Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алясова Татьяна Александровна

Профилактическая программа "Навигатор"

скачать документ

Вернуться назад
Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: социально-педагогическая
Программа направлена на формирование навыков самоконтроля, умения сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, навыков принятия решения, критического мышления, навыков совладания со стрессами, управления эмоциями.
Актуальность:
формирование позитивных ценностей и установок личности;
формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Цель программы:
формирование у подростков позитивных ценностей и установок личности относительно собственного здоровья, как необходимого условия для предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики ВИЧ/СПИДа.
Задачи программы:
формирование у подростков развитой Я-концепции;
формирование активной жизненной позиции;
осознание подростками необходимости нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор;
развитие навыков принятия и выполнения решений;
развитие умения отстаивать свои границы, умения сказать «нет»;
знакомство подростков с проблемой распространения ВИЧ/СПИДа;
понимание и осознание подростками того, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ;
помощь в осознании влияния средств массовой информации на отношение людей к различным сферам жизни, формирование навыков оценки информации, получаемой из СМИ;
развитие социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
формирование у подростков убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни – это эффективная профилактика ВИЧ/СПИДа.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: подростки, занимающиеся по программе, не только получают достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе и проблемах, связанных с употреблением ПАВ. Программа направлена на формирование у участников здорового образа жизни, жизненных навыков, необходимых для снижения риска заражения ВИЧ, употребления ПАВ (навыки принятия и выполнения решений, умения отстаивать свои границы, сказать «нет», справляться со стрессовыми ситуациями, снимать эмоциональное напряжение без употребления наркотиков и т.д.), на осознание подростками важности нравственного поведения, заботы о собственном здоровье и ответственности за здоровье близких людей.
Возраст детей: подростки 14-16 лет (обучающиеся 9 классов).
Срок реализации программы - 1 год.

Формы и режим занятий: ролевые игры, упражнения по тематике занятия,
групповые дискуссии, беседы, тренинги, мини-лекции, моделирование ситуаций, тесты, мини-сочинения, коллажи, конкурсы, мозговые штурмы. Время проведения занятия 1 час в неделю, 37 занятий.
Ожидаемый результат: повышение уровня самоконтроля; умение сопротивляться предложения употреблять ПАВ; формирования навыков принятия решения, критического мышления; формирования навыков разрешения конфликтов.
Способы определения результативности: входящая и исходящая диагностика.
Формы подведения итогов: обратная связь, с целью изучния мнения подростков о программе, влияние занятий на изменение установок отностительно употребления психоактивных веществ.






























Учебно-тематический план



Тема занятия
Количество
часов

1.
Личность и индивидуальность.
3

2
ВИЧ-инфекция и СПИД
1

3
Зависимость. Что это?
1

4
Человеческие ценности и социальные нормы.
2

5
Цели и смысл жизни.
2

6
Моя семья.
2

7
Самостоятельность, выбор, ответственность.
1

8
Уверенность в себе. Принятие решения
3

9
Творчество и самовыражение
1

10
Эмоции и чувства.
2

11
Стресс.
4

12
Общение, дружба, социальная поддержка.
3

13
Групповые нормы, конформизм.
2

14
Конфликт.
3

15
Безопасное поведение.
2

16
Манипуляции в СМИ: как противостоять манипуляции.
3

17
Здоровый образ жизни.
2

18
Итоговое занятие.
1

Итого: 37 часов














Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия
Кол-во часов
В том числе
Примечание




Теория
Практика


Личность и индивидуальность(3 часа).

1.
Вводное занятие

1
0,5
0,5


2.
Личность и индивидуальность

1
0,5
0,5


3.
Уважительное отношение к своей и чужой личности
1
0,5
0,5


ВИЧ-инфекция и СПИД (1 час).

4.
Повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом
1
0,5
0,5


Зависимость. Что это? (1 часа)

5.
Химическая зависимость.
1
0,5
0,5


Человеческие ценности (2 часа).

6.
Формирование представления о системе ценностей.
1
0,5
0,5


7.
Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.
1

0,5
0,5


Цели и смысл жизни (2 часа).

8.
Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.
1
0,5
0,5


9.
Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.
1
0,5
0,5


Моя семья (2 часа).

10.
Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.
1
0,5
0,5


11.
Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.
1
0,5
0,5


Самостоятельность, выбор, ответственность(1 час).

12.
Формирование навыков, необходимых для принятия самостоятельного решения
1
0,5
0,5


Уверенность в себе. Принятие решения (2 часа).

13.
Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.
1
0,5
0,5


14.
Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.

