныя смерти и сподоби в блаженстве вечном со всеми святыми хвалу Богу воспевати: Аллилуиа.Пресвятая Богородица! Спаси Россию от морового поветрия! Вразуми неразумных…1704975118110 Автор - преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей; дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2015, 2019, 2020, лауреат той же номинации 2016, 2017, 2018; автор книг: «Боговдохновенная русская литература» и «Подвиг, возводящий к небесам», автор публикаций литературного сайта «Проза Ру» при Российском Союзе ПисателейГайкова Нина Николаевна Финал – и Слава Богу за всё.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X