Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Белькова Ксения Дмитриевна

ТРИЗ Технология

скачать документ

Вернуться назад

ТРИЗ ТехнологияБелькова Ксения ДмитриевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад №34 (МБДОУ – Детский сад №34), г. ЕкатеринбургВоспитательНе так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам. Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами.Методы и приемы ТРИЗ.1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.- Как не промокнуть под дождем?- Как выгнать лису из заюшкиной избушки?- Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.2. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.Фантастическое животное: обезьянозаяц - умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.Новая игрушка: говорящий мячик - прыгает и поет песенки.3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д.-В чем живут жидкие человечки?-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.Реальная составляющая - поймал старик неводом рыбку.Фантастическая составляющая - говорит человеческим голосом, и плавает в море.Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.«Хорошо - плохо»(метод мозгового штурма, с 3-х лет)Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.«Что умеет делать?»(метод мозгового штурма, с 3-х лет)Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.Пример: - Что может мяч?- Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?«Все в мире перепуталось»(метод системного анализа, с 3-х лет)Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.Природный мир: воздух, вода, земля.Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?«На что похоже»(метод мозгового штурма, с 3-х лет)Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)- На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)- Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).«Раньше-позже»(метод системного анализа, с 3-х лет)Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).Пример:- Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?- Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?«Один, два, три, ко мне беги»(метод системного анализа, с 3-х лет)Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.«Где живет?»(метод системного анализа, с 3-х лет)Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…«Мои друзья»(метод мозгового штурма, с 4-х лет)Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.«Волшебный светофор»(метод системного анализа, с 4-х лет).Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.«Наоборот»(метод мозгового штурма, с 4-х лет)Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).Пример: Острый – тупой,быстрый – медленный,холодный – горячий,разъединять - соединять…Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.«Чем был - чем стал»(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.«Дразнилка»(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.Заяц: прыгалка, белячок, трусище.Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.«Фоторобот»(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.«Теремок»(метод системного анализ, с 5-ти лет).Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.«Помоги герою»(метод Робинзона, с 6-ти лет)Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?«Волшебный телевизор»(метод системного анализа, с 6-ти лет).Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.Словесное восстановление по стихотворению:Если мы рассмотрим что-то…Это что- то для чего-то…Это что-то из чего-то…Это что-то часть чего-то…Чем-то было это что-то…Что-то будет с этим что-то…Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!«Лимерики»(от анг. - вариант сказочной небылицы).(метод каталога, с 6-ти лет).Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,- вторая строка – характеристика героя или его действие,- третья строка - реализация действия,- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.Примерные вопросы для метода мозгового штурма.- Как не ссориться с мамой?- Как помочь себе фантазировать?- Как не промокнуть под дождем?-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?- Как не пустить медведя в Теремок?- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?- Что сделать безудержно веселое?- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?- На чем еще можно рисовать?- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?- Что будет, если уничтожить всех волков?- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?- Как сделать необычную льдинку?- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?- Как можно поприветствовать хорошего человека?- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?- Как достать сосульку с крыши?- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?- Куда в группе можно спрятать куклу?- Куда я спрятала конфету?- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?- Как найти самого умного человека в королевстве?- Чем вреден комар? Чем комар полезен?- Как можно определить время, если нет часов?- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?- Придумать новое природное явление.- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.- Придумать насекомое с необычными свойствами.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X