1
0,5
0,5


Творчество и самовыражение (1 час).

15.
Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.
1
0,5
0,5


Эмоции и чувства (2 часа).

16.
Разнообразие эмоций и чувств.

1
0,5
0,5


17.
Выражение своих эмоций и чувств
1
0,5
0,5



Стресс (4 часа).

18.
Понятие стресс и позитивное отношение к нему
1

0,5
0,5


19.
Способы преодоления стресса.
2
0,5
1,5


20.
Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.
1
0,5
0,5


Общение, дружба, социальная поддержка (3 часа).

21.
Понятие социальная поддержка.

1
0,5
0,5


22.
Дружба, дружеские отношения.
1
0,5
0,5


23.
Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении.
1
0,5
0,5


Групповые нормы. Конформизм (2 часа).

24.
Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы.
1
0,5
0,5


25.
Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ.

1
0,5
0,5


Конфликт (3 часа).

26.
Созидательный потенциал конфликтных ситуаций.
1
0,5
0,5


27.
Возможность решения большинства житейских конфликтов
2
1
1


Безопасное поведение (2 часа).

28.
Опасное и безопасное поведение.
1
0,5
0,5


29.
Определение опасных ситуаций.
1
0,5
0,5


Манипуляция в СМИ (3 часа).

30.
Приемы психологическое манипулирования.
1

1


31.
Противостояние манипуляции.
1


1


32.
Критическое отношение к рекламе.
1

1


Здоровый образ жизни (2 час).

33.
Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ инфекции.
2
1
1


Итоговое занятие (1 час).

34.
Обратная связь.
1

1



Итого:
37
16
21































Содержание программы.

