Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Удовина Галина Михайловна

Путешествие по Байкалу

скачать документ

Вернуться назад

НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Путешествие по Байкалу»Удовина Галина МихайловнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» (МБДОУ «Детский сад №2»), город Усолье - СибирскоеВоспитательЦель: создать условия для развития у детей познавательного интереса к уникальному озеру – Байкалу.Задачи: Образовательные:Расширять знания детей о животном и растительном мире Байкала, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения. Дать представление о свойствах пресной воды.Учить выделять существенные признаки объектов, классифицировать.Развивающие:Развивать умения и навыки, необходимыми для осуществления опытно - экспериментальной деятельности.Развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащать словарный запас.Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о ней. Воспитывать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.Предварительная работа:Рассматривание на глобусе и карте Иркутской области озера Байкал; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций художников о Байкале, животном и растительном мире Прибайкалья.Технические средства: ноутбук, презентация «Озеро Байкал».музыкальные – аудиозапись песни «Славное море - священный Байкал» слова Д.П.Давыдов.Материал:Картинки с животными жарких стран и Прибайкалья. Бутылка «Байкальская вода».Для опыта -таз с водой, воронка, песок, ватный диск, прозрачные стаканчики, салфетки. Два мусорных пакета и различные предметы в качестве «мусора».Форма проведения: интегрированная НОД.Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, музыкальная.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Ход непосредственно образовательной деятельности:I вводная часть:Воспитатель: ребята, сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? Дети: Сибирь. Воспитатель: как называют людей, которые живут в Сибири? Дети:сибиряки. Воспитатель: а сибиряки, какие это люди? Дети: сильные, смелые, храбрые, закаленные, дружные.Воспитатель: Есть в Сибири озеро большое,В нём вода прозрачна и чиста.Называем озеро мы - море,Им гордится вся наша страна.- О каком озере говорится в стихотворении? Дети: об озере Байкал.II основная часть:Воспитатель: ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать об озере еще больше? Предлагаю отправиться в путешествие по Байкалу. Вы согласны?Дети: согласны!(показывает презентацию «Озеро Байкал»)Воспитатель: Байкал – это гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить. В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна река Ангара.Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким «сокровищам» относятся знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом Байкала. На озере Байкал дуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает до 40 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют как лакомство, для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептах.Дети, какие животные водятся в лесах Байкала? (ответы детей)Ребята, посмотрите, у нас появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.Проводится дидактическая игра «Из какой природной зоны эти животные»Цель: закреплять у детей знания о названии животных, об их внешнем виде, месте обитания. Развивать внимание, мышление, речь.Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает картинки с животными жарких стран, а другая – с животными нашего региона. Затем каждая команда проверяет друг друга, как справились с заданием.Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.В снежном логове родятся.Простудиться не боятся.Подрастут – начнут нырять,Шубки белые менять.Если очень повезёт –Лет полсотни проживёт.Что за зверь такой с усами?Ну, подумайте-ка, сами!Дети: это нерпа.Воспитатель: нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Весной, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.- А теперь послушайте загадки про других обитателей озера: Начинается на «о»,Ох, и любят же его!Говорят – живет в Байкале.Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)Омуль - это рыба, которая обитает только в Байкале. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро.Что за рыбка-невеличка –меньше вашей рукавички?Бледно-розова, нежна-Студеная вода нужна.А на солнце рыбка тает,Рыбьим жиром истекает.Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.А это рыбы-хищники: даватчан и хариус. Даватчан вооружен крепкими, острыми зубами, торчащими наружу. Хариуса узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они и помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.