Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ольга Поздеева

Эффективное взаимодействие педагогов с родителями

скачать документ

Вернуться назад

Тренинг для педагогов«Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходованиядушевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями. Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.Задачи: осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;содействие повышению уверенности в себе, осуществление индивидуального подхода к родителям.Групповая дискуссия. Как вы понимаете фразу «барьеры общения»? Когда возникают барьеры в общении между педагогами и родителями? Давайте поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами (записываются ответы участников на доске).Рисуночный тест.Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур».После завершения рисунка: «Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки, сейчас я буду задавать вам вопросы, вам надо на них ответить, но ответы эти только для вас, постарайтесь быть максимально искренними, записывать ответы не надо, но если кто – то хочет, то в ходе упражнения можно делать пометки, подписывать фигуры, перемещать их стрелками и т.п. Обсуждать ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы – это можно будет сделать в конце упражнения».Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой?Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиться успеха?Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?Обсуждение: Вопросы были даны для того, что бы помочь нам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить. Желающие поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы могут сделать это сейчас…Упражнение «Услышь меня родитель, услышь меня педагог».Делимся на две группы, одна – это родители, вторая – педагоги. Первой группе дается анкета для заполнения образа педагогов, второй – анкета для заполнения образа родителей (ниже прилагаются анкеты).Обсуждение первого вопроса сначала с одной группой, затем с другой. Далее обсуждение второго вопроса анкеты по группам. Искусственно создается конфликт между противоположными лагерями.Упражнение «Преврати недостаток в достоинство, а достоинство в недостаток».Выбирается очень болезненная претензия, из-за которой разгорелся конфликт. Кого больше всех эта проблема возмущала дается инструкция:  «Подумайте и найдите позитивное зерно в этом «недостатке». Когда участник проработает эту мысль в позитивном для себя ключе, эта положительная сторона для соседа группы становиться отрицательной. Инструкция следующему: «Вот то, что сейчас сказал коллега и для него это хороша, для тебя плохо. Почему?» Далее идет поиск ответов, что же в хорошем может быть плохого. Когда негатив в положительном будет найден, Это то и становится негативом для следующего участника группы. Инструкция: «Этот негатив коллеги для тебя хорошо. Почему». И таким образом работает вся группа, ломая голову над тем, как же в негативе увидеть положительное, а в положительном – недостатки.Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями».1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.Упражнение «Услышь меня родитель, услышь меня педагог» продолжение.Прорабатываем третий вопрос, а именно пожелания каждой стороне: родителей - педагогам, а педагогов – родителям. Обсуждение длится, пока все стороны не договорятся.Рефлексия (подведение итогов, обмен мнениями, мыслями).Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».Релаксация, закрепление положительных эмоций (проводится под релаксационную музыку).– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…Образ педагогаКакие вы можете назвать сильные стороны педагогов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие вы можете назвать слабые стороны педагогов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что вы можете пожелать педагогам__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Образ родителяКакие вы можете назвать сильные стороны родителей____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие вы можете назвать слабые стороны родителей____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что вы можете пожелать родителям?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X