1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Беседа «Правила групповой работы, выработка правил группового взаимодействия»
Практическая часть. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто..», тест «Продолжительность моей жизни»
2.Личность и индивидуальность
Теоретическая часть. Групповая дискуссия «Что такое личность»
Практическая часть. Упражнение «Никто не знает», «Букет индивидуальностей»
3.Уважительное отношение к своей и чужой личности
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Упражнение «Карта мой личности», «Я как все..., я как никто другой..»
4.Вич-инфекция и СПИД.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом.
Теоретическая часть. Мини - лекция «Психологические границы»
Практическая часть. Упражнение «Моя любимая книга», «Кто он?»
5.Химическая зависимость.
Теоретическая часть. Мини-лекция «Что такое ВИЧ/СПИД?», Анкета «ВИЧ-инфекция и СПИД»
Практическая часть. Упражнение «Линия риска»
6. Человеческие ценности. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.
Теоретическая часть. Дискуссия «Что такое наркотики», мини - лекция «Как возникает химическая зависимость?»
Практическая часть. Упражнения «Создай скульптуру», «Спорные утверждения»
7.Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое «»ценности»?
Практическая часть. Дискуссия «Конфликт ценностей», упражнение «Мои ценности»
8. Цели и смысл жизни. Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.
Теоретическая часть. Упражнение «Миллион долларов»
Практическая часть Упражнения «Я-Ты-Мы», «Солнце светит на того...»
9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.
Теоретическая часть. Упражнение «Прошло – настоящее - будущее»
Практическая часть Упражнения «Волшебный стул», «Стрела будущего»
10.Моя семья. Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.
Теоретическая часть. Беседа «Моя семья»
Практическая часть. Упражнения «Герб моей семьи», «Карта мира»
11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое любовь?»
Практическая часть. Упражнение «Магазин»
12.Самостоятельность, выбор, ответственность. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения
Теоретическая часть. Примеры принятия различных решений
Практическая часть. Мозговой штурм «Какие проблемы чаще всего испытывают мои ровесники»
13.Уверенность в себе. Принятие решения. Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.
Теоретическая часть. Мини-лекция «Принятие решения»
Практическая част. Ролевая игра «Сомнительные приключения»
14 . Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Упражнение «Как принять решение?»
15.Творчесто и самовыражение. Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.
Теоретическая часть. Упражнение «Дедукция»
Практическая часть. Упражнения «Башня»
16.Эмоции и чувства. Разнообразие эмоций и чувств.
Теоретическая часть. Беседа «Эмоции и чувства»
Практическая часть. Мини-сценки «Чувства и ситуации»
17. Выражение своих эмоций и чувств
Теоретическая часть. Дискуссия «Эмоции и психоактивные вещества»
Практическая часть. Упражнения «Нарисуй эмоцию», «Выражение гнева»
18. Стресс.Понятие стресс и позитивное отношение к нему
Теоретическая часть. Мини-лекция «Виды стресса»
Практическая часть. Упражнения «Признаки стресса», «Шарады»
19. Способы преодоления стресса.
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Релаксация «Место для раздумий», Беседа «Способы преодоления стресса»
20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Какими способами можно преодолеть стресс?»
Практическая часть. Упражнение «Поведение в стрессовых ситуациях»
21.Общение, дружба, социальная поддержка. Понятие социальная поддержка
Теоретическая часть. Беседа «Что такое социальная поддержка?»
Практическая часть. Мини-сценки «просьба о поддрержке», упражнение «Мне помогут»
22.Дружба, дружеские отношения.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое дружба?»
Практическая часть. Упражнения «Принципы дружеских отношений», «Шепот ангела»
23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении
Теоретическая часть. Мини - лекция «Пассивное, агрессивное, ассертивное поведение», упражнение «Всеобщее внимание»
Практическая часть. Упражнение «Без маски», «По Амазанке»
24.Групповые нормы, конформизм. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы
Теоретическая часть. Актуализация знаний участников, упражнение городок
Практическая часть. Упражнение «Противостояние», ролевая игра «Кто на новенького?»
25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ
Теоретическая часть. Беседа «Законы. Правила. Права .»
Практическая часть. Мини -сценки «противостояние влиянию», беседа «Мифы о..»
26. Конфликт.Созидательный потенциал конфликтных ситуаций
Теоретическая часть. Беседа «Настроение и конфликт»
Практическая часть. Упражнения «Ранжирование конфликта», «Все вместе»
27.Возможность решения большинства житейских конфликтов
Теоретическая часть. Беседа «Как мы решаем конфликты»
Практическая часть. Тест «Мы и конфликты», мини-сценки «Решение конфликтов»
28.Безопасное поведение. Опасное и безопасное поведение.
Теоретическая часть. Упражнения «Мое пространство», «Алфавит»
Практическая часть. Упражнения «Опасная - безопасная ситуация», мини-дискуссия «Кто поможет?»
29.Определение опасных ситуаций.
Теоретическая часть. Беседа «Какие ситуации мы считаем опасными?»
Практическая часть. Ролевая игра «Инструкция безопасного поведения»
30.Манипуляции в СМИ.Приемы психологическое манипулирования.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Почему необходимо уметь распознавать манипуляции»
Практическая часть. Упражнения «Поездка в Берлин», «Виды манипуляции»
31.Противостояние манипуляции.
Теоретическая часть. Актуализация знаний и опыта участников
Практическая часть. Мозговой штурм «Как противостоять манипуляции?»
32.Критическое отношение к рекламе.
Теоретическая часть. Беседа «Реклама в нашей жизни», «Влияние рекламы»
Практическая часть. Ролевая игра «Антиреклама», «Магазин ненужных вещей»
33.Здоровый образ жизни.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Зачем вести здоровый образ жизни?»
Практическая часть. Упражнение «Рекламная компания за здоровый образ жизни»
34.Обратная связь.
Практическая часть. Игра «Трасса 14-19»

Методическое обеспечение программы

Тема занятия
Форма занятия
Приемы и методы
Методические пособия
Форма подведения итогов.

Личность и индивидуальность

1.Вводное занятие



Беседа, упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»
Входная диагностика

2.Личность и индивидуальности


Групповая дискуссия, упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
Схемы, диаграммы, таблички с надписями


3.Уважительное отношение к своей и чужой личности
Обсуждение, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


ВИЧ-инфекция и СПИД.

4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом
Мини-лекция, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Зависимость. Что это?

5.Химическая зависимость.
Мини-лекция, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Человеческие ценности.

6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.
Дискуссия, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


7. Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.
Беседа, дискуссия
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Цели и смысл жизни.

8 Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.
9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.
Упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»



Упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Моя семья.

10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.




Беседа, упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», два листа с контурами человека, карточки для игры


11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.
Беседа, упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Самостоятельность, выбор, ответственность.

12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения
Примеры, мозговой штурм
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Принятие решения. Уверенность в себе.

13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.
Мини-лекция, ролевая игра
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План - конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.
Обсуждение, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План - конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Творчество и самовыражение.

15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.
Упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Эмоции и чувства

16.Разнообразие эмоций и чувств.


Беседа,
мини-лекция
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


17. Выражение своих эмоций и чувств
Дискуссия, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», карточки с названием эмоций


Стресс.

18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему

Мини-лекция, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»



19. Способы преодоления стресса.