Желтокрылку – неболшую рыбку, похожую на веретено, - рыбаки ловят сетями. Она прозвана так потому, что у её самцов в период нереста плавники окрашиваются в желтый цвет.Следующая загадка:Зоркий глаз парит высоко, но не ястреб и не сокол.Это хищная птица орёл. В Прибайкалье обитает семь видов орлов. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орёл. Размах его крыльев достигает двух метров, а живет он до ста лет. Орёл у бурят –птица особенная. Священный белоголовый орел - герой многих древних байкальских легенд.Это чайка.Чайки гнездятся на скалистых берегах Байкала и его островов. Какие ещё птицы облюбовали эти места? Особенно много здесь разных видов уток. Иногда можно встретить диких гусей, лебедей-кликунов, бакланов, серых цапель и гагар. Проводится физкультминутка «Вот мы к озеру спустились»Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.Вот мы к озеру спустились.  Дети образуют круг.Наклонились и умылись.  Наклоняются, трут лицо руками.Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают водой в лицо.Вот как славно освежились.А теперь поплыли дружно. Идут по кругу.Делать так руками нужно:Вместе – раз, это брасс. Изображают брасс, двигаясь по кругу.Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.Вышли на берег крутой.  Идут по кругу, взявшись за руки.Воспитатель: ребята, когда мы с вами умывались и плавали, вода в Байкале была какая?Дети: вода была чистая, прозрачная! Воспитатель: теперь давайте подойдем к этому сосуду, что вы видите?Дети: в сосуде вода грязная.Воспитатель: Ее можно пить? В такой воде можно жить рыбам, нерпам? (Рассуждения детей).- Как можно воду сделать чистой? (Ответы детей). Воспитатель: Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? (Ответы детей).Воспитатель: правильно, вода становится чистой, прозрачной. Но если вода в Байкале станет такой грязной, человек сможет вот легко ее очистить, сделать пригодной для жизни водных обитателей? (ответы детей)Воспитатель: Конечно, не сможет. Какой мы с вами делаем вывод?Дети: нужно не засорять Байкал, беречь озеро! Воспитатель: правильно, ребята! Байкал окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу Байкала, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята, а как надо себя вести в лесу? (ответы детей). Самое главное не шуметь, чтобы не испугать жителей леса и не помешать их спокойной жизни. Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет!»Проводится словесная игра «Если я приду в лесок»Если я приду в лесокИ сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожокИ выброшу бумажку? (нет) Если хлебушкакусокНа пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу Колышек подставлю? (да) Если разведукостер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду? (нет) Если мусор уберу,Банку закопаю?(да)Я люблю свою природу,Я ей помогаю (да).Давайте же добрее будем Душою чище и мудрейПоможем мы с Байкала, люди, Убрать свой мусор поскорей!Воспитатель: Всем приносил пользу Байкал. Приезжают люди отдохнуть около озера. Напившись воды, наевшись еды, отдохнув, они едут домой. После себя отдыхающие оставляют очень много мусора: железных банок, стеклянных бутылок, бумажек, наломанных веток. Весь этот мусор потом попадает в БайкалПроводится подвижная игра «Собери мусор, оставленный отдыхающими»Цель: повышение уровня экологической культуры дошкольников. Развивать двигательную активность. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.(Два участника держат пакет для мусора, другие члены команды должны быстро собрать как можно больше мусора).Воспитатель: молодцы, ребята! Быстро справились с заданием и помогли Байкалу в этой беде! А вы, когда вырастите, будете беречь природу Байкала?Дети: конечно будем беречь!(дети читают стихи)Нужен Байкал тебе и мне,Нужен чистый воздух на заре,Птичий гомон, и синева рек,Солнце, дождик и белый снегДавайте будем его беречь,Не будем силы свои жалеть.Пусть будет вечно он голубой,Наш добрый батюшка, Байкал дорогой!III заключительная часть:Воспитатель: Ребята, могучему Байкалу очень понравилось, как вы бережно относитесь к природе, как много знаете о растительном и животном мире. За это он вас поблагодарил небольшим подарком. Байкальская вода — это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту воду, и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества. Путешествие окончено, всем большое спасибо.Звучит песня «Славное море - священный Байкал».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X