Обсуждение, релаксация
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.
Мозговой штурм, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», записи со спокойной музыкой


Общение, дружба, социальная поддержка.

21.Понятие социальная поддержка

Беседа, мини-сценки
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


22.Дружба, дружеские отношения.

Беседа, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении
Мини-лекции, упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Групповые нормы. Конформизм.

24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы
25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ
Актуализация знаний, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»



Беседа, мини-сценки
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Конфликт.

26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций
Беседа, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


27.Возможность решения большинства житейских конфликтов
Беседа, тест
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Безопасное поведение.

28. Опасное и безопасное поведение.

Упражнения
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»



29.Определение опасных ситуаций.
Беседа, ролевая игра
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», карточки с ситуациями


Манипуляция в СМИ.

30.Приемы психологическое манипулирования.

Упражнения, мозговой штурм
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


31.Противостояние манипуляции.








Актуализация знаний, мозговой штурм
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», кассета с записью фрагмента фильма «Собачье сердце»


32.Критическое отношение к рекламе.
Беседа, ролевая игра
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»


Здоровый образ жизни.

33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.
Мозговой штурм, упражнение
Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум
План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор»
Выходная диагностика

Итоговое занятие.

34. Обратная связь.

Игра

Бланки анкет























Список использованной литературы

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
2. Аршинова В.В., Рубанова М.Н., Митькина Е.И., Черноризов А.М., Исаичев С.А.,
Глебов В.В. Программа курса занятий по формированию устойчивого развития
личности как основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами
среди детей и подростков // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. – № 1.
3. ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения. Пособие для преподавателей / Под общ. ред. О.М. Романенко. Казань, 2000.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2003.
5. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек, или Будь счастливой и
привлекательной. СПб.: Питер, 2005.
6. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков, или Будь сильным и успешным. СПб.: Питер, 2005.
7. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002.
8. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. СПб.: Изд-во «Образование–Культура», 2002.
9. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2004.
10. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. Семейный психолог отвечает. М.: Генезис, 2004.
11. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования.
М.: ПЕРСЭ, 2003.
12. Подростковая наркомания: профилактика подростковой наркомании: Комплект
наглядно-методических пособий (слайды) / Составители С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. М.: Планетариум, 2003.
13. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу.
Руководство для сотрудников интернатов и детских домов / Авторы-составители
И.Кружкова, Н.Морозова. М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2002.
14. Программа «Основы здорового образа жизни». Лиски: Отдел образования городского комитета администрации г.Лиски Воронежской области, 2000.
15. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков: Методическое пособие /
Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Образование и здоровье, 2005.
16. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2006.
17. Профилактика наркозависимости: нормативные, информационные и методические материалы. Сборник методических материалов / Составители Е.В.Конева, О.А. Коряковцева. Департамент по делам молодежи администрации Ярославской области, 2002.
18. Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Педагогическое общество России, 2000.
19. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2002.
20. Родионов В.А. Я и все-все-все. Формирование социальных навыков как условие
здорового жизненного стиля. Тренинговые занятия для учащихся 5–9 классов.
Ярославль, 2002.
21. Родионов В.А., Ступницкая М.А, Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков: Для учащихся 1–11-х кл. Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
несовершеннолетними и молодежью / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и
Л.С. Шпилени. СПб., 2003.
23. Руководство практического психолога. Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика
наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.
26. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической
зависимости для детей 9–12 лет. М., 2000.
27. Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. «Перекресток»: реабилитационная программа. М., 2000.
28. Фаловски К. Опасные наркотики. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
29. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
30. Я выбираю мир! Образовательная программа по предупреждению жестокости и
насилия для детей, подростков, их родителей и педагогов / Под общ. ред. Т.Д.Пестич.
Ярославль: Медико-педагогическая школа, 1997.
31. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск: Гуманитарный проект, 2000; М.: ГУП «Медицина для Вас», 2003.
32.Синягина Н.Ю., Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы.-М: Московский городской фонд поддержки книгоиздания,2004
33.Исцление от «Рая», реабилитация и самопомощь при социальной зависимости, под.ред. .Н.В. Волкова. Речь, Санкт-Петербург, 2008
34.Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков, методическое пособие для социальных педагогов. Нижний Новгород, 2004
35.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.: ЧеРо, 2007.
36.Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс Коммуникативный тренинг. Речь, Санкт-Петербург, 2006
37.Что такое наркотики и как человек превращается в наркомана (методическое пособие для педагогов и родителей). Департамент здравоохранения Нижегородской области,2007














Заголовок 4 Заголовок 6

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X